Непростое это дело: выбирать их двух таких разных лучшее. Я выбираю второе, попробую объяснить, почему.
Первый выстрел.
Бьёт с первых же слов, и сразу ассоциации с Великой Отечественной, а это уже не война в широком смысле. Стихотворение эмоционально тяжёлое, потому что близко и касается всех: ну кто не видит сразу часовых у вечного огня? И слышится чеканный ритм шагов. Это всё вместе: «помянем», «минута молчания», «вчерашние школьники» — нам про это с детства говорят, мы этим прониклись, это больно, эти образы знакомы. Стихотворение с выдержанным ритмом, звучными рифмами, правда, совсем неожиданных среди них мало. «Старая молва» меня тоже смутила: это словосочетание имеет немного негативный оттенок, как сплетня. Наверно, про «каждый дом» — это всё-таки не старая, а известная молва. В финале образ солдата-призрака, который окликает старшину, как-то не соотносится с общим смыслом, словно старшина упомянут просто ради рифмы. Такое торжественное начало задало ожидание более эффектного финала. Однако стихотворение оставляет сильное впечатление.
Второй выстрел.
Это стихотворение более подходит к заявленной теме. Сначала вызвало недоумение: подсмотрела договорённость дуэлянтов стреляться чётким ритмом. А когда ритм поймался, всё стало ясно. Если я его правильно поняла, последняя строка первой части коротковата.
что блуждают меж стен, затихая вдали.
в свете ласково греющих солнца лучей.
ближе к полдню из разных щелей.
Хотя, может, это нарочно так. И ещё паузы в неожиданных местах немного сбивают:
Здесь валяется пушечный ствол и
пара-тройка заржавленных шлемов
тяжелы и черны и гудят, но
говорят, что здесь видели змей.
Не сразу ясно, как правильно это прочитать. А во второй части ритм сразу чувствуется.
Рифмы здесь удивительные:
пушечный ствол и
на брошенном поле
летают как ядра:
черны и гудят, но
Плюс к этому яркие неожиданные картины, общая плавность, светло-печальное настроение. И, несмотря на некоторую сложность в восприятии ритма, отдаю голос за второй выстрел. За более сложную технику, невероятные рифмы, закруглённый финал и эмоциональное воздействие без напора на всеобщие болевые точки.
пара-тройка заржавленных шлемов
говорят, что здесь видели змей.
на брошенном поле
черны и гудят, но