ОффтопикВ рамках взятки Льву и общего подхалимажа, а так же, черт с вами, самообразования… Попыжусь написать нечто связное по шпаргалке из клуба романистов.
КРИТИКА НА КОНКУРС
1. Общее впечатление от рассказа — махрово-густой всплеск подросткового романтизма из серии: чОрные трагичные глаза, рубашка (кружавчиковая) распахнута на груди, и тщательное умирание во имя неразделённой и не совсем внятной любви… По-моему собраны просто все шаблоны по теме, какие только могли прийти в голову. Дракона и Эльфов нет, что большой плюс. Зато есть королева, раб-музыкант, долг перед семьей, зависть к старшему брату, туманный мазохизм с пристрастием к некоей отвлеченной боли-крови, виконт и бандиты, чужие любовницы и смертельные раны. Переслащено-пересолено, перетрагичнено. Превращается в фарс и комедь.
2. Сюжет стандартен до шаблонности. Причем шаблонов собрано по всем местам горстями. Идея перескока действия в параллельный мир и как оно кусочками прыгает туда-сюда, накаляя температуру кипения воображаемого чайника — практически единственное, что мне в расссказе понравилось. Хотя опять же, не врубилась, при чем здесь точка кипения. Описание музыкальными терминами от пиано до крещенда или частотой пульса или (как ранее говорила) накоплением воды в плотине, поставленной в детстве с выдуманным братом — было бы логичнее и былиже выбранному сюжету.
3. Повествование — вот тут лозунги, лозунги и лозунги… Герой изъясняется призывами и констатациями:
Это ведь так круто — увести любовницу у самого Лысого
Зато он всем доказал, что он мужчина! Да, мужчина, а не тряпка, как любила повторять вечно пьяная мачеха.
Переспать с любовницей местного бандита — признак мужчины? Однако.
Он любил сбегать на плац, ощущать тяжесть меча в ладонях. Любил тузить кого-то в трактире и получать ответные удары. Любил хорошенько выпить, а потом до самого утра веселиться в пьяном угаре, обсуждая с шапочными знакомыми баб, собак, оружие и коней. Он военный, ко всем чертям, и воспитан, как военный!
Это описание жизни военного? Однако. и так по всему тексту.
4. Герои — схематичны и сюжет подстраивается под создание «еще большей трагичности». Ладно Анри там бьет вазы, но за то, что младший стал музыкантом и любовником королевы (а то, это вам не столы в кабаках ломать!) старшему БАЦ дали маршальский жезл (Чтоб мог столы в кабаках ломать?)
Масса неясностей, как напр:
Обрядить аристократа в кружева, лишив законного вкуса крови — честь? Вечно притворяться «душечкой», умным, милым, улыбчивым… и так притягательно слабым — честь? А что же тогда, к чертям, бесчестие?!
— Королева видит тебя таким, мой сын, так и будь таким, — уговаривала его матушка, обряжая сына в кружева.
— А если я не хочу? — Ну ты же не опозоришь наш род пролитой кровью?
Признак аристократа — вкушать кровь? Они там вампиры? ПРизнак аристократа — всем хамить и быть тупым качком? Как можно опозорить род пролитой кровью, когда они ее вкушают?
И таких вопросов мраки по тесту — то есть восклицания на уровне 14-летнего подростка:
— Аааа! Вы меня ненавидите! Не хотите дать мне вкусить крови!
Обоснуй мира и «правила игры» в рассказе излишне условно-декларативны, лозунгами разговаривают все, а понять «что почем и почему» я не могу, т.к. с моей точки зрения герои совершают «недоделанные поступки»
Бандиты побили САшу, принесли и оставили лежать у себя дома. ЗАЧЕМ? чтобы потом утопить в ковре на болоте? К чему такие сложности?
Как побитый хлюпик отнял нож у качка и пырнул его там? При наличии кучи качков и при том, что перед этим он нож не отнимал, а ждал, пока его побьют и принесут на хату?
а Анри? Положим, что это все бред, но все же, я не понимаю, что атм происходит:
«Как многим ты готов пожертвовать ради своей жажды крови?»
«Всем.»
«Даже даром музыканта?»
Пальцы дрогнули, арфа фальшиво заплакала. Вздрогнула королева, но музыкант улыбнулся, ласково, безнадежно, вновь вернувшись к истинной своей любовнице — арфе.
«Всем.»
— Виконт так прекрасен, — раздается рядом восхищенный шепот.
Прекрасен, но ближе не подходи. Ибо укусит. И без того обученного убивать обрядили в эти тряпки. А ведь раньше было все иначе. Раньше матушка хотела, чтобы Анри ушел на войну, а его старший брат счастливо женился и остался дома.
