Доброго дня! Добралась до прозы на внеке. Прошу заранее у автора прощения, но здесь
 
avatar

Доброго дня! Добралась до прозы на внеке. Прошу заранее у автора прощения, но здесь есть, над чем работать (хотя и рассматривала я текст внимательнее, чем конкурсные — он же один, а тех много)).

 

Балаганчик кривых зеркал

Может, «кривых зеркал» — в кавычках? Зеркал-то нет, просто люди видят свои отражения в уродцах (наверное).

 

Картинки текст дает яркие, но аляповатые и мельтешащие. В этом вина стилистики, и об этом чуть позже.

 

Несмотря на то, что сам сюжет небанален, ярко подан и запоминается, на мой взгляд, есть в нем некоторые смысловые зияния.

1. Я о ключевой сцене в финале:

— Ма-алчать, ать-ать! Что вылупились? Это вам не по домишкам кисели башмаком хлебать! – распалялось острозубое создание, пощелкивая кнутом по сцене. Девочка пристально смотрела в зал, ощупывая взглядом каждого, и каждому доставалась свежая порция отборной ругани и разоблачений.

И все. Каких разоблачений? Что кто-то кисель хлебает башмаком? Ничего же конкретно не сказано, отчего зрители спешат по домам? Вспомните сцену в Варьете, когда Воланд со товарищи разоблачает москвичей – все понятно. Здесь же мы видим только хамство плохо воспитанной девочки, и неясно, с чего это жители городка стали задумываться о своем моральном облике.

2. Вереск, вереск, вереск. О нем говорится так много, что я уже начинаю думать, что это действительно был какой-то ядовитый экземпляр, который одурманивал людей и заставлял их быть моральными уродами. А значит, люди-то не при чем, они хорошие, это психотропный вереск плохой. Но тогда в городки должен приезжать десант пропольщиков-огородников, а не этот цирк, давящий на мораль.

Короче, этот момент с вереском запутал с самого начала и подкосил сюжет в конце.

тлетворно-медовое благоухание

«тлетворный» — это смертельный, ядовитый, вредоносный, заразительный. Так на самом деле всему виной вереск? Почему тогда ослы, наевшись его, не становятся уродами, а остаются оптимистами?

 

По стилистике:

ишаки радостно заверещали

Посмотрела в словарь: верещать – издавать резкие, визгливые звуки. И даже ослов послушала. Конечно, субъективно, но рев осла мне трудно назвать верещанием, имхо.

 

«Нанизывание» шипящих-сипящих. Это можно рассматривать как прием, но в том случае, когда фонетика поддержана смыслом: например, автор повествует о жизни террариума. В данном случае шипящие просто усложняют чтение (а ведь это самое начало текста!):

Скрипя изношенными колесами и угрожая перевернуться на каждой колдобине дороги, в еще дремавший ранним утром городишко въехал цветастый тарантас. Тянувшие за собой колымагу ишаки радостно заверещали и моментально пристроились объедать развесистые заросли вереска, щедро кустившегося и расточавшего тлетворно-медовое благоухание на клумбе у ратуши.

Во втором абзаце это тоже есть. Да и по тексту хватает.

 

«Нанизывание» НЕ в одном предложении:

Эта парочка вообще привыкла не замечать всякие невзгоды, неизменно встречая любое неприятное или радостное событие

Замечена лексика, опередившая свое время)) Я про «позитив» и «изолирующий» — современные словечки.

«Живи на позитиве, если ты не слабак!»

И пора просыпаться, чтобы совсем не пропасть в изолирующем и таком удобном самообмане.

А вот забавный момент:

сразиться с ним один-на-один

Видимо, такое написание – калька с французского tete-a-tete? Только по-русски все проще: один на один.

 

В целом по тексту – прореживать описательную часть, эпитеты. Важные смыслообразующие моменты – да, прорисовывать по-прежнему со всем тщанием, прочее – несколькими штрихами. Иначе читатель вязнет во всех подробностях, с трудом добираясь до смысла. К примеру:

гласили аляповатые бумажки, засаленные толстыми сардельками пальцев зазывалы.

Это важно? Ведь нет? А читатель должен представлять картинку за картинкой, в том числе эти пальцы… В то время как хрюшкодама осталась без описание совсем, а она куда интереснее пальцев))

И вот это тоже.

Ее плачущаяся голова олицетворяла мятущуюся женскую душу, которая сначала пыталась украситься «блондораном», а потом скрыть отсутствие интеллекта «басмой».

Попытка тонкой иронии не удалась, получилась неловко хромающая конструкция. Только вдумайтесь: Голова, олицетворяющая душу… да еще + блондоран + басма… Вообще вся сцена выступления сросшихся сестер перегружена.

 

Автор талантлив и щедр — это чувствуется. Но как будто бы немного напряжен, зажат, пишет, как работу работает. Борхес говорил, что у каждого автора есть страница, выделанная с особым тщанием. Ее-то и надо сжечь. Не загораживайте читателю проходы к смыслу — пишите легче, воздушнее. Проза – это джаз ;-)

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль