Персональный блог: Ворон Ольга /
Партенит - 2013. Я вернулась
(102)
- Ворон Ольга
- 28 мая 2013, 15:43
- 4
Ох, Эр. Умеешь же вопросы задавать!
Сложно мне пока ещё все вербализовать. Это как сатори — бах по голове! — и стоишь, осмысляешь.
Я лучше скажу, что нам дали из неожиданного. Понятно, что давали разбор, давали объяснения провисаний сюжета, недостоверность героев или мира и проч, проч, но были и моменты, которые меняли мировоззрение автора.
В первую очередь вспоминается первая же лекция у Валентинова. Она была неожиданна. Вместо того, чтобы начать разбор или объяснить, как он вообще делается, Валентинов дал нам маяки в современном положении дел. Он дал исторический экскурс в мир издательства, рассказал, как и почему выпускаются те или иные книги, и как новое поколение авторов должно жить. Проще говоря — он дал нам надежду, что наш мир не ограничивается самиздатом, интернетом, изданием в чуждых нам по духу сериях или писанием в стол. Что возможно и нужно писать хорошую литературу, и что это цель более достойная, чем просто писать, чтобы тебя знали. Он заменил у многих в головах понятия «писатель — значит, слава» на понятие «писатель — значит, великая работа». Заставил нас понять, что не нужно размениваться на скудные издания сейчас, а нужно работать над действительно серьёзными творениями, которые, возможно, переживут нас. Это было шедеврально.
Второй момент был мной получен в ходе всего семинара. Валентинов очень чётко, методично, но на подводном уровне, дал представления о самоорганизации автора. В первую очередь, речь идёт о самом настрое автора — о влюблённости в своё творение, которое не терпит остановки в работе, а во вторую — о том, как организовать саму работу, на скольких пластах её можно и нужно провести. Вот у нас в сети частая тема обсуждений — «а как бы заставить себя работать, когда „не прёт“?». Но после семинара я вдруг поняла, что такого состояния «не прёт» просто не может возникать! Работа над произведением имеет столько граней, о которых раньше не приходилось задумываться, что теперь, скорее, стоишь и осознаёшь — сколько всего можно и нужно делать, лавируя между разными работами одного произведения, что невозможно будет состояние «не работается»! Работаться будет даже тогда, когда отложишь всё в сторону! Просто потому, что научился включать голову, закладывая приоритетной задачей размышление над разными уровнями текста: язык произведения, речь героев, иерархия, культура, топонимика, логические переходы у героев второго и третьего плана, мир окружающий героев и мир, окружающий этот мир… Огромное количество пластов! Не работать просто не возможно — просто выбери любой из тех, что сейчас по душе.
Далее, уже под конец мы получили ещё одно богатство — Олди и Валентинов преподали урок «небожительства» — как должен жить, вести себя, вести свои дела, общаться и реагировать на критику и похвалу Автор. Это тоже было потрясающе. Методично, словно вбивание гвоздя в голову. От азов сохранения физического здоровья, которое важно для авторов (ибо, по их мнению, нормальный возраст зрелости авторов возникает где-то за порогом 50 лет...) до сохранения психологического внутреннего баланса.
Это то, что сейчас навскидку могу сказать, поскольку эти моменты мастера говорили прямо, не завуалировав. Многие же мной ещё осмысляются. В частности и те, что были даны лично мне и по лично моим ошибкам восприятия себя, своего текста и своего места в литературном мире.