Давно хотел откомментировать по поводу почти всех, кто опубликовал «свои 40». Всё-таки получился по большей части не тест на «близость культурного контекста», а тест на лучшего разгадывальщика головоломок. Что-то иное вышло только у Ефима Мороза, но и там решена, имхо, не совсем та задача, ради которой, собственно, этот тест и придумывался (там был скорее тест на то, росли ли вы с ним в одну эпоху и в одной стране, прекрасно выявляющий «массовый» культурный контекст, но совершенно не подходящий для выявления пресловутого «родства душ». Правда, может, Ефим именно к такому результату и стремился...).
Тест Аривенн, надо сказать, страдает этим в меньшей степени, чем некоторые другие. И всё же… вот смотрите, что вышло у меня с некоторыми вопросами:
15. Чего боятся дьявольские силки?
Солнечного света. Гарри Поттер.
Даже при том, что я читал всего Поттера, и сравнительно недавно (лет десять назад, когда решал, стоит ли давать эту книгу своему сыну ), я не знаю, ни что такое дьявольские силки, ни зачем они нужны, ни в каком контексте упоминаются в поттериане. Это означает, что книга прошла мимо меня?
16. 3,7,9… продолжите ряд и да, это — не математическая задача
Тоже никто не угадал )) Ответ «1». А почему?
«Властелин колец» — книга, ссылку на которую я ОБЯЗАН был угадать. И то, что я этого не сделал, говорит, имхо, не о чуждости мне мира Средиземья — или меня миру Средиземья — а о том, что мне не хватило интеллекта для разгадки этой головоломки. А «общий культурный контекст» тут ни при чём.
26. За что Курильщик был исключен из своей группы?
за красные кроссовки «Дом в котором», М. Петросян
Книгу читал. Книга понравилась. Частью моей «культурной вселенной», пожалуй, стала. А деталь с кроссовками начисто ускользнула от памяти. Это значит, что на самом деле книга понравилась мне меньше, чем я думаю?
28. Кто бухает со Смертью, дружит с королем, работает в одной команде с ведьмой и многих в мире довел до нервной икоты?
лорд Скиминок, 13-й ландграф Меча без Имени, ревнитель и хранитель, Шагаюший во тьму ))))
Белянин «Меч без Имени»
Я не могу сказать, что сильно люблю Белянина или что эту книгу собираюсь перечитывать или читать на ночь внукам — но я её читал. И чё? Под эту характеристику вообще-то подходит чуть ли не любой фэнтезийный герой. Поди угадай, что речь именно о Скиминоке.
36. Какую функцию выполняет „дерсин поле“?
Сохраняет молодость, стазис.
»Билет на Транай", Шекли
И снова: я читал эту книгу в далёкой юности, да и вообще Шекли люблю (у меня даже есть рассказ, под него стилизованный), но название поля ускользнуло из моей памяти. И выходит, что ни фига я Шекли не люблю
А вот остальные вопросы сработали точняком. Я без малейшей трудности ответил на вопросы о том, что читал, и не ответил — о том, с чем вообще не знаком.
Я это, собственно, к чему? Если цель — найти тех, кто с тобой из одного «карасса» (кстати… вот хорошее словцо для включения в мой возможный будущий тест), имхо, не нужно стремиться к высокой трудности вопросов. Они должны быть такими, чтобы люди, для которых этот кусочек культурного кода «родной», отгадывали их с лёту, а те, для которых он чужой — не могли их отгадать вообще.
Понимаю, что это легче сказать, чем сделать. Но я попробую
Давно хотел откомментировать по поводу почти всех, кто опубликовал «свои 40». Всё-таки получился по большей части не тест на «близость культурного контекста», а тест на лучшего разгадывальщика головоломок. Что-то иное вышло только у Ефима Мороза, но и там решена, имхо, не совсем та задача, ради которой, собственно, этот тест и придумывался (там был скорее тест на то, росли ли вы с ним в одну эпоху и в одной стране, прекрасно выявляющий «массовый» культурный контекст, но совершенно не подходящий для выявления пресловутого «родства душ». Правда, может, Ефим именно к такому результату и стремился...).
Тест Аривенн, надо сказать, страдает этим в меньшей степени, чем некоторые другие. И всё же… вот смотрите, что вышло у меня с некоторыми вопросами:
Даже при том, что я читал всего Поттера, и сравнительно недавно (лет десять назад, когда решал, стоит ли давать эту книгу своему сыну ), я не знаю, ни что такое дьявольские силки, ни зачем они нужны, ни в каком контексте упоминаются в поттериане. Это означает, что книга прошла мимо меня? «Властелин колец» — книга, ссылку на которую я ОБЯЗАН был угадать. И то, что я этого не сделал, говорит, имхо, не о чуждости мне мира Средиземья — или меня миру Средиземья — а о том, что мне не хватило интеллекта для разгадки этой головоломки. А «общий культурный контекст» тут ни при чём. Книгу читал. Книга понравилась. Частью моей «культурной вселенной», пожалуй, стала. А деталь с кроссовками начисто ускользнула от памяти. Это значит, что на самом деле книга понравилась мне меньше, чем я думаю? Я не могу сказать, что сильно люблю Белянина или что эту книгу собираюсь перечитывать или читать на ночь внукам — но я её читал. И чё? Под эту характеристику вообще-то подходит чуть ли не любой фэнтезийный герой. Поди угадай, что речь именно о Скиминоке. И снова: я читал эту книгу в далёкой юности, да и вообще Шекли люблю (у меня даже есть рассказ, под него стилизованный), но название поля ускользнуло из моей памяти. И выходит, что ни фига я Шекли не люблюА вот остальные вопросы сработали точняком. Я без малейшей трудности ответил на вопросы о том, что читал, и не ответил — о том, с чем вообще не знаком.
Я это, собственно, к чему? Если цель — найти тех, кто с тобой из одного «карасса» (кстати… вот хорошее словцо для включения в мой возможный будущий тест), имхо, не нужно стремиться к высокой трудности вопросов. Они должны быть такими, чтобы люди, для которых этот кусочек культурного кода «родной», отгадывали их с лёту, а те, для которых он чужой — не могли их отгадать вообще.
Понимаю, что это легче сказать, чем сделать. Но я попробую