Григорий Неделько
В инструкции не указано
Проблемы начались почти сразу после того, как Спайс Помадкин сделал всё строго по инструкции; при этом вероятность ошибки не то чтобы исключалась, однако являла собой исчезающе малое число. Посудите сами, насколько велика возможность промаха, если 4D-инструкция состоит из жалких 3 пунктов:
I. Раскрыть трансформер-упаковку и извлечь из неё работомодули.
II. Установить модуль вивенди [vivendi], подписанный "Для Пользователя", в головную часть собственно Пользователя, а модуль операнди [operandi], с примечанием "Для Пользуемого", — непосредственно Пользуемому в центр регуляции безусловного поведения.
III. Слушать, управлять, менять, получать удовольствие, отключать и т. д.
Комполанд, планета разумных компьютеров в системе триединой звезды созвездия Галактического Шара, что в Планке (Вероятности) под номером 2645-758-Beta, для совсем уж полнейших понимания и простоты не только выгравировала квантовым резаком на обоих модулях названия и точную информацию относительно того, у кого внутри они должны находиться, но также подписала верхнюю и нижнюю части похожих на большие таблетки металлических чипов, поместила голосчётчик оставшейся энергии, вмонтировала аварийную кнопку, кнопку срочно-принудительной деактивации-извлечения, предусмотрела самотрансформацию модулей в случае непринятия их носителями либо определённой областью носительских организов… И далее в том же духе практически до бесконечности.
Ошибки попросту не могло быть. Не могло!
И всё же… раз проблемы начались, значит, ошибка есть; где-то когда-то почему-то из-за чего-то и с некими последствиями и параллельными изменениями/промахами собственноручно он, Спайс Помадкин, запустил не ту программу. Другой вариант — засбоила старая. Вариант третий — сломался ко-п (по-старинному: компьютер). Четвёртая версия — предпосылки крылись в окружающем мире. Пятое, шестое… двадцать седьмое… четыреста восемьдесят девятое предположение!..
Ладно, хорошо, давайте разбираться.
Когда Помадкин послал ко-пу телепатический сигнал принять автоматическим способом и проанализировать данные его, Помадкина, исследований в области звёздной инженерии, поскольку Спайс занимал пост замглавного инженера Террии (ранее — Земли) по межконтинетальному совершенствованию, ко-п чихнул, сморкнулся, заморгал экраном… и не стал ничего делать. Последовал повторный запрос, и на сей раз ко-п повёл себя ещё более вызывающе: загрузил в едва ли не бесконечного объёма и столь же быстрый и надёжный, по словам производителей, банк данных документы, прочитал их — примерно за 0,000000431 секунды, — вывел на экран предварительные результаты, — чем и ограничился. Потихоньку начиная злиться, Спайс, безразлично тому надеясь на лучшее и гоня прочь беспокоящие, глупые (в самом-то деле!) подозрения, повторил приказ снова, причём для пущей убедительности ввёл его с помощью не автовоспринимателя, а древним, прадедовским способом, через клавиатуру. Ну и… ко-п вообще прекратил отвечать.
Уже не злясь — накаляясь, что твоя проволока в лампочке XX века, и одновременно не боясь и ни капли не опасаясь перегореть, Спайс Помадкин вошёл в настроение воинствующего пофигизма и заново, то есть абсолютно заново, набело, переписал задачу для ко-па — это отняло у него час с солидным гаком, — после чего, естественно, ввёл переделанную программу с квантоносителя в упирающийся по непонятным обстоятельствам компьютер, опять же — благодаря века назад потерявшей актуальность клавиатуре. Ко-п помедлил секундочку и выбросил… нет, не отображаемые на хай-энд-плоском экране данные, но давно никому не нужные листы бумаги прямиком в лицо "хозяина"; "хозяин" перестал накаляться — он принялся сатанеть, притом в прогрессии, пресильно и очень далеко обгоняющей геометрическую.
Итак, закончив с отборной руганью и отвесив ко-пу увесистый — для человека, впрочем — пинок под металлический (мод-титановый) зад (нижнюю часть корпуса), Спайс Помадкин сел и заставил себя активно думать.
Когда это не помогло, он обратился к быстро оставленной, вовсе не казавшейся важной инструкции.
Что ж, посмотрим...
Пункт I. Достать из упаковки модули. — — И что тут может быть неясного, двузначного, многозначного, неправильного?.. Транс-упаковка открывается единственным манером, и им же достаются модули — по крайней мере, на взгляд обычного, нормального, среднестатистического человека первой четверти XXVI века.
