Поздравляю победителей  и участников). Спасибо ведущему за тему и терпение  Откры
 
avatar

Поздравляю победителей @}->-- и участников). Спасибо ведущему за тему и терпение @}->-- 

Открывается начало третьей сотни туров замечательного конкурса. В этот раз он выдался насыщенным: мелькали шпаги, слова летели… Было много мнений и это хорошо, никто не скучал. :) Мне все стихи понравились. Все постарались, каждый вложил что-то свое и это здорово.

По поводу моего стиха — спасибо всем за высказанные впечатления. Обычно я не отвечаю на разборы, но в этот раз отвечу. Не потому что — а просто так хочу. Так что разберу то, что сама написала, собрав воедино образы и мысли, которые вложила в текст. По технической части ответить, увы, не смогу – я ее не знаю и в ней не разбираюсь. Что взять с прозаика? Прозаик пишет про заек, и рифмы-ритмы скачут как эти самые зайцы. А вот по смыслу сказать мне есть что, но сразу предупреждаю, что текста будет много.

Оффтопик
я предупреждала

Итак:

Под холодным светом Альтаира, препоясав старенький кафтан,

Как тут заметили, это образ тела. Почти верно, но не совсем. Поскольку общее направление стиха – сугубо религиозно, то под образом старенького кафтана я подразумевала ветхого, греховного человека. «Как глуп ветхий мой человек! Как суетится всякий день и крушит дух свой в суетных желаниях и поисках, а единое на потребу оставляет. Господи, как глубоко пал человек в чувственность и пристрастился к суете, а от Тебя, истинного живота, света мира, силы, и радости — отпал! Между тем «сколь благо прилеплятися к Тебе, Боже, и полагать, в Тебе упование спасения нашего» (Пс. 72,28)».

Почему препоясав, а не подпоясав. Тут слово взято не случайно. Поскольку кафтан аллегория, то имеется в виду

«Препоясать свои чресла (книжн. ритор.) — перен. приготовиться идти в странствие». По Ушакову.

Конкретно тут отсыл был еще дальше, к Ев. от Луки. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. ( Лук.12,35)»

Т.е. подразумевается борьба с внутренним ветхим человеком под «светом Альтаира», т.е. перед лицом вечного.

Оставляя мир я уходила по тропинке к небу в вечный храм.

В этой строфе нет конкретного указания на смерть. Учитывая предыдущие строки имеется в виду странствие духовное, путь к очищению.

И шумели липы на прощанье, и кивали травы на холмах —

Провожая душу обещаньем встретить вновь, подняв из праха прах.

Лучше всего Альтаир виден в августе-сентябре, т.е. во время, когда природа готовится к увяданию, зиме, смерти и будущему воскрешению. Отсюда обещание. Тут нет образа смерти, учитывая, что речь идет о странствовании. Душа живая – это есть человек.

А во тьме за тонкой синей гранью, плыли чинно Солнце и Луна…

Тонкая синяя грань тоже смутила кого-то. Тут образ земной атмосферы и тьма космоса даны как грань между материальным и духовным, между прошлым, ветхим человеком и идущим к обновлению. Светила соответственно мерила времени.

Познавая тайны мирозданья, чашу жизни я пила до дна:

Тайны мироздания через Богопознание. И снова отсыл к тому, что речь не о физической смерти, а о смирении в принятии жизненного пути.

Вспоминая прожитые годы, распуская книжный переплет,

Обретала радость и свободу, убыстряя начатый полет.

Книга как образ памяти, тут должно быть все понятно. Распуская – т.е. отпуская то, что следует отпустить, сбрасывая ненужный груз и соответственно быстрее продолжая идти к цели.

Застывали времени крупицы и качалась совесть на весах —

Я рвала прожитые страницы, утопая в звездных небесах.

С очищением души время начинает сливаться с вечностью. Как будучи в плен греха человек духовно мертв, так и очищаясь, душа при жизни причащается вечности — небес. Порванные страницы книги-памяти как прощение грехов.

Под холодным светом Альтаира, препоясав старенький кафтан,

Повтор этой строки еще раз указывает, что лирический герой продолжает пребывать в видимом мире.

Я орлицей огненной парила, правя путь к неведомым мирам.

Альтаир – альфа созвездия Орла, переводится как «парящий орел». Отсюда образ. Мне он показался самым подходящим, т.к. «…надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы...» (Исайя 40:31) Огненный, поскольку обновленная душа исполнена Духа Святого. К неведомым мирам опять же как образ странствия, но уже иного. Если прежний человек только уходил к небу, то тут уже виден полет и «неведомые миры», поскольку путь Богопознания неисчерпаем, как неисчислимы звезды. Вообще Альтаир я взяла именно из-за созвездия. Вспомнились слова псалма «обновиться яко орля юность твоя» Пс 102:5. В толковании Феодорита Кирского есть такие слова: «И сие обновление в святом крещении даровал нам также Владыка, и отсекши ветхость греха, из состаревшихся соделал юными. Согласно с сим говорит Бог чрез Пророка Исаию: «терпящии» Меня «изменят крепость, окрылатеют аки орли» (Ис.40:31).» Собственно дальше сложилось то, что сложилось – уж как смогла, как почувствовала, поняла и увидела. Люблю я звезды)).

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль