А ты находишь, что там много жестокости? Больше, чем в любой произвольно взятой ска
 
avatar
А ты находишь, что там много жестокости? Больше, чем в любой произвольно взятой сказке? Вообще жанр «народная сказка» сам по себе довольно жесток. Традиции гуманной сказки начали развиваться сравнительно недавно. Линдгрен, Янссон, наша Прокофьева… моя любимая и несравненная Диана Уинн Джонс ) Даже и Хоббит — он ведь, в отличие от ВК, задумывался именно как детская сказка…
Но это всё — скорее, исключения, чем правило. Гримм — чистый мрачняк. И ни намека на гуманизм. А французские сказки — это просто ужас. Их не только детям нельзя, а вообще впечатлительным людям всякого пола и возраста… )
Я начал читать ГП уже в универе, так что — считай, взрослый. И мне было интересно. Хотя, конечно, по мере чтения ощущение «не того» усиливалось. Потом, в ходе наших вечерних дискуссий, мы установили, в чем «не то» заключается)
Но сказать вот так категорично «детям нельзя» — не могу. Тогда детям нельзя читать ни Белоснежку, ни Золушку, ни Красную Шапочку, ни кучу английских народных сказок, в общем — перечисление бесконечно… А сама тема жестокости в детских сказках — она очень интересна и неоднозначна. Взрослые часто недооценивают способность детей абстрагироваться от иллюзий и видеть разницу между «придуманным» и «настоящим». По сути, это как раз «взрослая» черта — умение овеществлять «придуманное», сопереживать… короче, эмпатия. Ребенок мыслит очень конкретно и «лично» — вон тот мальчик упал и плачет, плакса; а вот я разбил коленку, и мне больно — ах, так вот почему тот мальчик плакал, и выходит, больно падать не только мне… примерно так. То же — со сказками. Сказка — это понарошку. Там кровь ненастоящая, смерть ненастоящая, там Волк съел Шапочку — а потом опс, и она живая, сказка же. Или шикарная сцена, когда добрая Белоснежка заставляет злую колдунью плясать в раскаленных железных башмаках. Взрослому — мороз по коже, жуть и садизм. А ребенку — просто сказка, и вообще злая же колдунья… сама виновата...)
О том, каким образом сказки накладываются на реальность, станет задумываться даже не всякий взрослый. И о том, насколько морально поступают герои сказок. Дети вообще об этом не думают — они точно знают, что там — «понарошку». А вот увиденная на улице сцена, когда кто-то пнул собачку, замахнулся, выругался — это шарахнет по психике ребенка, потому что — настоящее. Это он уже вполне умеет «отразить» на себя и ощутить сопричастность, эмпатию…
Но всё это, конечно, вопрос сложный… четкого ответа тут нет. И в любом случае — я однозначно выбираю Линдгрен, Муми-троллей, Диану Уинн Джонс… кстати, на ее фоне её соотечественница и современница Роулинг выглядит просто жалко… Но тем не менее — нельзя отрицать, что тысячи детей по всему миру любят Гарри Поттера. Дети, в отличие от взрослых, коммерции неподвластны — во всяком случае, не настолько, чтобы читать книжку просто потому, что «все читают». Детям эта история нравится. По многим объективным причинам (правда, не связанным с талантом писателя).
Поэтому мне было бы интересно услышать от тебя нечто более конкретное из списка твоих к тёте Ро претензий ))))
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль