Критика на конкурс. Иван и Серый Волк. Введение. Прочитала рассказ (нет, все же лучш
 
avatar
Критика на конкурс.
Иван и Серый Волк.
Введение. Прочитала рассказ (нет, все же лучше — притчу!) довольно легко, на автомойке (пардон, за подробности), пока четыре паренька намывали мой уставший автомобиль. После последних слов рассказа подняла глаза: за стеклянной перегородкой шумела и размахивала ухоженными ручками девица, хозяйка «лендровера», стоявшего в соседнем боксе. «Беседы» не было слышно, но пятеро мужчин, к паренькам присоединился владелец мойки, хмуро переглядывались, пожимали плечами – короче, играли за провинившуюся команду. «Красавица», вдруг подумала я. Вспомнилось имя из текста. «Эта будет всегда настаивать на своем и выбирать только лучшее». Один из парней махнул рукой и быстро вышел из бокса, не взирая на рассерженное лицо хозяина. «Ясноглазый» взбрыкнул», усмехнулась я. Через минуту в комнату ожидания вошел другой парень. Мокрый от пара, с тряпкой в руках, он направился ко мне.
-Извините, девушка, вы не могли бы подождать еще минут семь. Тут… клиентка записывалась… Надо срочно…
-Нет проблем, — я даже обрадовалась возможности задержаться и написать критику по свежим впечатлениям. Про себя назвала подошедшего «Тихим».
-Для вас бесплатно канистра «омывайки» за счет фирмы! – обрадовался и парень.
Вокруг нас живут сказания. За шелухой бытовухи и за скоростями гонки за лидерами и деньгами мы перестаем видеть, чувствовать и сочинять сказки, теряем умение возводить анализ событий до уровня притч, которые могли бы передать грядущим поколениям.
«Мой Глупый» — притча. О потерянном взаимопонимании между человеком и природой. О взаимной тоске и взаимном недоверии друг к другу.
Волк, герой притчи, — это Природа, чувствующая былую связь с человеком, чувствующая, может быть, ответственность за глупые создания, навсегда отделившие себя от живого мира, медленно созревающие нравственно, но быстро уничтожающие все вокруг себя. Такой вот взгляд на нас с той стороны Бегущей. С этой стороны-то мы давно смотрим проще.
Название отражает смысл притчи полностью.
При прочтении текста определяются восемь частей.
Первая часть — короткое вступление. Герой вернулся на место былых событий. Его мысли, его переживание былого, той напрасной жертвы, которая была принесена когда-то, сразу же заставляют поверить Герою и начать ему сопереживать. Была жертва, был выбор, но не то ни другое не остудило муки Героя. Это оставалось с ним долгие годы его жизни. Надо признать, что мы, читатели, пойманы быстро и ловко, словно Ушастые в расставленные силки. Мы хотим знать, в чем же дело?
Вторая часть – появление Глупого. В этой части обнаруживается, что герой нарушает все законы племени. Меня, как читателя, охватило возмущение поведением героя. Он прячется, крадется. Ради чего? Закралась и осталась тревога, переданная автором в словах отца.
Третья часть – отношения с Красавицей. Герой начинает терять свое будущее вожака, будущее мужа, будущее ради неизвестного и непонятного нам Глупого, которого, кстати говоря, по воле автора мы боимся, которому мы, как стая, не доверяем. Нам не понятно влечение к Глупому, но мы сочувствуем герою и понимаем его. Почему? Возможно, потому, что каждый из нас переживал подобное состояние: не владение собой и неуправляемое стремление к другому существу. В этой части возникает подозрение к словам Красавицы, которая совсем не по-женски относится к чужим детям. Это отталкивает от нее. Мы становимся на сторону более человечного Героя.
Четвертая часть – возвращение Друга и его помощь. Нам становится легче. Мы понимаем, со стороны друга не будет зла. Мы готовы поверить в чудо. Но в этой части есть досадный провал. «На другой день встретил я Глупого. И на третий. И на четвертый». Ожидалось больше авторского внимания к росту дружеских чувств между героями. Не хватает каких-то двух – трех ярких деталей, радующих сердца читателей. Потом, далее, слова в тексте – «Я пил яд из его раны, он охотился для моих братьев» вызывают чувство обоснованного недоумения. Где яркие картинки этой охоты?
Пятая часть – поиск Глупого и момент выбора. Да, нам понятна тяжесть выбора Героем своего пути и, как бы банально это не звучало, возникает вопрос или чувство: как бы я поступил на месте героя? Выбор же Красавицы обескураживает, но по-человечески понятен.
