Разбор по-мастерски /
Разбор по-мастерски-45. Финал!
(177)
- Пышкин Евгений
- 20 июля 2015, 19:59
- 9
КРИТИКА НА КОНКУРС
Попробуем…
1. Общее впечатление от рассказа
Что-то в этом есть историческое. Людям незнакомым с скандинавской спецификой лучше подготовится заранее. Изобилии новых слов тормозит понимание.
2. Сюжет
Как о таковом сюжете говорить сложно. Да, он прост. Столкновение старых богов с новым богом. Как показалось, сюжетные перипетии лишь намечены, что склоняет к мысли: это кусок более крупного произведения. Конфликт намечен. Он показывается в конце рассказа.
3. Повествование
Повествование эпическое, действительно, напомнило сагу, да и стиль изложения этой простой истории ближе к неспешному и чуть патетичному повествованию.
4. Герои
Их немного. Пришлось читать медленно и вдумчиво, чтобы разобраться в семейных связях, во-первых. Во-вторых, в таком рассказе, да и в рассказе вообще, всегда сложно показать глубокий характер хотя бы одного персонажа. Снорри показан больше, чем остальные герои. Я его всё же вижу, но опять таки – только штрихи.
5. Язык и стилистика
Язык и стилистика, на мой взгляд, есть. Приходится повториться, поскольку я уже сказал это в третьем пункте. Язык и стиль тяготит к эпосу, в данном случае к саге.
6. Достоверность
Странный пункт. Не знаю что сказать, ибо о противостоянии двух мировоззрений (язычество и христианство) никакой специальной литературы не читал, поэтому ни о какой достоверности судить не имею право. О достоверности характеров персонажей тоже сложно говорить – смотри пункт 4.
7. Фантдопущение
Как таковых – нет. В беседах упоминаются имена богов и только. Но боги не являются в плоти, не приходят во снах, не помогают людям. Они остаются ледяными идолами, красноречивыми фразами, не более. Скорее, фантастическое допущение есть сама история?
8. Психология отношений
Психология? Ну, вы сказанули! Здесь хотелось бы увидеть психологию язычника и христианина, завернув её в форму противостояния (взаимоотношения) двух мировоззрений. Два мира – одна война? Или возможен компромисс?
9. Основная мысль текста
Пожалуй, в названии она есть. Там имеется вектор, направляющий мысль читателя. Да? Одиночество. Главный герой остаётся один. Единственный из своего рода.
10. Отображение основной мысли текста
Пока выражена чисто механически: потеря отца. Однако в самом начале рассказа первое предложение настроило меня именно на одиночество главного героя: «Стылое море небрежно бросало обломки льдин на каменистый берег». Именно. Небрежно. Значит, безразлично, безучастно и так далее. Море для викинга – целый мир, его дом, спасение, и погибель. Но здесь с первых строк оно небрежно. Стихия безучастна, герой одинок. Уже одинок, хоть ещё не знает о смерти отца.
11. Оригинальность идеи
Сложно создать оригинальную идею. Так что ничего оригинального нет, а вот выразить её символически в тексте можно. Наверно.
12. Ошибки и ляпы
И несмотря на почти десятилетнюю разницу в возрасте вел себя с парнишкой по-дружески,
подчеркнутое выделяется запятымиА я рад бы, да уже давно ничего не могу одеть на правую руку, — он выпростал
по-моему дефис впередиНо кормщик, понявший его по своему
через дефисФрейдис и застегивал воинский пояс. — если с отцом беда, то мне известно, кому
с большой буквычтущих Тора
чтящихЧто бы не ждало нас впереди
ниничнго
ничегона полсотню шагов
на полусотнюпрервется твой род и дети твои умрут на чужбине.
зпт перед «и»— Можещь не верить моим словам, но задумайся над другим, сын Стенкиля!
МожешьВедь не сегодня, завтра
сегодня-завтрадальним холмом, Гуннар подошел и обнял однорукого. — ты воистину спас наши
с большой буквы
13. Мои ощущения
Вообще-то повторение пункта номер один. Неа? Мои ощущения: это произведения можно развить до противостояния двух миров. Смотри пункт 8.