Владимир, Юрий, в данном случае литературоведение это не столько слэнг, сколько со
 
avatar
Владимир, Юрий, в данном случае литературоведение это не столько слэнг, сколько советы от здравого смысла.
Вот, я приведу пример, когда восприятие фокального персонажа нарушается:
 
"Он убегал. За ним гнались. Он бросил взгляд в подворотню: никого! Он ринулся туда. Спотыкаясь, он силился не упасть. Он оглянулся: кажется, преследователи отстали. Он еле сдерживал взбунтовавшееся дыхание. Поднял глаза: свет электрического фонаря отразился в его карих глазах и заиграл на радужной оболочке зрачков. Неужели он смог? Неужели убежал?"
 
Ничего не заметили? Нигде не споткнулись? Мы вроде бы уже отождествились с героем, с его восприятием мира, мы вместе с ним убегаем и боремся. И вдруг… карие глаза, отражение в радужной оболочке. Как мы можем увидеть отражение в собственных зрачках, если смотрим на мир глазами героя? У читателя — сбой восприятия.
 
Или иначе:
«Джон шёл по улице. Джон был глухой от рождения. Он знал, что он глух, но что такое быть слышащим не знал. Он дышал весной. В груди билось сердце, люди вокруг улыбались. Стопами ног он ощутил вибрацию асфальта и оглянулся — по проезжей части шла поливальная машина. Весна! Город умывался. На дерево села птичка и звонко чирикнула. Весна! Джон ощутил кожей лица свежий ветер, увидел, как деревья трепещут листьями. Весна! Глухой Джон радовался жизни».
 
Заметили нарушение восприятия?
Кто у нас фокальный персонаж? Глухой Джон. Все ощущения в этом абзаце — его собственные, поэтому все образы либо зримые, либо осязательные.
Так откуда же звонкое чириканье птички? Глухой его услышать не может.
 
Фокальный персонаж — это тот, на котором сфокусировано читательское внимание. Если авторская фокусировка беспорядочно мечется, то читатель перестаёт сопереживать тексту, текст становится для него искусственным и вымученным. Как видеоролик, снятый неумелым видеооператором.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль