Не получится у меня критика на конкурс — слишком традиционная сказка, не знаю, что про нее писать.
Примечания по ходу чтения.
а уж ручейков, которых было немало, совсем незаметно стало.
Случайная рифма в прозе — помеха благозвучию и музыкальности.
Опустела степь, и тракт опустел с ней.
Неоправданная обим стилем инверсия, имхо, лучше бы предложение перестроить.
Причитали-горевали жители, да поделать ничего не могли, да и не хотели.
Повтор.
— Три ведра золота, это хорошие деньги
Три ведра золота — это аааагромные деньги! Хотя, конечно, знать бы, что же там за ведра…
А дом с садом и колодцем точно дороже трех ведер золота? По логике сказки вроде должен быть дороже, а как по цене — сомнительно.
бей дарует десять коней из своего табуна и отдаст младшую, красавицу Мирвари, дочку в жены!
А, так мы на понижение играем? )))
— Сходи к старьевщику Акраму
Старьевщик Акрам, похоже, самый богатый в городе — полон дом антикварных артефактов )))
да и не так красивы, зато все лошади выносливы и не прихотливы.
Опять рифма.
предложил мне десять дихремов за ночь проведенную вмести.
Вместе?
Вот так я и знал, что со старьевщиком нечисто, что окажется он каким-нибудь местным Гэндальфом )))
Ну а теперь про сказку в целом.
Сказка хорошая, написана по образцу народной: с архетипичными героями, которые в большей степени сказочные функции, чем живые люди. Есть тут и трусливый ловкач, и жадный богач, и самовлюбленный гордец. Все получили испытания и, с успехом провалив их, были наказаны за свои пороки
Есть непонятливый наследник, которого воспитали и научили быть истинным правителем, есть и его настрадавшийся народ.
И герой есть, непременно выходец из этого самого народа, вежливый, справедливый и смекалистый. Он, конечно же, все испытания выдержал с честью, спас город, а попутно и своих незадачливых предшественников. И те, наученные горьким опытом и излеченные волшебной психотерапией, теперь будут трудиться на общественное благо.
И прекрасная дева есть, и ее мудрый дед, который, как я понимаю, и подстроил все сказочные испытания. А что? Молодец, убил даже не двух зайцев сразу, а трех: городу и народу — мир и процветание, юным горожанам — складная сказка и важная наука. А внучке-красавице — супруг добрый, честный, уважаемый. Да еще и по любви.
Сказка восточная. И восточный колорит в определенной мере присутствует: тут вам и беи с дэвами, и пров на дастархане, и пери, и красавицы, прикрывающие платками лица.
Однако же колорит в большей степени антуражный, чем фактический. Фактического духа именно восточной сказки я не увидел. Можно поменять Рустама-чеканшика на Егорушку крестьянского сына, Ивана-солдата или Фрица-башмачника, дастарханы на столы, чай на квас или пиво, суть сказки не изменится, мораль не исказится, обаяние не пропадет. И языковая стилистика в общем-то тоже не именно восточная (тут, как я понимаю, персидская должна быть?) а скорее общесказочная. Стилизация очень легкая, почти незаметная. Это недостаток? Не знаю, однозначно не скажу. Я тут вижу сказку детскую, и, если автор именно так и задумывал, то вряд ли это какой-то заметный недостаток. Ребенку главное, чтобы было доходчиво и интересно, нравоучительно в меру, без перебора. Тут все это есть. А требовать от авторской сказки корней народной — это наивно. Очень уж сложно такое осуществить.
В целом считаю, что сказка удалась. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста очень рекомендую. Более взрослым, подросткам, думаю, что надо уже что-нибудь посложнее, с не столь однозначной моралью.
А дом с садом и колодцем точно дороже трех ведер золота? По логике сказки вроде должен быть дороже, а как по цене — сомнительно.
Вот так я и знал, что со старьевщиком нечисто, что окажется он каким-нибудь местным Гэндальфом )))