Глядим дальше. Пункт II. Модуль операнди (поведения) — в Пользователя, управленца, тогда как модуль ("Почти что модус", — вдруг подумал Помадкин) вивенди (существования) — в Пользуемого. — — Где, где здесь хотя бы теоретически, с минимально допустимым планк-числом кроется ошибка? Нестыковка? Ментальная подножка?!
Переходим к III пункту. Применять модули и радоваться.
— Пф-ф, — фыркнул Помадкин.
Даже обдумывать нет смысла, и не хочется зря тратить время.
Побив себя указательным пальцем по нижней губе (синтетической, заменённой: всё-таки Спайс не мальчик, пусть и не старик, а взрослый мужчина — 263,7 стандарт-года), Пользователь отдал ко-пу элементарнейший мысленный приказ в модуль вивенди — выключиться. Не раздумывая, наглый компьютер отправил владельца в чрезвычайно интересное путешествие на самые весёлые буквы, из всех ко-пу доступных, а таковых насчитывалось, принимая во внимание количество открытых солнечных систем и успешных межпланетных контактов, аж одиннадцатизначное число.
Стараясь не впадать в отчаяние и, вне зависимости от этого, в него и впадая, Спайс Помадкин сел и загрустил; чтобы уничтожить приступ грусти, он щёлкнул пальцами и набрал голосом на прилетевшем фоне номер технической поддержки.
— Робоподдержка слушает.
Помадкин предельно сжато и информативно изложил суть постигших его (или ко-п? Тут он не был уверен...) злоключений и попросил если не подмоги, то хоть совета.
— Данная проблема не числится в базе готовых ответов, а равно и в коде генератора помощника по случайно-нефиксированным проблемам.
Связь прервалась; Спайс же загрустил боле прежнего.
Он поднялся с антиграв-эластокресла, тем самым дав предмету команду опуститься на пол и временно прервать работу; Спайс прошёлся по комнате, Спайс прошёлся в кибермаркет, Спайс прошёлся автодорожкой по улице, взлетел на пневмолифте и вернулся в "умную" квартиру. Результат — ноль новых мыслей и те же, бесполезные старые.
Помадкин, обходя стороной путаницу с модулями, "попросил" ко-па (на деле же — потребовал, поскольку имел право, согласно уплаченным деньгам и договору с покупателями) — он потребовал у ко-па включить реал-стратегию; давненько Спайс не расслаблялся подобным образом, и, кажется, настало оное время. Ко-пу, однако же, так совсем не показалось, и он запустил не реал-стратегию "Создай свой мир", но ЭП-гонки (гонки с эффектом присутствия) "Первый на планетах". Обречённо вздохнув, Помадкин сел играть в гонки; создал игрока — копию себя, что хранилась в сознании под грифом "Я бы хотел быть вот каким!", — выбрал вездемобиль по тому же принципу «хочу» и ментально щёлкнул по рандомной планете из сотен представленных. Когда заезд стартовал, ко-п моментально вырубился.
Помадкин, нельзя не отдать ему должного, отнюдь не растерялся и попытался применить совпадение (совпадение ли? Но прочь, прочь эту мысль, не время акцентироваться на мелочах!) себе во благо, переписав в ко-пе модуль-программу, точнее, один абзац, затерянный посреди десятков тысяч страниц, на реагирование соответствующим поведением; по задумке Спайса, нежелание ко-па отключаться можно нивелировать и восстановить верно, по-правильному, ежели убедить ко-п в том, что он выключился не по собственной воле (чушь! ишь чего, металлическая компьютерная башка, выдумал!) и, вместе с тем, строго по плану Помадкина. Даже когда устройство пребывало в нерабочем состоянии или режиме ожидания, Спайс не терял из наличия около дюжины путей для внутревнешней модификации ко-па.
Возникает вопрос, согласны? "Что сделал ко-п?"
А ко-п просто-напросто включился, закрыв голо-окно дешифрации, сбив уже введённые надстройки и возвратившись к первичному положению вещей; что оно первичное, Помадкин убедился немедленно, стоило лишь подлецу-аппарату запустить в случайном порядке несколько треков из неоклассики XXII — XXIII веков.
"Само по себе это ничего не означает, — плюхнувшись назад в эластокресло, думал и размышлял Спайс Помадкин, — только я же его, гада, ни о чём схожем не просил!.."
