Как вы думаете, где живётся лучше, чем в раю? Конечно же, в бескрайнем лазоревом океане, где, куда ни глянь — прозрачный простор! Внизу чудесный сказочный лес, такие джунгли, каких на земле не видывали, а сверху, сплошная красота из преломляющегося солнечного или таинственного звёздного света! Прибавить к этому, что в благословенной воде полно вкусной еды, которую сколько ни глотай, она всё равно не кончается. Так чего же ещё надо для беззаботной счастливой жизни?
Селёдка так и жила. Целыми днями носилась она в своей серебристой стае, наслаждаясь простором и скоростью, глотала вкусный планктон, и ни о чём не думала! Да и о чём тут думать?
Нет, ну, конечно и в океане имеются свои трудности и неприятности. Например — буря!
Какая бы ты ни была лихая пловчиха, как бы ни был дружен селёдочный косяк, океанская буря без труда раскидает и размечет эту стайку братьев и сестёр, разобьёт о скалы их серебристые тела, и не будет больше прекрасной многочисленной стаи, а те, кто выживет, врядли найдут друг друга в огромном океане.
Да, всё это может случиться, если косяк заблаговременно не уйдёт на глубину. А косяк уйдёт, ведь селёдки не дуры, когда они вместе. Другое дело порознь, тогда… Но, потому они порознь и не живут.
Ещё одна напасть — хищники. Эти бывают самыми разными. Прежде всего, огромные зубастые рыбы, способные проглотить от нескольких особей, до нескольких сотен селёдок за один раз! А ещё, стремительные чайки и другие птицы, выхватывающие из воды селёдок по одной, когда стая подплывает слишком близко к поверхности, чтобы погреться и подышать.
Наша селёдка хищников совершенно не боялась. Спросите, почему? Всё очень просто! Вы видели селёдочный косяк, резвящийся в чистой воде? Он, единое живое существо — извивается, играет, летит куда-то, к одному ему ведомой цели! А сколько в нём отдельных селёдочных душ? Тысячи? Десятки тысяч? Могут быть и миллионы, случается по-разному, но селёдок всегда много, в этом их сила! И сколько бы хищники не вырывали из их рядов отдельных представителей селёдочного народа, стая будет жить и всё время пополняться новыми членами.
Но может быть, вы спросите, что с этого одной, отдельно взятой селёдке, которую так легко поймать и съесть? Селёдки ведь никак не защищаются, ни по одной, ни все вместе. В чём же он, главный и основной принцип селёдки, благодаря которому она счастлива в океане, среди штормов и хищников?
Оказывается всё дело в той же многочисленности. Сколько бы хищники не хватали селёдок зубами, когтями и клювами, шанс, что им попадётся именно эта, а не какая-то другая селёдка настолько мал, что ей почти не о чем беспокоиться! Говоря по научному — вероятность попасть кому-то на обед для нашей селёдки всегда составляла меньше одной десятой процента!..
Конечно, она ни о чём таком не думала, и вообще не подозревала о каких-то там количествах и процентах. Селёдка резвилась вместе со всеми, играла, кормилась и радовалась, когда рядом съедали не её. А это случалось постоянно, несмотря на проценты.
Вот в стаю ворвался юркий черноглазый тюлень. Ам, ам, ам! И ещё парочка «амов». Неплохо закусил, после чего устремился вверх с крупной рыбиной в зубах. Может, решил насладиться её вкусом, не торопясь, на свежем воздухе, а может, понёс кому-то. Нельзя сказать, что от него не шарахнулись в страхе те, кто был поблизости, но стоило ему покинуть пределы стаи, косяк тут же восстановил свою стройность и порядок, после чего устремился дальше. Что же до съеденных родственников, то нашей селёдке не было до них никакого дела.
А вот широкий черпак клюва пеликана, без особой паники забрал сразу несколько душ, не потревожив при этом никого из окружающих. Что тут скажешь? Кому не повезло, тому не повезло, а нашей селёдке снова повезло, ну, так о чём ей волноваться, если никто вокруг не волнуется?
Но, что это там внизу? Ах, это страшная зубастая мурена вылетела, как пружина из своей норы и схватила кого-то снизу. Ну, и что с того? Мурена всегда удовлетворяется одной жертвой, и сразу прячется в нору. Ей очень быстро снова захочется есть, но косяк, к тому времени, будет уже далеко, а кого она тогда съест, уже не имеет никакого значения.
Щёлк! А вот это было действительно страшно! Похожий, одновременно на ножницы и на кусачки мощный клюв баклана, схватил соседку, плывшую на расстоянии вытянутого плавника, сломал ей хребет и исчез… Селёдка нырнула глубже, и оказалась в середине стаи. Жизнь не может быть абсолютно безопасной. Когда вокруг множество мелких хищников, самое безопасное место, это середина стаи. Правда, тут совсем мало еды, но лучше потерпеть, чем самой стать едой. И, надо помнить, что когда появляется крупный хищник, то он бросится, как раз, в середину...
Она даже не увидела, кто на этот раз атаковал косяк. Что-то огромное пронеслось на большой скорости, распахнув пасть, похожую на пещеру. И в этой «пещере» исчезла «голова» косяка, в которой плыли наиболее крупные и жирные особи. Вот вам и правило середины… На этот раз оно было полностью подтверждено, и именно это спасло нашу селёдку. Воистину, она родилась под счастливой морской звездой, иначе её съели бы ещё мальком или даже икринкой!
Как бы то ни было, но косяк сначала опешил, а потом устремился дальше. Ну и что, что съели самых крупных? Они отличались от остальных только тем, что первыми устремлялись к скоплениям корма и первыми жрали его, расталкивая всех остальных. По-настоящему, вожаками эти обжоры не были. Косяк двигался вслед за ними, зная, что весь планктон они всё равно не сожрут. Теперь настал черёд следующих по силе и размеру нагулять жирок!
Принцип селёдки прост — будь, как все, будь со всеми, и тогда будешь сыта и невредима!.. Но, что это? Что случилось с косяком? Почему все вдруг перестали плыть в одном направлении, а развернулись, кто, куда, и стали нелепо тыкаться, налетая друг на друга?
Внезапно стало очень тесно, так что нормальное плавание превратилось в какую-то толкотню. При этом селёдка почувствовала, что движется вместе со всеми куда-то, поимо своей воли, а за тем случилось и вовсе что-то невероятное — вода кончилась!
В её жизни не было ничего подобного. Воздух резкой болью впился в жабры, но теснота при отсутствии воды пугала ещё больше. Селёдка принялась отчаянно биться и дёргаться, чтобы выбраться из общей шевелящейся массы, и ей это удалось! Она запрыгала поверх того, что только что было её родной стаей, но выхода не было, как не было нигде свободной воды. Повсюду только враждебный воздух, расчерченный в мелкую клетку!..
Что тут скажешь? Косяк попал в рыболовный трал. Перепуганную мятущуюся рыбу, извлекли из родной стихии, подняли в воздух и высыпали на палубу, чтобы разобрать и доставить на берег, где с ней поступят так, как поступают с рыбой!
А что же наша селёдка? Думаю, она и сейчас вместе со всеми — засолена в какой-нибудь бочке. А может быть, кто-то счёл, что её лучше будет закоптить, законсервировать или зажарить!
Это не важно, а важно то, что принцип селёдки — прятаться в общей массе и надеяться, что съедят не тебя, срабатывает далеко не всегда. Надеюсь, это все поняли?
..............
..............
03.01.2023
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.