Суть моих размышлений (не настаиваю, что объективно верных) такова: англо-американская фантастика/фэнтези идут в нашей стране на ура. При этом (имхо, и ещё раз имхо) далеко не всё популярное поражает воображение уровнем исполнения, сюжетом, замыслом, и т.д. Ладно: Мартин хорош. И Джордан хорош, хотя излишне затянут (и это старички), но Аберкромби (из новомодных) – на несколько ступенек ниже, Бэккер – просто ужас. Но это то, что читается, и на что масса читателей предлагает равняться.
Тут немного перепутаны ориентиры и способы подсчета голосов. Традиционно, унас «свои» должны были пройти ситом политическо-идеологической цензуры, в то время как иностранные издавались уже получившие популярность за рубежом, и подавались как «уже популярные там», что, несомненно, создавалао дополнительныей интерес, ибо «что там есть» основная масса читателей могла узнать через узенькую щелочку изданной лит-ры и фильмов, самолично взглянуть на жизнь за бугром мало кто мог/и может
При этом (опять же) я вижу достойных отечественных авторов, в адрес которых (например, на Фантлабе, том же Либрусеке и т.п.) изливаются потоки псевдокритики и советов писать как «аберкромби», потому что это – класс, а доморощенным российским графоманам до этого уровня ещё расти и расти.
Это опять же боковой эффект многолетнего культурного перекоса, что «там» и трава гуще и классики классичнее. Увы, даже «наши классики» всегда смотрели на заграницу как на «страны, где все лучше»), что уж о «простых читателях»)
Вы видели в книжных магазинах книги зарубежных авторов на жёлтой бумаге и в рыхлом картоне? Нет, они все беленькие и красивенькие. И это тот же самый подход: иностранное априори более достойное.
Что это? Я ошибаюсь или у многих наших читателей глаза действительно зашорены традиционным пиететом перед заграницей?
Можете хихикать, но Собачье сердце Булгакова я читала в машинописной перепечатке, отксеренной где-то тайком на одну сторону листа и сшитой нитками. Ровно так же половину Стругацких, а Мастера и Маргариту в журнальной рассыпающейся подшивке.
И это передавалось из рук в руки, ибо в книжных было не достать.
Сейчас же море разливанное издательств, печатающих по 250 экз всего + издательства ориентированные на «масс паблик» ЖЮФ и подобное ЛитРПГ +интернет — как в этом море можно что найти? Сложно. Почти невозможно. Ранее было всего мало и работало сарафанное радио. Сейчас всего много и уже ничего не работает, потому что МНОГО.
Когда соберутся пять человек и начнут одновременно говорить, то еще можно разобрать каждого, но одновременно говорящих 100?
Поэтому издательства бьют по шаблонным кнопочкам, проработанным еще в доинтрнетную эпоху:
— массовый корм
— иностранное, значит хорошее, уже проверенное ТАМ
Потому что найти что-то среди «наших», это издательство должно еще уметь работать как издательство, т.е. заниматься оценкой перспектив (которую сейчас некоторые издательства скинули на «ридеров» — т.е. еще одни кухарки помчались управлять госвударством), рекламой и продвижением авторов, что требует не только дополнительных денег, но и мастерства, а ни того ни другого у масспродакшн нетутя.
Есть ли пророк в родном отечестве?
Тут немного перепутаны ориентиры и способы подсчета голосов. Традиционно, унас «свои» должны были пройти ситом политическо-идеологической цензуры, в то время как иностранные издавались уже получившие популярность за рубежом, и подавались как «уже популярные там», что, несомненно, создавалао дополнительныей интерес, ибо «что там есть» основная масса читателей могла узнать через узенькую щелочку изданной лит-ры и фильмов, самолично взглянуть на жизнь за бугром мало кто мог/и можетИ это передавалось из рук в руки, ибо в книжных было не достать.
Сейчас же море разливанное издательств, печатающих по 250 экз всего + издательства ориентированные на «масс паблик» ЖЮФ и подобное ЛитРПГ +интернет — как в этом море можно что найти? Сложно. Почти невозможно. Ранее было всего мало и работало сарафанное радио. Сейчас всего много и уже ничего не работает, потому что МНОГО.
Когда соберутся пять человек и начнут одновременно говорить, то еще можно разобрать каждого, но одновременно говорящих 100?
Поэтому издательства бьют по шаблонным кнопочкам, проработанным еще в доинтрнетную эпоху:
— массовый корм
— иностранное, значит хорошее, уже проверенное ТАМ
Потому что найти что-то среди «наших», это издательство должно еще уметь работать как издательство, т.е. заниматься оценкой перспектив (которую сейчас некоторые издательства скинули на «ридеров» — т.е. еще одни кухарки помчались управлять госвударством), рекламой и продвижением авторов, что требует не только дополнительных денег, но и мастерства, а ни того ни другого у масспродакшн нетутя.