Ко-п веселился — или релаксировал, или испытывал настрой иного рода, или чёрт его, вообще-то говоря, разберёт!.. Хозяин же непослушного верного ИИ-«друга», от нечего делать и от безысходности, набрал на подозванном привычным щелчком пальцев фоне номер, проштампованный лазерным штемпелем на нижней части трансформер-коробки, когда-то содержавшей модули; данный номер, замечая сенсорами приближение живого человекообразного существа, подсвечивался достаточно ярким и всё же не слепящим светом встроенных распылённых лампочек. Прямой номер завода-производителя.
— Алло, — живым гуманоидным голосом и, по правилам, довольно чинно ответил ко-п-администратор.
— Здравствуйте! — поживее и повзволнованнее поздоровался Спайс Помадкин. — Сознаю, что обратился не туда, и не рассчитываю на положительный результат...
— Можете говорить по-человечески, — вежливым тоном перебил компьютер-администратор, — я поддерживаю эту функцию с рождения.
Издав наиболее печальный вздох из всех, которые ему довелось вопроизвести за прожитые 263,7 стандарт-года (чип памяти подтвердит), Помадкин пересказал печальнейшую же на своём веку (веках) историю — на этот раз скорее в подробностях, чем лаконично, пускай его и грех было за то судить.
Повисла двух-трёхсекундная тишина, по истечении которой последовала вроде бы и вполне ожидаемая Спайсом и единомоментно странно несообразная ситуации реакция. Смех.
Компьютерный администратор задорно смеялся.
— Простите, пожалуйста, — сказал он затем, прерываясь и снова становясь профессионально серьёзным. — Конечно, я с радостью решу вашу проблему.
— Значит, проблема всё-таки есть? — с надеждой воспросил Помадкин.
— Крайне незначительная, — уточнил админ. — Вы перепутали четвёртый шаг.
"Четвёртый? — мысленным удивлением вскинулся Спайс Помадкин. — Какой ещё четвёртый? Неужели этот "железный парень" тоже спятил? Они там что, эти ко-пы и их разумные разновидности, через одного психи? Или все подряд?!"
— Четвёртый пункт, желали вы сказать? — осведомился Помадкин, полагая, что прав он, но не администратор.
— Именно, хью. — Компьютер использовал сокращение от угодливого стандарт-обращения «хьюман».
Помадкин ответил в той же манере:
— Но, уважаемый пэка, в чём тогда дело? Где кроется проблема?! И почему вы… — Он старательно снизил градус волнения. — Отчего вы не прописали пункта №4?
— Потому что этого не нужно.
— А? — Растерянность пользователя била рекорды и рекорды рекордов.
— Потому что упомянутого пункта как такового не существует.
Спайс Помадкин молчал и тупо смотрел на растягиваемый реал-(4D-)монитор многоцветного фона.
— Данный пункт, а идентично и пункты 5, 6, 7, 8, 9 и прочие… ну, вы меня понимаете...
Спайс его не понимал — чертовски не понимал!
Однако ко-п-админ покуда не закончил объяснения.
— Видите ли, новые пункты появляются в процессе установки и работы исключительно из-за поведения Пользователя и Пользуемого; например, вы знаете, что четыредэ-книжку нужно смотреть и чувствовать, но определённые чувства и реакции в разные моменты у чтецов зачастую бывают не то что непохожими — диаметрально противоположными!
О нет...
О боже!..
Спайс начал догадываться.
— Вы ничего не перепутали и всё равно ошиблись кое в чём; вины на вас нет и лежать не может в принципе, да и не учли вы особенности, не касающейся вашего, человеческого мира. Вспомните, где и кем произведены модули. — Ко-п на фоне не поучал — только лишь рассказывал, ни словом, ни знаком более. — Это детища разумных компьютеров, так вы нас именуете, и "рожали" мы тех детей, в первую очередь, лично для себя, а потому...
"… а потому, — завершил про себя Спайс Помадкин, — Пользователя и Пользуемого надо поменять местами, ведь, с точки зрения наделённого разумом ко-па, единственно он, ко-п, пусть даже комнатно-упрощённого вида, представляет собой Пользователя, тогда как все остальные, и человек тоже, — не что другое, кроме Пользуемого!"
Спайс Помадкин уставился в стену.
— Алло? Уважаемый хью? — предельно бесстрастно, классически по-компьютерному окликал его ко-п на беспроводе. — Вы меня слышите? Отзовитесь, пожалуйста. Возможно, вам нужна помощь? Несколько иного сорта, я предполагаю? Либо же нет? Уважаемый хьюман...
А уважаемый Хьюман хранил молчание и изучал невидимые, нереальные трещины в титанобетонной стене «умной» квартиры — просто… ну, просто потому, что для него наконец нашлась преинтересная вещь, о которой действительно стоит подумать.
(Март 2016 года)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.