Вышло все не так… совсем не так.
Прекрасна музыка. Прекрасна бурлящая кровь, ощущение опасности. Противен этот замок, эти расписанные золотом и глазурью стены, стрельчатые окна, томно вздыхающие дамы и ревниво стреляющие взглядами кавалеры. Покой. Болото, приторно воняющее духами. Интриги. Нет, не думать, вернуться в мир музыки, раствориться… забыть. Там хорошо. Это его единственное спасение.
— хочешь крови? чем пожертвуешь?
— Всем (мама мия, опять подростковая всемирность, да чем он там может пожертвовать, сабачка на веревочке у арфы??)
и БАЦ! Прекрасна бурлящая кровь? Этта что? Королева ему перерзала горло? И БАЦ! Стрельчатые окна и Интриги? Автор, вы о чем вообще?! Ага, вернуться в мир музыки? А где он тока что был?
5. Язык и стилистика — нареканий нет, кроме: лозунговость, сумбурности поведения героев в мизансценах, непонятности их целей и действий… — это просто куча бессмысленного и беспощадного романтизма.
6. Достоверность — по моему совершенно недостоверно ничего там. Ни реальность, ни не реальность.
7. Фантдопущение — оно единое мне понравилось.
8. Психология отношений — слабая весьма. Герои разрываемы противоречиями и сами не знают чего хотят, так как все разговоры ведуться о «вообще», но никакой конкретики я там не увидела. Анри хочет ломать столы, Саша не хочет драться и поэтому соблазняет подружку Лысого… уфф…
9. Основная мысль текста — по-моему создать апофеоз романтицкого трагизма. Но в перигее оно сдулось, т.к. перебор…
10. Отображение — основная мысль текста? По моему подростковое желание " вот я сейчас отморожу себе нос, а вы все узнаете"! Ничего кроме этого, т.е. трагизьмы за ради трагизьмы, я не увидела. Простите, автор.
11. Оригинальность — идея стара как мир (если это она в пункте 10) или я ее не уловила.
12. Ошибки и ляпы — читалось легко и приятно, но смысл от меня все время ускользал, зато прыгали на меня все эти завихрения сюжета, которые провоцируют меня на жосткий стёб, но я пытаюсь сдерживаться.
***
Мои ощущения — это громадный перебор по всем статьям романтизма. Я столько не съем.
Я вынесла из рассказа одну мысль:
Герой Саша главное, что доказал своей вечно пьяной мачехе, посредством трахания любовницы местного бандита, что он мужчина.
Что есть логика проститутки и вора, прости госпидя. Нет, чтобы найти независимость, нееее, главное переспать с имуществом местного царька, т.е. украсть. Не добыть свое, а стибрить чужое и не насовсем, а так, разочек в чужой кроватке поваляться — ?
Герой Анри — вообще не поняла чем там с королевой кончилось. Бурлением крови? То есть что? Попыткой вернуться в мир музыки? Он чо, арфу в постель попёр?
и все там такое в тумане туманном.
Объединением обоих героев получаем у одного страдаение оттого, что переспал с «королевой», у другого, что спал с королевой и играл на арфе, в то время как хотел чего-то странного: то ли столы в кабаках бить, то ли вкуса крови попробовать…
В целом и общем проблемы, цели жизни и способы их достижения у ГГ аморфные и неясные, поэтому не удивительно, что и результат неясно-размазанный.
— Королева видит тебя таким, мой сын, так и будь таким, — уговаривала его матушка, обряжая сына в кружева.
— А если я не хочу?
— Ну ты же не опозоришь наш род пролитой кровью?
«Всем.»
«Даже даром музыканта?»
Пальцы дрогнули, арфа фальшиво заплакала. Вздрогнула королева, но музыкант улыбнулся, ласково, безнадежно, вновь вернувшись к истинной своей любовнице — арфе.
«Всем.»
— Виконт так прекрасен, — раздается рядом восхищенный шепот.
Прекрасен, но ближе не подходи. Ибо укусит. И без того обученного убивать обрядили в эти тряпки. А ведь раньше было все иначе. Раньше матушка хотела, чтобы Анри ушел на войну, а его старший брат счастливо женился и остался дома.
Вышло все не так… совсем не так.
Прекрасна музыка. Прекрасна бурлящая кровь, ощущение опасности. Противен этот замок, эти расписанные золотом и глазурью стены, стрельчатые окна, томно вздыхающие дамы и ревниво стреляющие взглядами кавалеры. Покой. Болото, приторно воняющее духами. Интриги. Нет, не думать, вернуться в мир музыки, раствориться… забыть. Там хорошо. Это его единственное спасение.