Ночь на Ивана Купалу -2 - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС /
Варево предрассветных небес
(33)
- Берман Евгений
- 21 июля 2013, 17:59
- 2
Рассказ зацепил уже самим названием — чуть длинноватым, но нестандартным и сразу обращающим на себя внимание. Сразу скажу — понравился. Но обо всём по порядку.
Сюжет.
Фэнтази с сильными фольклорными мотивами. Кстати, сразу чувствуется неиллюзорное знание автором матчасти (фольклорно-обрядовой). Оборотной стороной этого стало то, что для людей, не столь подкованных в данном материале, многие нюансы — возможно, важные — могут остаться за кадром без авторских пояснений. Сама история — классический сюжет о том, как ГГ старается спасти своих близких, и о цене, которую за это приходится платить. Скажу честно, интриги для меня в рассказе было маловато, многое было ожидаемым. Наверное, дело в том, что фольклор — штука вообще предсказуемая и во многом каноническая, до такой степени, что неиспользование стандартных схем и ходов может даже вызвать читательское неприятие («в настоящих сказках так не бывает!» ) Поэтому, как говорится в моей любимой притче: " Я не знаю, хорошо это или плохо". Лично мне читать было интересно.
Герои.
Два основных действующих лица: ГГ (Полеля) и Марич. Характер главной героини проявляется главным образом не через мысли и чувства, а через поступки. Это та самая тихоня, которая в случае чего даст сто очков вперёд всем заводилам и «душам компании». Тоненькое деревце с несгибаемым стержнем внутри. Хочу слегка возразить уважаемому Участнику 14 в этом отношении: образ вполне себе проработан и глубок. Это просто типаж такой, мне хорошо знакомый, когда внешние проявления переживаний — очень сдержанные, всё — в глубине.
А вот образу Марича этой самой глубины слегка не хватило. Слишком многое осталось за кадром: как получилось, что он стал оборотнем, кем и каким он был до превращения, как приобрёл ведовскую силу (или оборотни все должны её иметь, потому что так им положено природой?). В общем, в недостатке собственной мотивации скорее можно как раз упрекнуть этого героя, а не Полелю. Марич скорее действует как Сила, помогающая героине на определённых условиях, а не как полноценный персонаж. Это совсем не было бы недостатком, если бы мавр-Марич сделал своё дело и исчез, но он теперь навсегда входит в жизнь героини, как её суженый. И потому о нём хотелось бы знать больше.
Композиция.
Мне показалось, что само действие затянуто несколько дольше, чем нужно. А вот концовка оставляет много вопросов, поскольку, как правильно отметил всё тот же 14-й, не все узлы развязаны. Создаётся впечатление, что этот рассказ — часть более крупной формы, «подстриженная» для конкурса. Само по себе это не недостаток (тем более что и сам грешен! ), но вопросов, не получивших к концу рассказа ответа, всё же больше, чем хотелось бы.
Язык и стиль.
Отличная стилизация под «древнеславянщину», правильные языческие имена. Судя по ним, действие происходит где-то между нынешними Польшей, Украиной, Беларусью и Словакией. Где именно — не столь важно, как мне кажется. В целом слог очень «вкусный», естественный и без фальши — что в стилизации особенно трудно. Тем обиднее натыкаться на отдельные смысловые и стилевые проколы, вроде этого:
Полеля поняла: сейчас Жула убьет оборотня. И не к кому больше будет обратиться за помощью. И Марича не станет.
Выделенное — не тавтология разве? Мне было очень странно это читать. А дальше — ещё хуже:Полеля поняла, что не хочет смерти оборотня. Она даже прошептала чудищу: «Уйди!»
А до этого она что, хотела его смерти? И зачем тут это странное «даже»?
Однако, повторюсь, в целом язык произведения весьма и весьма неплох.
Итого: очень хороший рассказ, пусть себе и не без недостатков. Вполне может пройти в финал.