Не могу сказать, что рассказ совсем уж плохой. Как образчик пробы пера в НФ — занятно, а как произведение претендующее на литературную ценность — никакое, имхо. Потому что очень наивно, по-детски наивно.
Скрытый текстДля начала скажу, что стиль текста не соответствуют стилю, в котором люди пишут письма. Этот рассказ — такое же письмо, как этот комментарий — стихотворение. Люди пишут письма языком максимально приближённым к разговорному, за, возможно, некоторыми допущениями.
Потом, режет глаз вопиющая непродуманность мира. Путешествия во времени — как нефиг делать, космические путешествия — как нефиг делать, иметь кому-то в собственности целую планету — как нефиг делать, а безопасность своей же «элите» обеспечить и их семьям — фиг, проблематично. Исходя из текста, Сташек проводил эксперименты на нищих. Нищих! И кто-то из них умудрился поджечь жену одного из элиты. Да хоть десять раз там «непредвиденные обстоятельства» — такое жильё должно быть кучей средств защиты оснащено, чисто на всякий случай. А то так и хочется представить хрущовку где-нибудь в спальном районе Москвы, где хулиганы сломали домофон на двери подъезда, и кто угодно может зайти и к кому угодно в квартиру позвонить.
Но самое интересное позже — Сташек с Леной вынуждены податься в бега. Скрыть свою «элитность» и свалить с планеты, потому что безопасность им больше не гарантируют. Не гарантируют безопасность высшей касте от нищих, низов общества. Не верю. Высшей касте грозит опасность от низов только в условиях бурлящей революции и полной анархии, посмотри историю, да и то — если под раздачу попали. А так — усмирят нищих жестоко и безжалостно, да ещё за благое дело почитать будут, а бежать с планеты никому и в голову не придёт. Так что не верю я, не может «элитник» от шпаны убегать в космос.
Да, и ещё мааленькая придирка, чисто из вредности:
В нем отражалась блондинка с золотыми упругими локонами, фарфоровой кожей без единого изъяна и голубыми кристально чистыми глазами. Ко всему прочему прилагались тонкие правильно очерченные брови, высокие скулы, пушистые, больно смахивающие на искусственные, ресницы и пухлые губы. От прошлой меня не осталось и следа. Даже форма носа и очертания подбородка стали другими.
Допустим, волосы можно перекрасить, иным способом добиться другого цвета волос невозможно, кроме как естественным образом поседеть или выгореть. Глаза — это уже сложнее. Их тоже никак нельзя изменить. Только цветные линзы, но они напрочь убивают эффект «кристальности» и прозрачности. Единственный способ добиться натурального цвета и прозрачности — пересадка глаз, это маловероятно сегодня из-за невозможности восстановления зрительного нерва, но может быть возможно в будущем. Допускаю. Можно пересадить кожу, можно изменить форму носа и подбородка, но никакая пластика никогда не изменит положение скул. Догадываешься почему? Потому что это кости.
Продолжаю.
Сверху Сира была похожа на разноцветный шарик, вокруг которого вращались три поменьше. Самый большой шарик мягко приблизился, пятна оказались густыми зарослями, и спускаясь за мужем по трапу космического корабля, я подумала, что попала в сказку.
Опять же, если взвешенно подходить, то полёт на космическом корабле и полёт на самолёте — не одно и то же. Тут описан полёт на самолёте. Планета не может быть сверху просто разноцветной. Если на ней есть атмосфера и вода, то логично ожидать такую же картину, как на Земле — немалую часть видимого пространства занимают белые облака. И возможно, немало синей воды — океаны, скажем. Ботанический сад не может сам в себе существовать, нужен круговорот воды в природе. Вполне возможно, что корабль будет вынужден сначала пройти сквозь слой облаков. Но это ладно. Суть в том, что Лена не смогла бы спокойно наблюдать посадку на планету в иллюминатор, потому что обшивка корабля при входе в атмосферу начала бы гореть, как ей и полагается. И за бортом пламя будет полыхать. Даже если бы она и не горела, планета бы не приблизилась «мягко». Посадка и взлёт — самые рисковые моменты, корабль будет трясти, пассажиров будет тошнить, невесомость перейдёт в гравитацию — и прочие радости. Короче, к чему я веду — всё описано и показано донельзя наивно и примитивно, картонно. Мир сложнее устроен, мир будущего — уж тем паче.
Далее.
Туристы сюда заглядывали крайне редко, а животные, включая симпатичного бурого мишку Синика и матерого волчару Журка, были приветливыми и дружелюбными.
Это животные-то приветливые и дружелюбные? Волк с медведем? И они не в клетках живут? Трогательно.)))
один из углов был отведен ширмой под «минилабораторию».
Ширма не могла отчего отвести под лабораторию. Это Сташек отвёл угол под лабораторию, а ширмой угол был отгорожен.
Сташкин «хамелеон» действительно оказался страшно живучим, а еще не любил соперников. Это он только поначалу красился под соседей, а потом, потравив все вокруг и как следует разросшись, вновь становился бурым некрасивым уродцем.
Зачем ему краситься под соседей, если он такой убивашка? И так не пропадёт, поди. А вообще-то, сама идея с растением сомнительная — зачем она нужна? Можно и проще потравить планету.
Сташку и мне приказали не выходить из нашей квартиры: боялись, что сотрудники Сиры забьют насмерть.
Опять та же ерунда. Ну наивно это до невозможности. Кто им даст их насмерть забивать? У них там, что, ни охраны, ни полиции, ничего подобного нет? И потом, прям как будто бы все озабочены тем, как бы их убить. Скорее, раз на планете такой кошмар, народ ножки в ручки — и валить.
Единственный плюс для землян — вполне пригодная атмосфера.
Снова очень примитивный подход, без малейших знаний. Знакомый стереотип обывателя — если есть чем дышать, то жить можно. Ага. Атмосфера на самом деле — последнее из длинного списка требований пригодности жизни для землян. Во-первых, главное гравитация. Если она слишком высока, человека раздавит собственным весом, даже при самой «кислородной» атмосфере. Если она слишком мала, то человек без скафандра, даже если будет в кислородной маске, просто взорвётся, как пакетик с кровью. Во-вторых, сезонные и ежедневные колебания температуры. Плюс отсутствие радиации. Плюс… продолжать? Словом, суть моего наезда опять же — в том, что ты слишком просто это всё представляешь и так же просто это описываешь. Всё слишком условно. И невежество автора тут не получится скрыть невежеством героя, от лица которого написано. Будь Лена хоть десять раз необразованной, она должна была кое-что понимать уже, полетав столько в космосе.
А здесь? Вечно кроваво-красное небо, затянутое тучами. Две луны, ни одна из которых не грела душу, как наша.
Ну, думаю, тут ты уж точно не сможешь оспорить. Если небо вечно тучами затянуто, то не может быть видно ни одной луны. Логично же?)
Эксперимент удался. Я даже сам удивился, это чудо. Истинное чудо, что наши коды оказались совместимы!
Если что-то совсем ни в какие ворота не лезет, можно применить универсальный приём и объяснить всё чудом.)) Не поверю никогда, что можно естественным способом взять да скрестить человека и пришельца.
Ну и наконец, самое главное — знания и логика Сташека. Он, конечно, подразумевался очень умным злым гением, но на деле вышел почти комическим героем, поскольку в нём ни капли логики. Забудем даже, о его лишённых здравой логики действиях на разных планетах, а возьмёмся за его гениальный план с Леной и их ребёнком. Сташеку нужен был создатель элиты в прошлом, так? Давай рассуждать логически. Сташек — сам представитель элиты. Она существует, он в ней живёт и горя не знает. Как вообще может прийти в голову — создать основателя элиты, который уже давно эту самую элиту создал? Как мог Сташек знать, что этому самому основателю нужно «помочь»? Чувствуешь, где бредовость скрывается? Сташек просто никак не мог знать, что основатель элиты из будущего родом. А даже если и знал (о чём не говорится, и тем более не говорится, как он узнал и от кого) — откуда ему знать, что это его сын? Проще говоря, этот ляп не выправить без закулисного босса, который Сташеку диктовал, что делать. Самому Сташеку мысль всё так спланировать просто не пришла бы, будь он хоть миллиард раз гений-гений. По причине того, что информации ему тупо не хватает.
Теперь, даже если допустить полный абсурд, что он это всё откуда-то знал и заранее всё рассчитал, чтобы вышло именно так, то встаёт ещё один логичный вопрос — откуда Сташеку было знать, что его дитё создаст элиту? Он так считал только потому, что дитё родится крутым интеллектуалом? И какая тут связь? Тут прослеживается нехороший намёк на то, что любое высокоинтеллектуальное существо рано или поздно придёт к тому, что над людьми должен властвовать «золотой миллиард» — элита таких же интеллектуалов. Как будто это единственный вывод, к которому может прийти высокоразвитое сознание. А не абсурд ли? И потом, раз он таким умным должен стать, то его, уж наверно, сложно будет предугадать. Тем более до его рождения, на жизнь вперёд. (это не учитывая обстоятельства, возможные несчастные случаи, воспитание и всё остальное, что сводит вероятность успеха Сташиного плана почти к нулю) Сташек просто не мог никак знать о его судьбе. Без закулисного босса-провидца, разумеется. Но наличие такого босса сильно бросает тень на гениальность самого Сташека, который якобы продумал всё сам. Так что босса нет, читатель должен его додумать, чтобы рассказ логически не развалился на куски.
Словом, финальный финт не выдерживает никакой критики.
А да, Сташек ещё не забыл Лениной подруге сообщить, мол, ты прочитала её письмо и думаешь, что я ошибся, так гляди же — я ни в чём не ошибаюсь! — и это несмотря на то, что Алисина осведомлённость о его планах совершенно не нужна и даже может стать потенциальной угрозой, но ему так дико хотелось похвастаться, что он просто не смог удержаться.
Довеском ко всему этому идёт ещё некоторая кучка пунктуационных ошибок и кое-где корявые места по стилистике. Но выписывать мне лень.
Основная проблема в том, о чём я говорила с самого начала: страшно наивно, в это упираются всё — непродуманность и условность мира, косяки с логикой. А потому не верю ни единому слову. Но как проба пера имеет право на существование.)
Потом, режет глаз вопиющая непродуманность мира. Путешествия во времени — как нефиг делать, космические путешествия — как нефиг делать, иметь кому-то в собственности целую планету — как нефиг делать, а безопасность своей же «элите» обеспечить и их семьям — фиг, проблематично. Исходя из текста, Сташек проводил эксперименты на нищих. Нищих! И кто-то из них умудрился поджечь жену одного из элиты. Да хоть десять раз там «непредвиденные обстоятельства» — такое жильё должно быть кучей средств защиты оснащено, чисто на всякий случай. А то так и хочется представить хрущовку где-нибудь в спальном районе Москвы, где хулиганы сломали домофон на двери подъезда, и кто угодно может зайти и к кому угодно в квартиру позвонить.
Но самое интересное позже — Сташек с Леной вынуждены податься в бега. Скрыть свою «элитность» и свалить с планеты, потому что безопасность им больше не гарантируют. Не гарантируют безопасность высшей касте от нищих, низов общества. Не верю. Высшей касте грозит опасность от низов только в условиях бурлящей революции и полной анархии, посмотри историю, да и то — если под раздачу попали. А так — усмирят нищих жестоко и безжалостно, да ещё за благое дело почитать будут, а бежать с планеты никому и в голову не придёт. Так что не верю я, не может «элитник» от шпаны убегать в космос.
Да, и ещё мааленькая придирка, чисто из вредности:
Продолжаю.
Далее.
Ну и наконец, самое главное — знания и логика Сташека. Он, конечно, подразумевался очень умным злым гением, но на деле вышел почти комическим героем, поскольку в нём ни капли логики. Забудем даже, о его лишённых здравой логики действиях на разных планетах, а возьмёмся за его гениальный план с Леной и их ребёнком. Сташеку нужен был создатель элиты в прошлом, так? Давай рассуждать логически. Сташек — сам представитель элиты. Она существует, он в ней живёт и горя не знает. Как вообще может прийти в голову — создать основателя элиты, который уже давно эту самую элиту создал? Как мог Сташек знать, что этому самому основателю нужно «помочь»? Чувствуешь, где бредовость скрывается? Сташек просто никак не мог знать, что основатель элиты из будущего родом. А даже если и знал (о чём не говорится, и тем более не говорится, как он узнал и от кого) — откуда ему знать, что это его сын? Проще говоря, этот ляп не выправить без закулисного босса, который Сташеку диктовал, что делать. Самому Сташеку мысль всё так спланировать просто не пришла бы, будь он хоть миллиард раз гений-гений. По причине того, что информации ему тупо не хватает.
Теперь, даже если допустить полный абсурд, что он это всё откуда-то знал и заранее всё рассчитал, чтобы вышло именно так, то встаёт ещё один логичный вопрос — откуда Сташеку было знать, что его дитё создаст элиту? Он так считал только потому, что дитё родится крутым интеллектуалом? И какая тут связь? Тут прослеживается нехороший намёк на то, что любое высокоинтеллектуальное существо рано или поздно придёт к тому, что над людьми должен властвовать «золотой миллиард» — элита таких же интеллектуалов. Как будто это единственный вывод, к которому может прийти высокоразвитое сознание. А не абсурд ли? И потом, раз он таким умным должен стать, то его, уж наверно, сложно будет предугадать. Тем более до его рождения, на жизнь вперёд. (это не учитывая обстоятельства, возможные несчастные случаи, воспитание и всё остальное, что сводит вероятность успеха Сташиного плана почти к нулю) Сташек просто не мог никак знать о его судьбе. Без закулисного босса-провидца, разумеется. Но наличие такого босса сильно бросает тень на гениальность самого Сташека, который якобы продумал всё сам. Так что босса нет, читатель должен его додумать, чтобы рассказ логически не развалился на куски.
Словом, финальный финт не выдерживает никакой критики.
А да, Сташек ещё не забыл Лениной подруге сообщить, мол, ты прочитала её письмо и думаешь, что я ошибся, так гляди же — я ни в чём не ошибаюсь! — и это несмотря на то, что Алисина осведомлённость о его планах совершенно не нужна и даже может стать потенциальной угрозой, но ему так дико хотелось похвастаться, что он просто не смог удержаться.
Довеском ко всему этому идёт ещё некоторая кучка пунктуационных ошибок и кое-где корявые места по стилистике. Но выписывать мне лень.
Основная проблема в том, о чём я говорила с самого начала: страшно наивно, в это упираются всё — непродуманность и условность мира, косяки с логикой. А потому не верю ни единому слову. Но как проба пера имеет право на существование.)