Шестая часть – деревня и раскрытие сюжета. По-моему, самая слабая часть рассказа. Она не продумана до конца, спадает накал притчи, улетучивается высокая романтика. Первые слова части – «Как-то раз…» сводят чудесное повествование к ожиданию юмора. Герои — люди не заслуживают того, чтобы над ними плакали. Поведение их можно оправдать только большим количеством выпитого. В одну, важнейшую и трагедийную часть, всунуты сразу два флешбэка. Повествование сбивается. Крики «оборотень!» не воспринимаются серьезно. Утверждение «душа Ванюшки черная» не убедительно, даже с точки зрения Захара. Надо было еще пять-шесть коров положить, сломать ногу тетке Тасе, увести в мир иной как-то необычно Егоровну. Тогда бы… магия притчи не ускользнула бы, может быть, так быстро.
Седьмая часть – смерть Глупого и возвращение. Природа, коснувшись человека, становится другой. Отсюда — отравленный человечностью Герой не разорвал Тихого, а сумел сдержать себя, проявил раскаяние. Нам его жалко, нам вместе с ним, с Героем, больно, но, уверена, многие бы вернулись домой после бурных событий без наглости во взоре, понуро склонив голову, принимая в молчании все насмешки.
Восьмая часть – новые друзья. «Скомканный финал» пишут ко многим произведениям. Наверное, и здесь уместны эти слова. И все же автор сумел передать чувство надежды, радость жизни и неугасающее наличие силы, которая тянет нас, людей, и природу друг к другу.
Язык рассказа несколько тяжеловесен, как язык любой притчи. В этом тягучем повествовании сохраняется стиль мудрого сказания, стиль передачи особенных истин, стиль особого внимания к образам и смыслу истории.
Недостатки текста. Их есть у меня. Но немного. (В запятых я не разбираюсь, прохожу мимо).
— «Ступил в прозрачную струю». Одну струйку? Или в реку, в воду?
— «Но глаза мои по-прежнему ясные»… Герой не мог видеть своих глаз. Об этом ему должны говорить другие.
— «Вот, змея». Читатель должен увидеть или труп змеи, или укус на ноге. Это отсутствие картинки кривит поток повествования.
— «Звонко бабахнул выстрел». Выстрел в закрытом помещении бьет по ушам очень больно, а не звонко.
— «Штаны его были мокрыми и теплыми». Теплыми – это почти уютными.
Кроме того, в рассказе присутствуют запахи, есть вкус крови, яда, есть чувство боли. Нет цвета. Только «желтоватые глазки» Тихого. По моему мнению, визуальная картинка слишком серая. Хотя, можно предположить, что автор добивался этого намеренно, для достижения туманного флера притчи. Тогда шестая часть по стилю выпадает из рассказа еще сильнее.
Герои.
Волк «Ясноглазый» великолепен. Со всей своей «слабохарактерностью», неудержимым стремлением к запретному он достоин сопереживания. Почему? Потому что он проявляет истинные человеческие качества, вырывается из «зоны комфортности» ради слабого, ради добра, не бежит проблем, а несет «крест свой» мужественно и до конца. Таким и был Волк из сказок – великодушный помощник, добрый Друг, мудрый маг. («Ударился о земь и обернулся» – вспоминается).
Отец Героя – великолепен. Это — отец: строгий и любящий, все понимающий и жалкий в старости.
Глупый. Как художник — не вижу портрета. «Худой, бледный». И всё! Эх, если бы по-особенному ясноглазый! Необычный бы какой! Поверилось бы в его избранность, в его миссию посредника между мирами. Нет, образ не доработан. Нет уверенности, что стоило Волку лишать себя всего ради него. Стоил ли Ванюша той жертвы, которую принес ему Волк? По поводу умения понимать друг друга – это не камень преткновения для притчи. Тем более, что автор упоминает: у Ванюши были особые способности.
Красавица – великолепна. Женская сущность, близкая к природе, жестокая, рациональная, страстная, раскрыта полностью.
Тихий, не отводящий глаза перед сильным противником – убедителен.
Есть чудесные имена: Грохочущая Смерть, Бегущая, Вечные. Ползучая только потеряла заглавную букву. Обидно за нее, она участвует в притче наравне со всеми.
 
Это удивительный рассказ. Прекрасная история. Кроме шестой части (да простит меня автор). Но еще более хочется отметить мастерство рассказчика, умело оперирующего чувствами читателя. Сколько пережитого за короткое время – тоска, удивление, жалость, возмущение, непонимание, понимание! И даже это… сатори, какое-то.
Ну, что ж, Иван-царевич! Серый Волк вам в помощь! И новых сказок, и новых дорог!
— Сколько?! Вы что шампунем для людей ее мыли что-ли?!
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль