Разбор по-мастерски /
Разбор по-мастерски-44. ФИНАЛ.
(176)
- Кожевникова Ольга
- 16 июля 2015, 08:39
- 4
КРИТИКА НА КОНКУРС
1. Общее впечатление от рассказа
Ностальгия. Старая добрая пара свет-тьма, мессия и антихрист, каждый из которых несет на плечах свой крест — либо человеколюбия и самопожертвования, либо человеконенавистничества и мести. Люблю узнавать их в новых образах, особенно в подобном фантастическом-фэнтезийном стиле. В целом, рассказ интересный, увлекает.
2. Сюжет
Все учтено.
Экспозиция на месте, ничего в ней не забыли. Время, место, расстановка персонажей. Можно было бы придраться, что время и место названы уж очень неточно, но у нас и не роман, а рассказ. От того, что точка места событий не обведена на карте вселенной красным кружочком, ничего в повествовании не изменится, естественно. Достаточно того, что действие происходит на воздушном корабле. По времени… Тоже, в целом, от того, что это пятница, двадцать пятое, какого-нибудь фервентиса, суть не меняется. Так что, действительно, если только придираться… Но лично я не стану. Персонажи? Их немного, и все они, как говорится, у нас перед носом.
Завязка имеется. Вполне явная. Правда, мне немного не понравился способ, которым озвучена история «больной сестры», но об этом в другой графе уже. Здесь о сюжете, а с этой точки зрения все в порядке.
Кризис, конфликт. Да, тоже имеется. Если читатель не дурак, то к нужному моменту он уже понимает, что «черноволосый» не просто пассажир, а Темный Гений собственной персоной. Здесь забавный момент — искушает-то Гений героя в самом начале рассказа, т.е. формально кризис вроде как даже смещен куда-то в экспозицию. Но искушает, подлец, так ненавязчиво, что читатель сначала на это и внимания-то может не обратить. А весь эффект от этакой коварности приходится уже на момент, когда падение корабля становится явным. Так что, думаю, к кризису я тоже придираться не стану.
Нарастание действия. Диалог продолжается, корабль падает, страсти накаляются. Не подкопаться.
Кульминация. Все точки над «и» расставлены, все маски сброшены, хочешь — лезь в кокон, но потом не жалуйся. Что будешь делать, м? Хоть волосы на голове рви.
Нисходящее действие. Надо полагать, последние метания героя. Другого здесь и не придумаешь, и не успеешь. Корабль же не будет падать целый день, правильно?
Развязка. Подлец, он все-таки пошел к коконам. Ну, поделом ему. Все равно, уже не успеет. Темный Гений за секунду до катастрофы меланхолично размышляет о философских вопросах.
3. Повествование. Немного недостает описаний фона. Дан пейзаж за окном, но вот корабль как-то «не видится». Почти до конца рассказа, где появляются хотя-бы эти коконы для эвакуации. Понимаю, главное в рассказе — история о Гениях, идея желаний и платы за эти желания, но читатель, бегая глазами по тексту, выстраивает в голове картинку, и в этой картинке, прямо скажем, недостает фона. Только диалог. Он, конечно, придает динамичности повествованию, но описания можно было бы хоть как-то вклинить между репликами. Хоть по чуть-чуть. Пойдет на пользу.
4. Герои
С черноволосым все вполне даже неплохо. А вот у его собеседника напрочь отсутствует внешность. Можно, конечно, по итогам текста сослаться на то, что он — один из многих-многих «искушаемых», которые попадаются на пути этого «черноволосого», что он их уже и запоминать в лицо перестал. Но, во-первых, повторюсь — читателю нужна картинка, прямо как воздух нужна. А во-вторых, раз уж этот персонаж такой рядовой и ничем не примечательный, то пусть у него и внешность хоть и рядовая-непримечательная, но все-таки будет.
А еще мне очень нравится образ Темного Гения. Импозантный мужчина должен быть, я вам скажу. Ведь, когда имеются две противостоящие стороны, то всегда появляется соблазн разделить их на «добрую» и «злую». И здесь ситуация вполне способствует — милчеловек так искренне хочет спасти свою больную сестренку, все сочувствие читателя заведомо на его стороне. И вот он второй персонаж — ни разу не добряк, на альтруизм патологически неспособен… Но это вам не классический злобный гений с коронным «Муахаха!», а очень последовательный и понятный в действиях, реакциях и рассуждениях человек. И тоже, гляди-ка, симпатичный читателю. Вот именно это и хорошо, что противостояние не скатывается до банального «добро-зло», «плохие-хорошие».
5. Язык и стилистика
Вот здесь покритикую, уж простите. Львиная доля текста — диалог. Соответственно, речь должна быть, просто обязана быть разговорной. Стоят себе два человека на борту корабля, болтают от скуки возле окошка. И тут начинают звучать фразы типа «Потеряв любовь родных и себя, все что мог видеть новый Гений – это плохое» или «Люди скорбели о бесконечной потере бесконечной возможности исполнения всех желаний». Спору нет, фразы красивые, но определенно не разговорные. Как часто мы используем в нашей речи слово «скорбеть»? Как часто вклиниваем в нее деепричастные обороты? Разговорная речь отличается краткостью предложений и простотой их конструкций. Она не бывает вычурной. Все это присуще литературному языку, книжному. Иными словами, в определенные моменты рассказа у читателя начинает складываться впечатление, что герои «читают со шпаргалки».
6. Достоверность
Имею ли я право на изложение некоторых своих логических рассуждений и, может, домыслов в этом разделе? Надеюсь, что имею. Мне показалось, что, раз изложение Гением истории его печальной юношеской любви подано так сумбурно и в ключе «испытания-мучения-жертвы-страдания», то он поныне ужасно переживает по этому поводу. Причем, не за девушку, которая окончательно «обесценилась» в его глазах, а за самого себя. Но сколько с тех пор прошло времени? Сколько раз умирал этот Гений? А ведь в тексте прямо указано, что смерть лишает его человечности, причем каждая новая смерть — в большей степени. Так где же его равнодушие, где холодность и циничность? По факту, они наличествуют — пошел и отомстил лицемерке. Но рассказывает об этом как будто другой человек. Или он стал безжалостен по отношению ко всем, но не к себе? Это, право, ребячество с его стороны. Очень умаляет масштаб его личности. (Простите, я, наверное, стала немножко его фанаткой, и очень теперь не хочу развенчать этот светлый… ой, простите, темный образ)
По поводу смерти доброго Гения… Не знаю даже, стоит ли цепляться за историю с розой. Вроде бы, она выглядит чистой «сказкой». Но, во-первых, про великих людей после их смерти всегда сочиняют сказки. А во-вторых… в реальности тоже хватает нелепых смертей. Может быть, стоило бы в тексте подать историю с розой именно как «красивую и вполне вероятную версию событий», чтобы она не слишком уж мозолила глаз самым придирчивым из читателей. Мол, я, Крист, точно не знаю, была там эта роза или не была, или была, но не роза, но что парнишку повязали — это точно.
Еще один момент вызывает у меня сомнения. Не назову это явным недочетом, но кто-нибудь, возможно, назовет. Ситуация с родником и скалой… Правильно ли я понимаю, что Гении были своего рода волшебниками? Они могли влиять на реальность, изменять ее… Так вот, здесь магии особой нет, в этой ситуации. Скорей, это нечеловечески точный расчет плюс божественное всеведение. Родник уже есть, всегда был. Просто Крист о нем знает, а все остальное человечество — нет. Он только открывает эту информацию своему собеседнику — делай с ней, что хочешь. И остается, в сущности, чуть ли не положительным персонажем. Либо же он только что, за пять минут до катастрофы создал этот родник в таком вот заковыристом месте. Мог бы на главной площади столицы, но мы ж злодеи, муахаха! Собственно, ситуация не прояснена до конца, а вместе с тем неясно, кто Крист — герой с трагической судьбой или злобный человекоистязатель. Впрочем, возможно, он именно над этим и размышляет в конце повествования?
7. Фантдопущение
С этим, кажется, все ясно. Фантастичность мира полностью держится на Гениях.
8. Психология отношений
Категорически не поняла только одной вещи. «Пассажир нервно развел руками. Ему не нравились вопросы, но он старался остаться вежливым». И тут же он вываливает на своего назойливого собеседника самое сокровенное — историю болезни маленькой сестры. Отовраться, что ли, не мог? Что это на него напало? Накипело? Или черноволосый был таким рубаха-парнем, что ему нельзя не излить свою душу? Тогда стоит это в тексте указать, а то пассажир уж очень непоследовательный, кажется.
9. Основная мысль текста
У каждого твоего желания есть цена. И не жди, что ее за тебя заплатит добрый дядя. Тем более, что добрый дядя уже умер, а вместо него теперь вот этот Крист.
10. Отображение основной мысли текста
От первой до последней буквы, отображено детально. Человечество, потеряв свою «золотую рыбку», решило любой ценой создать новую, а породило, кажется, хладнокровную бессмертную «пиранью». Что-то будет…
11. Оригинальность идеи
Не скажу, что идея очень оригинальна. Была она и у Пушкина, и в Тысяче и Одной Ночи и еще много где… В разных лицах, с разными подсмыслами. Люди любят халяву, да. Но бесплатный сыр бывает знаем где. И — вот он, мастер мышеловок! Самых совершенных, утонченных, справедливых мышеловок. Лично мне оригинальной показалась не столько идея, сколько ее воплощение. А оно в литературе играет далеко не последнюю роль. Помнится, не так давно Покахонтас с легкой руки Кэмерона превратилась в Аватара. Шума было...
12. Ошибки и ляпы
Местами хромает пунктуация. Существенных противоречий в тексте не наблюдается, а если что и кажется странным, так ведь это же фантастика — включаем вооображение, и все объясняется.
13. Мои ощущения
Мои ощущения исключительно положительные, смею заверить. Мои придирки к стилистике текста изложены выше, а в остальном — рассказ всецело одобряю. И даже, признаться, имею желание встретиться с «черноволосым» в более масштабном произведении. Очень уж он мне импонирует, черт побери!