Блог для старых мнений /
Мнения о произведении "Его выбор"
(129)
- Моргенштерн Иоганн Павлович
- 29 июня 2015, 13:55
- 1
Нужно уметь отличать их Гламурную «Голубую Луну» от нашей Суровой «Розовой Ванили»! Рецензия на роман Мелоди (Анны Алмазной) «Его Выбор».
Сразу возникает вопрос – а его ли это выбор? Ответ незамысловат – ну не её же! А если серьёзно – был ли у него выбор? Он – это, конечно же, Арман. Какой же выбор преследует его весь роман? Я так полагаю, оставаться в депрессии или начать действовать. Но, увы, чтобы повлиять на этот его выбор надо нечто большее, чем вояка с хлыстом за спиной.
То есть, у Армана почти не было выбора. Для выбора нужна хотя бы твёрдая воля, но даже этой малостью боги обделили этого героя.
Роман – вещь вообще сложная. Особенно такой. Он очень походит на эпопею, где огромное количество героев, у каждого чувства, переживания, всех их надо передать и связать вокруг одной темы. Это, конечно, присутствует, но не всё так просто. Формула романа-эпопеи: «Как разные люди ведут себя в разных ситуациях.» В этом романе ситуации у всех разные, а значит нет элемента сравнения. Сами ситуации же порой столь туманны, что даже не всегда можно угадать, а на что конкретно так прореагировал герой.
Действие сей эпопеи происходит в неком мире. А самом мире, географии, природе сведенья даны расплывчатые, основывающиеся на том, что «всё примерно как на Земле», или точнее, «всё примерно как в Восточной Европе на Земле», это чуть-чуть непонятно с точки зрения физики, но приемлемо.
Три государства. Виссавия – самое мощное, страна магов, жрецов и учёных, утопия и прочее светлое будущее. Кассия – феодальные земли, объединённые правителем, эдакая средневековая Европа, но в более мягкой форме. Лария – о ней почти ничего не известно. Только то, что там оборотни считаются несправедливо угнетаемым меньшинством, или ещё кем, короче, они разрешены. Кое-кто думает, что там живут только одни оборотни, но это просто лишено логики. Остальные государства, надеюсь, тоже есть, иначе против кого этим троим союзничать.
Но вообще мир как мир. Принципы магии непостижимы, принципы магических ритуалов – тем более. Всё слишком сложно и возвышенно, но выглядит красиво. Не помню ни одного фрагмента романа, в котором человеческая магия без вспомогательных факторов сделала бы что-то действительно полезное, не говоря уже о настоящем чуде.
Но это чудо могут сделать боги. Один из главных плюсов романа – мифология. Она не объёмна, и не составляет труда запомнить десяток божеств. Они красиво продуманы, в текст помещена пара очень лиричных и образных легенд. За них отдельное почтение.
Именно такой мир предстаёт перед нами домом главных героев, Реми и Армана. Два брата. Нормальными их можно назвать только ну очень относительно. В самом начале повествования при магических обстоятельствах гибнет их титулованный отец, мать бежит с младшим сыном Реми, и дочерью Лией загород. Армана вообще посылают в Кассию к родственной титулованной особе. Вскоре, при опять же, магических обстоятельствах, загородный домик, где скрывалась мать был уничтожен, вследствие чего, Реми и Лие отшибает память, а мать всех уводит в леса. Арман думает, что они погибли и впадает в депрессию. Дальше дороги братьев расходятся.
Именно по отдельности и раскрываются их характеры. Конечно же на сим этапе жизни у Реми оказывается характер инфантильный, добрый и наивный. Он, забыв прошлую придворную жизнь и дивя среди крестьян впитывает их проблемы, привязывается к одному парню, помогает всем, всё ради правды. Весьма правильный герой. Но он не мальчик. Он дитя. Мальчик понимает, что потом вырастет в мужчину. Реми не понимает, какого пола будет, когда вырастет. Он не вырастает, хотя в романе описывается отрезок времени в шесть лет, кажется. Но это ещё ничего.
Арман. Для него нормальное состояние – депрессия и вздохи на пустом месте. Так уж он устроен, что ему страдать приятней, чем действовать. Сначала он в депрессии из-за потери семьи, что вполне нормально. Если бы не политические интриги той самой кассийской титулованной особы он бы умер и этим бы всё и кончилось. Появляется новый герой – Эдлай, профессиональный вояка, которому приказано вернуть Арману тягу к жизни. За весь роман это ему так и не удалось.
Он силой заставил Армана прочкнуться и сказал «Работай!» Арман подчинился, а Эдлай свалил его на помощника и уехал развлекаться. Помощник — тоже не студент, а между тем оба сюсюкают с Арманом, как с девушкой из бара, когда цена ещё не известна. И то, в ситуации в баре человек их типажа поспешил бы узнать цену, потому что после этого сюсюкать не обязательно. Арман же всё запомнил. Та же ситуация, та же разница в возрасте. Вообще, странное у него влечение к шестилетним мальчикам, не находите? Сначала Лиин, потом и Нар. Если бы не эпизод с повесившейся девочкой можно было бы предполагать худшее. Что? Эти мальчики были похожи на Реми? Тут уже идёт прямая параллель с «Лолитой» Набокова. Напомню – ему 42. Он встречает 12-тилетнюю девочку похожую не его первую жену. И не забывайте, что это она на него первой напрыгнула. А если бы это был мальчик? Хорошо, хоть в «Его выборе» все деликатные сцены опущены. Но все эти увлечения так и не придали Арману тягу к жизни. Более того, он стал оборотнем. Возможно, это передаётся именно таким путём. «Ура, я кого-то загрыз! Лишний повод впасть в депрессию и укорять себя.» — Подумал Арман. А ещё о том, что у него нет Хариба. Нет, чтоб завести. Сразу поясню, хариб штука магическая, а значит все эти поиски, либо отсутствие таковых постичь невозможно. Не нашёл и не нашёл, это – его магическое дело. Хотя у него было полно всяких магических мальчиков, ну да ладно. А если серьёзно, то он ещё и эгоист. Если у него что-то плохо – мир разрушен. Если погиб город, он не виноват – значит хрен с ним, жизнь удалась. Вот, что делает с людьми бюрократия. А Арман вообще с временем не дружит. Начало романа. Реми 4, ему 14. Конец романа Реми 11, ему 16. «Вечно молодой, вечно пьяный?»
Ну, хоть, Реми во всевозможных компрометирующих развлечениях замечен не был. Хотя порой попадались герои, которые запускали руки ему в волосы, прижимались губами ко лбу и делали прочие намёки из серии «а пошли в душ, сладенький». Вообще из окружения Реми нормально выглядел только дед-лесник, которому уже дозволена нежность и душевность. Опять же и там попадался какой-то феодал с погибшим сыном, так похожим на Реми.
Всё, читатель шокирован личной жизнью героев, дело движется к концу… И тут на сцену выходит единственный натуральный герой романа, Лис. Убийца, разбойник, обезумевший от проклятья, которое заставляло его видеть призраки сотен убитых им людей. Он живой, он не любит маленьких мальчиков, он не сюсюкает с собеседником, как, помниться, делали между собой стражники где-то в замке, он не сплетничает об Армане на посту, он не делает глупостей. Он крут и брутален. Он – Лис.
Ну, и ещё один годный герой романа – Аши. Как я уже говорил, спасибо автору за мифологию. Аши живёт в Реми, но может иногда завладеть его телом и всех порубить в капусту. А всё остальное время он, как и любой другой уважающий себя демон, находится в ментальном заточении с сокамерником. Добрым его назвать нельзя, сильным… Только с натяжкой. Сильные понимают, что сильны. Сильным не нужна эффектность. Но это уже опять переход от мифологии к непостижимой магии.
А второстепенных персонажей жаль. Ходячие декорации без разума, эмоций и биографии. Картонки. Тоже сюсюкающие. Плюс к тому через десять страниц о ни можно забыть. Зачем в романе их столько — непонятно. Какую функцию выполняют — тем более.
Теперь о более печальном – как построен роман. Представьте – диалог двух героев, описание вспышек и грохота, диалог двух других людей. Понятно, что что-то случилось, но вот что именно? После диалога уже следующая сцена и ни разу прямым текстом не сказано, что это было и что от этого произошло. Просто диалоги поменялись. Лично я устал к середине книжки угадывать что же это было. Просто пропускал и списывал всё на магию. Но у магии должен же быть результат. Сравните: «Полковник упал. Из-за дерева вышел Ирвиш с дымящимся револьвером.» Или: «По лесу мощным потоком, будто отдалённый удар камня о землю пронёсся звук хлопка. -«Ирвиш! Но почему?» -«Меня с детства терзали сомнения…» И так каждый раз, когда в тексте хоть что-то происходит. Но когда ничего не происходит, а только большие описания всего подряд, читатель скучает. На действительно захватывающие эпизоды роман оказался довольно скуп, они небольшие, но отработаны прекрасно. Нагнетание обстановки типа «ой, щас что-то произойдёт» выполнено ювелирно. Пара сцен в начале романа, сцена «Реми на церимонии», встреча Реми и Армана в конце, именно это, кстати, и есть кульминация, и сцены с Лисом – всё это я даже запомнил.
Что же в итоге я могу посоветовать автору? Женщине сложно писать об обощении мужчины и мальчика, мужчины и подростка, подростка и мальчика. Выходят педофилы и гомосексуалисты. Ну не будет взрослый мужик трогать волосы мальчика. Зачем? На моём опыте мальчиков обычно посылают за закусью. Может это и не правильно, но в воспитательных целях очень даже.
Вердикт: женщинам читать рекомендую. Тем, кто любит в общении героев суровую правду жизни – нет. Кто любит описания и – рекомендую. Кто хочет сюжета и движухи – нет.