Задание действительно было интересным. Прекрасная музыка, хорошее исполнение, интересная история. Но то ли музыка слишком хороша для некоторых стихов, то ли стихи плоховаты для этой музыки, то ли недавний ироничный диалог о «поэтах» и «стихотворцах» дал повод ожидать несомненных шедевров… Только выходит, что ожидания должны были быть гораздо скромнее, ибо то, что у конкурсантов получилось в итоге, честно говоря, несколько разочаровало. Стихи представлены не настолько сильные, как того бы хотелось.
Разбор здесь (исключительно для тех, кому это интересно!)
Оффтопик
1. На мой взгляд, это не совсем удачная попытка автора оригинально жонглировать образами. /Я отправлю в космос ноты струн/ — шедевральное изречение! Ничего более оригинального я ещё, пожалуй, не встречала. И заканчивает автор свое произведение не менее «поэтично»: /Струны душ людей сейчас играют/ — под предложенную к прослушиванию музыку эта фраза звучит почти, как приговор – таким же констатирующим тоном. А в это время две похожие между собой звезды ищут друг друга /средь сотен лун/, среди пролетающих мимо них /нот струн/ и /журчания флейты/, будучи при этом осыпаны лепестками неизвестно чего под плеск волн… В космосе волны с лепестками или где? Я запуталась в этих образах, если честно, да так и не поняла: что же это за призвание такое, которому верны те люди, /струны душ/ которых играют? Бррр, ералаш какой-то! По форме – в общем-то, стихи. Но поэзия ли это?..
2. /Под холодным светом Альтаира, препоясав старенький кафтан/ — в начале этот образ ещё воспринимается, ибо дальше речь о человеке, идущем по тропинке меж шумящих на прощанье лип и кивающих трав к своему последнему холму. Правда подпоясать кафтан, всё-таки было бы лучше, имхо.
/А во тьме за тонкой синей гранью, плыли чинно Солнце и Луна…/ — мало того, что Солнце и Луна плывут во тьме(!) одновременно, так ведь еще и /грань синюю/ в этой тьме разглядеть удалось – вот ведь зрение!
/Застывали времени крупицы и качалась совесть на весах / — остаётся добавить: как на качелях… Этот образ оставляет читателя в полном недоумении, ибо он какой-то усечённый, незаконченный, а потому воспринимается, как нечто корявое и забавное.
/Я рвала прожИтые страницы, утопая в звездных небесах/ — здесь во имя сохранения ритма ударение должно падать при прочтении не туда, куда велят языковые законы. Думаю, что с этой строкой автору стоило бы поколдовать, чтобы, сохранив образ и смысл, не нарушать правила орфоэпии, коверкая слова и подгоняя их под размер своего стиха. Поэтам такие филологические кульбиты как-то не к лицу.
Например: Прожитые изорвав страницы, я тонула в звёздных небесах… Хотя, какая в общем-то разница прОжитые или прожИтые страницы рвать, кода совесть на весах качается…
Я орлицей огненной парила, правя путь к неведомым мирам./ — а вот уж здесь кафтан совершенно ни к месту, простите, мой дорогой автор! Тут или уж орлица, или кафтан по-другому надо обыграть, потому что получается в итоге «орлица в кафтане», что выглядит, мягко говоря, очень весело. Что, если так, к примеру:
Под холодным светом Альтаира, сбросив прочь свой старенький кафтан,
Я орлицей огненной парила, правя путь к неведомым мирам. (?)
Если этот самый /старенький кафтан/ — образ бренного земного жития, то не место ему в тех иных мирах, куда правит свой путь огненная орлица, как считаете, уважаемый автор? И знаки препинания тоже были бы очень желательны на своих местах.
В целом, у автора, как мне кажется, есть потенциал по части создания интересных поэтических образов. И это стихотворение гораздо ближе к поэзии, нежели первое, вот только хорошо бы автору, да и всем смельчакам, берущимся за перо, помнить слова великого русского поэта:
3. На фоне первых двух творений и нескольких последующих, стихотворение выглядит очень достойно – ни по форме придраться не к чему, ни по смыслу. Автор хорошо владеет словом, использует много интересных образов, таких как /ладони рассветных луж/,/ в тазу недовольства мокнут/ и другие. Стихи динамичные, читаются легко, вот только, на мой взгляд, не перекликаются эти строки с поставленной в конкурсе задачей, не чувствую я этой связи, хоть убей! Причем тут джаз? Само по себе стихотворение – the best, а в контексте конкурсного задания – so-so…
4. А вот это произведение мне действительно понравилось. В нём есть та самая лёгкость парения, которую навевает мелодия, и какая-то непостижимая Вселенская мудрость… Здорово!
