По мнению писателя, погубившие героя повести демоны явились не столько из дьяволь
 
avatar

По мнению писателя, погубившие героя повести демоны явились не столько из дьявольского подземелья, сколько из тёмных бездн человеческих душ – душ, поражённых тяжёлым недугом. В мире Хомы Брута везде пороки: воровство, ложь, алчность, невежество, прелюбодеяние, пьянство. Среди них, по Гоголю, самый страшный – безверие, нежелание жить по заповедям Христа. Гибель Хомы – закономерный итог и наглядный пример того, что произойдёт с тем, кто будет вести биологический образ жизни. В мире Хомы Бога нет, он чертит круг – это обращение не к Богу, а к магии. Он читает молитвы, но не обращается к Богу напрямую.

Находясь под защитой магического (по сути, колдовского!) круга, Хома читает молитвы (делает то, что и должен делать примерный христианин) и… творит заклинания (то есть, опять-таки, прибегает к услугам магии). Иначе говоря, Хома не верует до конца в спасительную силу молитвы, за помощью он готов обратиться к тёмным силам. С магией и колдовством он пытается бороться посредством… магии и колдовства.

Вий увидел брешь не в магическом круге, а в душе героя, обнаружил его внутреннюю, духовную уязвимость. Философа демоны даже не успели коснуться: «вылетел дух из него от страха».

 

Главного героя повести зовут Хомой Брутом, и это тоже заслуживает внимания. Имя героя явно перекликается с именем Фома, которое, в свою очередь, заставляет вспомнить одного из учеников Христа, усомнившегося в воскресении учителя – Фому неверующего. Оправданна ли в произведении Гоголя такая ассоциативная параллель? И дело даже не в том, что в конце повести философ не поверил внутреннему голосу, посмотрел на Вия и погиб. Как и евангельский персонаж, философ Хома не верует в Спасителя, поэтому он, как и его предтеча, вполне заслуженно может быть назван Хомой (Фомой) неверующим. Фамилию для своего героя Гоголь также подобрал вполне намеренно: Брут – в Древнем Риме глава заговора против Юлия Цезаря. По преданию, одним из первых он нанёс ему удар кинжалом. «И ты, Брут!» – изумился его предательству Цезарь. С тех пор имя Брут стало ассоциироваться с предательством. Есть ли что-нибудь общее у римского сенатора и гоголевского героя? Только то, что он совершил предательство по отношению к христианской вере, к Спасителю (не случайно, что Данте в «Божественной комедии» поместил Брута в самый страшный круг ада вместе с предателем Иудой).

 

Программа свяжет Хому с Фомой, а фамилию сельского философа с именем заговорщика в Древнем Риме?

 

Есть ли Бог? Для Гоголя – есть.

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль