1) Молодое общество обычно бедно и предпочитает ориентироваться на жёсткое военизированное управление. Поэтому в военном смысле оно очень сильно и вполне может победить крупное старое богатое общество.
раз уж мы начали разбирать на примере Рима. Христиане были не бедными людьми. Я бы сказал очень богатыми. Они составляли немалую часть элиты позднего Рима. Их противники нанимали часто варваров, драчливых и бедных. И что? В военнос столкновении победили христиане.
2) И не только может, но и побеждает, основывая на руинах разрушенной империи новое государство.
не совсем понятен термин №новое государство". Китай эпохи Тан. Культурно очень изменился, править стали табгачи. Но государство со многими атрибутами осталось то же. Япония эпохи сёгунатов. Вообще культурно и политически с предшественниками не связано — но государство вообще не изменилось.
3) Постепенно общество богатеет, нравы смягчаются, воинское наследие уходит в прошлое. Воинская служба уже не так ценится, её место занимает торговля.
вы во многом правы, но немного путаете причину и следствие. Воинская служба характерна и престижна как правило (хотя и необязательна) для эпохи становления и эпохи культурного перегрева. Когда надо завоевать место под солнцем. В другие эпохи просто сила и идейность ищут другие выходы. Но есть масса обратных примеров. В Риме многие носители нового этноса были людьми невоенными. Но в эпоху Реформации (государства и система сохранились, просто изменилась фаза) — торговцы взялись за оружие. Я это к чему — всё намного сложнее вашей упрощённой схемы.
4) С дальнейшим обогащением общества нравы смягчаются ещё сильнее, власть начинает всё сильнее зависеть от наиболее богатой прослойки населения. Естественно, собрать общество в кулак, как это было возможно на 1-м этапе, становится уже практически невозможно.
5) Ну и закат — победа молодого воинственного общества и крушение империи.
Не совсем правомочно сказать, что смягчаются нравы. Просто сменяется культурный императив, требующий стабильности («золотая эпоха»). И он уже подгоняет под себя общественную мораль. И требует уничтожить идейно стойких — мешают. И с постепенным падением чиста таких идейно-инициативных людей приближается эпоха распада. Когда в руководство пробиваются некомпетентные, думающие лишь о брюхе. Прививающие идеологию, что главное -удовлетворение физиологических потребностей. Косо смотрящие на непонятных «идейных» бунтарей. и система начинает распадаться.
К примеру, к Японии эту схему можно применять только с учётом особых условий, в которых существовала эта страна: закрытость от внешних сношений, круговорот происходил внутри страны, т.е. молодое общество формировалось рядом со старым, и т.д.
Это распространённое заблуждение. Потому что культурно-экономические законы они как сила гравитации. есть везде. И «закрытость» Японии (впрочем весьма относительная) отнюдь не уникальна. Тибет. Южная Америка — там условия по доступности схожи.
5) Ну и закат — победа молодого воинственного общества и крушение империи.