5. Бедные птицы – если бы только они могли говорить, то мне трудно даже вообразить, что рассказали бы они автору о его творении! Бедный Иоганн Себастьян, если бы он только мог предположить, какие странные ассоциации вызовет его прекрасная музыка, он бы, наверное, разрыдался над этими строчками! Бедные музыканты, если бы они только знали, какие словесные пируэты можно закрутить, прослушав исполненный ими шедевр…
/Ты не птица, допустим, но ты — человек, Так вот людям свой глас и дари./ — хорошее предположение, я бы сказала – очень смелое, если вникнуть в контекст… «Поэзия» одним словом!
6. Если бы автор отсёк всё лишнее и оставил только вот эти строки:
/…И улетаем, сжигая души,
Стирая память свою дотла,
А где-то флейта поёт. Послушай!
А где-то – люди. И ты. И я.
Там тихий ангел цветы рисует (–)
Из слез и радости, из мечты.
Там Бог – Любовь. Не для всех, не всуе.
Там небо – близко. И рядом – ты./
А ещё поправил бы смысловые огрехи, вроде: /Стирая память свою дотла/ – дотла можно сжигать, а вот стирать дотла — не уверена.
7. Есть идея, есть хорошие образы, есть интересное развитие, но неожиданный финал /Пусть лишь гость в этом мире, но песню – свою – напиши/ всё перечёркивает. Хуже того, – вызывает ассоциацию с 5- м стихотворением… Сырой финал и текст не отшлифованный. Это по смыслу, но вопросы есть и к форме, особенно – к ритму.
8. Вопрос к автору: что ж такого там на палубе курили, чтобы прослушанная музыка вызвала такую, мягко говоря, дивную ассоциацию?.. В какой-то момент мне показалось, что это подражание Бродскому. Но это очень субъективно.
Задание действительно было интересным. Прекрасная музыка, хорошее исполнение, интересная история. Но то ли музыка слишком хороша для некоторых стихов, то ли стихи плоховаты для этой музыки, то ли недавний ироничный диалог о «поэтах» и «стихотворцах» дал повод ожидать несомненных шедевров… Только выходит, что ожидания должны были быть гораздо скромнее, ибо то, что у конкурсантов получилось в итоге, честно говоря, несколько разочаровало. Стихи представлены не настолько сильные, как того бы хотелось.
Разбор здесь (исключительно для тех, кому это интересно!)
1. На мой взгляд, это не совсем удачная попытка автора оригинально жонглировать образами. /Я отправлю в космос ноты струн/ — шедевральное изречение! Ничего более оригинального я ещё, пожалуй, не встречала. И заканчивает автор свое произведение не менее «поэтично»: /Струны душ людей сейчас играют/ — под предложенную к прослушиванию музыку эта фраза звучит почти, как приговор – таким же констатирующим тоном. А в это время две похожие между собой звезды ищут друг друга /средь сотен лун/, среди пролетающих мимо них /нот струн/ и /журчания флейты/, будучи при этом осыпаны лепестками неизвестно чего под плеск волн… В космосе волны с лепестками или где? Я запуталась в этих образах, если честно, да так и не поняла: что же это за призвание такое, которому верны те люди, /струны душ/ которых играют? Бррр, ералаш какой-то! По форме – в общем-то, стихи. Но поэзия ли это?..
2. /Под холодным светом Альтаира, препоясав старенький кафтан/ — в начале этот образ ещё воспринимается, ибо дальше речь о человеке, идущем по тропинке меж шумящих на прощанье лип и кивающих трав к своему последнему холму. Правда подпоясать кафтан, всё-таки было бы лучше, имхо.
/А во тьме за тонкой синей гранью, плыли чинно Солнце и Луна…/ — мало того, что Солнце и Луна плывут во тьме(!) одновременно, так ведь еще и /грань синюю/ в этой тьме разглядеть удалось – вот ведь зрение!
/Застывали времени крупицы и качалась совесть на весах / — остаётся добавить: как на качелях… Этот образ оставляет читателя в полном недоумении, ибо он какой-то усечённый, незаконченный, а потому воспринимается, как нечто корявое и забавное.
/Я рвала прожИтые страницы, утопая в звездных небесах/ — здесь во имя сохранения ритма ударение должно падать при прочтении не туда, куда велят языковые законы. Думаю, что с этой строкой автору стоило бы поколдовать, чтобы, сохранив образ и смысл, не нарушать правила орфоэпии, коверкая слова и подгоняя их под размер своего стиха. Поэтам такие филологические кульбиты как-то не к лицу.
