М-дя. Ну, судя по всему, как это у нас обычно бывает, услышали звон, да не знаем, где он Ну и плюс ко всему, выдираем нужный контент, кричим «караул» и т.д.
Не будет ничего такого. Надеюсь. Во-первых, Закон «Об образовании», который вступит в силу в 13 году, но будет работать только с 16-го года. Вот, что там говорится о плате Ни слова не нашел, что будут платными почти все уроки. Дополнительные занятия сверх установленного программой — да, но это уже на совести учителей.
Вот, что на эту тему говорят в других местах:
РазНаталия Типенко о законе ФЗ-83
Суббота, 15 января 2011 г.
Рубрика: Образование -> Прочее в образовании
Просмотров: 1624
Подписаться на комментарии по RSS
В январе 2011 года вступает в силу 83-й федеральный закон, согласно которому каждое государственное и муниципальное учреждение в ближайшие полтора года должно стать автономным, бюджетным или казенным. Об особенностях применения закона в образовательной сфере рассказала в интервью РИА Новости директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.
— Наталия Георгиевна, закон вызвал в обществе бурные дискуссии и прогнозы о переходе на всеобщее платное образование. Какие опасения все-таки могут сбыться?
— Предположения, что в школе останутся три бесплатных урока (предмета) в неделю, беспочвенны и нелепы – ничего подобного быть не может. Но, конечно, применение нового закона будет сопряжено с реальными проблемами и трудностями. И лучше относиться к ним взвешенно, а не идти воевать с призраками, как это происходит сейчас.
Очень многое в дальнейшем функционировании образовательных учреждений будет зависеть не столько от закона, сколько от подзаконных актов, какие принимаются сейчас и будут приниматься в ближайшее время. Не исключаю, что в отдельных регионах «проблема платности» в образовании будет возникать…
— Новый закон предусматривает новые отношения образовательных учреждений с государством, которое формулирует для них государственное задание и выделяет средства на его выполнение. Не получится ли так, что задание ограничится теми самыми тремя уроками?
— Нет, не получится: задание не может быть ниже того, что обозначено стандартом, который включает образовательную программу полностью. Но здесь есть некоторые нюансы. Чтобы дать учреждению задание, государство должно сформулировать перечень услуг, которые учреждение будет оказывать.
На мой взгляд, Минобрнауки России пока подошло к формированию перечня услуг весьма формально. К примеру, указывается, что учреждения общего образования должны предоставлять общее образование – и это вся формулировка.
Подпадает ли под категорию «общее образование» то образование, какое дают лицейские, гимназические, коррекционные классы, а также программы углубленного изучения различных предметов? Есть риск, что многие директора сочтут, что «не подпадает», и потребуют за такие услуги дополнительной платы. Если мы хотим сохранить названные программы, нужно уже сейчас включить их в перечень услуг, которые автономное или бюджетное учреждение должно оказывать в рамках муниципального задания, за бюджетные деньги.
Еще одна сложность. В государственном задании должен содержаться и пункт об объеме оказываемых услуг в конкретной школе: например, тысяче учащихся в год. А если двести из них перейдут в течение года в другую школу? Тогда нужно как-то перераспределять средства между школами, а это непростой процесс, и вопрос этот должен быть специально и внятно оговорен в нормативных актах, в соглашении между учредителем и учреждением, школой.
— Неоднократно говорилось, что благодаря 83-му закону возрастет самостоятельность школ, получивших статус автономных и бюджетных учреждений. В чем это будет выражаться?
— Сейчас намечается обратная тенденция. Судя по проекту нового плана счетов, финансовые органы, напротив, пытаются ограничить самостоятельность учреждений.
Так, на новые бюджетные учреждения будет распространяться (и сейчас оно действует для бюджетных учреждений) печально известное законодательство о госзакупках, когда при любой покупке при цене свыше 100 тысяч рублей приходится объявлять конкурс или проводить аукцион.
Решить эту задачу в силах разве что финансовое подразделение отраслевого управления образованием, ни одна школа с ней не справится. Так что, вполне вероятно, конкурсы будут проводиться централизованно — на уровне муниципалитета, а то и региона. Право осуществлять закупки без конкурсов останется лишь у автономных учреждений.
Последние распоряжения Минфина России – в частности, о составлении планов финансово-хозяйственной деятельности – усложняют школам ведение отчетности. Есть вероятность, что многим школам придется передавать ее в муниципальные органы управления образованием, где ею будут заниматься централизовано. И это тоже не способствует расширению самостоятельности школ.
— А способны ли все школы эффективно работать в условиях самостоятельности?
— По крайней мере, с точки зрения хозяйственного управления способность школ к самостоятельности я оцениваю как очень низкую. Директора, как правило, не обладают достаточной экономической грамотностью. Школьные бухгалтеры – зачастую не самые квалифицированные специалисты, да и должность бухгалтера предусмотрена далеко не во всех школах. При этом новое законодательство предполагает, что образовательные учреждения будут вести отчетность на уровне коммерческих предприятий. Мне кажется, сейчас это мало реально.
ДваНекоторые разъяснения к Федеральному закону № 83-ФЗ от 8 мая 2010 г.
Вопрос: Действительно ли данный закон предусматривает переход от бесплатного образования к платному?
Ответ: В Федеральном законе от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ « О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений не ставится вопрос о переходе на платное образование.
Вопрос: Не приведет ли реализация закона к увеличению числа платных уроков в школах за счет сокращения бесплатных?
Ответ: Учебный план в общеобразовательных школах формируется на основе образовательных программы и базисного учебного плана. Порядок их установления регулируется законодательством Российской Федерации об образовании. Регламентируется также как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. К примеру, согласно базисному плану для 7 класса для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка — по 3, для математики — 5 и др. Весь этот объем останется бесплатным и полностью покрывается государственным (муниципальным) заданием.
Сколько сейчас часов в неделю учитесь по этим предметам?
Что-то вроде как бы так.
А тем людям, которые пишут подобные статейки и тем, кто их копирует на остальные ресурсы, я бы посоветовал сначала разобраться с вопросом, походить по другим сайтам, почитать другие статьи на ту же тему и смотреть, откуда берете все это, прежде, чем кричать «караул».
Суббота, 15 января 2011 г.
Рубрика: Образование -> Прочее в образовании
Просмотров: 1624
Подписаться на комментарии по RSS
В январе 2011 года вступает в силу 83-й федеральный закон, согласно которому каждое государственное и муниципальное учреждение в ближайшие полтора года должно стать автономным, бюджетным или казенным. Об особенностях применения закона в образовательной сфере рассказала в интервью РИА Новости директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.
— Наталия Георгиевна, закон вызвал в обществе бурные дискуссии и прогнозы о переходе на всеобщее платное образование. Какие опасения все-таки могут сбыться?
— Предположения, что в школе останутся три бесплатных урока (предмета) в неделю, беспочвенны и нелепы – ничего подобного быть не может. Но, конечно, применение нового закона будет сопряжено с реальными проблемами и трудностями. И лучше относиться к ним взвешенно, а не идти воевать с призраками, как это происходит сейчас.
Очень многое в дальнейшем функционировании образовательных учреждений будет зависеть не столько от закона, сколько от подзаконных актов, какие принимаются сейчас и будут приниматься в ближайшее время. Не исключаю, что в отдельных регионах «проблема платности» в образовании будет возникать…
— Новый закон предусматривает новые отношения образовательных учреждений с государством, которое формулирует для них государственное задание и выделяет средства на его выполнение. Не получится ли так, что задание ограничится теми самыми тремя уроками?
— Нет, не получится: задание не может быть ниже того, что обозначено стандартом, который включает образовательную программу полностью. Но здесь есть некоторые нюансы. Чтобы дать учреждению задание, государство должно сформулировать перечень услуг, которые учреждение будет оказывать.
На мой взгляд, Минобрнауки России пока подошло к формированию перечня услуг весьма формально. К примеру, указывается, что учреждения общего образования должны предоставлять общее образование – и это вся формулировка.
Подпадает ли под категорию «общее образование» то образование, какое дают лицейские, гимназические, коррекционные классы, а также программы углубленного изучения различных предметов? Есть риск, что многие директора сочтут, что «не подпадает», и потребуют за такие услуги дополнительной платы. Если мы хотим сохранить названные программы, нужно уже сейчас включить их в перечень услуг, которые автономное или бюджетное учреждение должно оказывать в рамках муниципального задания, за бюджетные деньги.
Еще одна сложность. В государственном задании должен содержаться и пункт об объеме оказываемых услуг в конкретной школе: например, тысяче учащихся в год. А если двести из них перейдут в течение года в другую школу? Тогда нужно как-то перераспределять средства между школами, а это непростой процесс, и вопрос этот должен быть специально и внятно оговорен в нормативных актах, в соглашении между учредителем и учреждением, школой.
— Неоднократно говорилось, что благодаря 83-му закону возрастет самостоятельность школ, получивших статус автономных и бюджетных учреждений. В чем это будет выражаться?
— Сейчас намечается обратная тенденция. Судя по проекту нового плана счетов, финансовые органы, напротив, пытаются ограничить самостоятельность учреждений.
Так, на новые бюджетные учреждения будет распространяться (и сейчас оно действует для бюджетных учреждений) печально известное законодательство о госзакупках, когда при любой покупке при цене свыше 100 тысяч рублей приходится объявлять конкурс или проводить аукцион.
Решить эту задачу в силах разве что финансовое подразделение отраслевого управления образованием, ни одна школа с ней не справится. Так что, вполне вероятно, конкурсы будут проводиться централизованно — на уровне муниципалитета, а то и региона. Право осуществлять закупки без конкурсов останется лишь у автономных учреждений.
Последние распоряжения Минфина России – в частности, о составлении планов финансово-хозяйственной деятельности – усложняют школам ведение отчетности. Есть вероятность, что многим школам придется передавать ее в муниципальные органы управления образованием, где ею будут заниматься централизовано. И это тоже не способствует расширению самостоятельности школ.
— А способны ли все школы эффективно работать в условиях самостоятельности?
— По крайней мере, с точки зрения хозяйственного управления способность школ к самостоятельности я оцениваю как очень низкую. Директора, как правило, не обладают достаточной экономической грамотностью. Школьные бухгалтеры – зачастую не самые квалифицированные специалисты, да и должность бухгалтера предусмотрена далеко не во всех школах. При этом новое законодательство предполагает, что образовательные учреждения будут вести отчетность на уровне коммерческих предприятий. Мне кажется, сейчас это мало реально.
Вопрос: Действительно ли данный закон предусматривает переход от бесплатного образования к платному?
Ответ: В Федеральном законе от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ « О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений не ставится вопрос о переходе на платное образование.
Вопрос: Не приведет ли реализация закона к увеличению числа платных уроков в школах за счет сокращения бесплатных?
Ответ: Учебный план в общеобразовательных школах формируется на основе образовательных программы и базисного учебного плана. Порядок их установления регулируется законодательством Российской Федерации об образовании. Регламентируется также как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. К примеру, согласно базисному плану для 7 класса для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка — по 3, для математики — 5 и др. Весь этот объем останется бесплатным и полностью покрывается государственным (муниципальным) заданием.