Например: Прожитые изорвав страницы, я тонула в звёздных небесах… Хотя, какая в общем-то разница прОжитые или прожИтые страницы рвать, кода совесть на весах качается…
/Под холодным светом Альтаира, препоясав старенький кафтан,
Я орлицей огненной парила, правя путь к неведомым мирам./ — а вот уж здесь кафтан совершенно ни к месту, простите, мой дорогой автор! Тут или уж орлица, или кафтан по-другому надо обыграть, потому что получается в итоге «орлица в кафтане», что выглядит, мягко говоря, очень весело. Что, если так, к примеру:
Под холодным светом Альтаира, сбросив прочь свой старенький кафтан,
Я орлицей огненной парила, правя путь к неведомым мирам. (?)
Если этот самый /старенький кафтан/ — образ бренного земного жития, то не место ему в тех иных мирах, куда правит свой путь огненная орлица, как считаете, уважаемый автор? И знаки препинания тоже были бы очень желательны на своих местах.
В целом, у автора, как мне кажется, есть потенциал по части создания интересных поэтических образов. И это стихотворение гораздо ближе к поэзии, нежели первое, вот только хорошо бы автору, да и всем смельчакам, берущимся за перо, помнить слова великого русского поэта:
/Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…/©
3. На фоне первых двух творений и нескольких последующих, стихотворение выглядит очень достойно – ни по форме придраться не к чему, ни по смыслу. Автор хорошо владеет словом, использует много интересных образов, таких как /ладони рассветных луж/,/ в тазу недовольства мокнут/ и другие. Стихи динамичные, читаются легко, вот только, на мой взгляд, не перекликаются эти строки с поставленной в конкурсе задачей, не чувствую я этой связи, хоть убей! Причем тут джаз? Само по себе стихотворение – the best, а в контексте конкурсного задания – so-so…
4. А вот это произведение мне действительно понравилось. В нём есть та самая лёгкость парения, которую навевает мелодия, и какая-то непостижимая Вселенская мудрость… Здорово!
5. Бедные птицы – если бы только они могли говорить, то мне трудно даже вообразить, что рассказали бы они автору о его творении! Бедный Иоганн Себастьян, если бы он только мог предположить, какие странные ассоциации вызовет его прекрасная музыка, он бы, наверное, разрыдался над этими строчками! Бедные музыканты, если бы они только знали, какие словесные пируэты можно закрутить, прослушав исполненный ими шедевр…
/Ты не птица, допустим, но ты — человек, Так вот людям свой глас и дари./ — хорошее предположение, я бы сказала – очень смелое, если вникнуть в контекст… «Поэзия» одним словом!
6. Если бы автор отсёк всё лишнее и оставил только вот эти строки:
/…И улетаем, сжигая души,
Стирая память свою дотла,
А где-то флейта поёт. Послушай!
А где-то – люди. И ты. И я.
Там тихий ангел цветы рисует (–)
Из слез и радости, из мечты.
Там Бог – Любовь. Не для всех, не всуе.
Там небо – близко. И рядом – ты./
А ещё поправил бы смысловые огрехи, вроде: /Стирая память свою дотла/ – дотла можно сжигать, а вот стирать дотла — не уверена.
7. Есть идея, есть хорошие образы, есть интересное развитие, но неожиданный финал /Пусть лишь гость в этом мире, но песню – свою – напиши/ всё перечёркивает. Хуже того, – вызывает ассоциацию с 5- м стихотворением… Сырой финал и текст не отшлифованный. Это по смыслу, но вопросы есть и к форме, особенно – к ритму.
8. Вопрос к автору: что ж такого там на палубе курили, чтобы прослушанная музыка вызвала такую, мягко говоря, дивную ассоциацию?.. В какой-то момент мне показалось, что это подражание Бродскому. Но это очень субъективно.
И как тут голосовать?..
3 балла №4
2 балла №8
1 балл №6 (но только за вторую часть)
P.S.
Шубу препоЯсав из тюленя,
Скинув на скелета свой кафтан,
И прослушав птичьи песнопенья,
Улетаю на Альдебаран!!!
Совесть так качнула на качелях,
Что себя не помню, как взлетел!
Обгоняя ноты струн, не целясь,
Меж двух звёзд похожих просвистел!
Сыпались на голову ошмётки
ПрОжитых или прожИтых книг…
Выдохнул я дым, и как ни шлёпнусь!
Плюхнулся, по-моему, в родник.
Осмотрелся – не в родник, а в тазик,
Где носки я грязные стирал…
А скелет на флейте – вот проказник –
Как назло, Чайковского играл!
Тут я не на шутку испугался:
Может кто-то целится с Луны?
С перепугу… это… облажался…
А чего? Ну, пятна же нужны?!©
Капелька & Боцман