avatar
Если уж резвиться, то по полной!
Устная речь — основной способ утилитарного общения. Для целей обучения следующих поколений и изучения законов мироустройства он не слишком подходит, в том числе поэтому было изобретено средство фиксации речи (мысли) — письмо, письменная речь, формирующая некий текст. Одновременно появилась возможность тиражирования текстов (мыслей). Современные же информационные технологии предоставляют также значительные возможности накопления, надежного хранения и оперативного содержательного поиска текстов для потребителя — необходимой информации.
 
В первом случае (устная речь) максимально задействован личностный, субъективный фактор. Здесь и сейчас сложить эвуки в слова, из слов сложить осмысленные фразы и членораздельно (с выравжением!) произнести, используя соответствующие органы тела и мимику лица… И восприятие, слушание — тоже процесс творческий.
Письменный, напечатанный текст — «отторгнутый» от личности автора, «обезличенный» в какой-то мере. Мы можем никогда не увидеть его лица, не знать вообще ничего о нём — даже мужчина это или женщина. И воспринимаем лишь изложенную мысль. И если это текст, написанный современником, мы ещё как-то ментально близки к нему, но бывает — тексты принадлежат давно, столетия назад ушедшим людям, тогда следы их «ауры» так затёрты и забыты в веках, что зачастую теряется и сам смысл текста. И по прежнему, чтение — это тоже труд.
Человек интернет-современности имеет возможность получать необходимую ему в данный момент информацию практически мгновенно, в самом концентрированном виде, почти не затрачивая физических усилий, но практически лишен этой «изюминки» — личного общения, хотя бы через физический (бумажный) текст.
Таким образом, прослеживается действие некоего «закона сохранения», точнее — потери:
Изустная речь, произносимый текст — минимум воспринимающих, максимум ментального воздействия автора.
Письменный, напечатанный на физическом носителе текст (каменные или деревянные таблички, береста… бумага) — ограниченное число имеющих доступ, потеря ментальной связи с автором текста.
Электронный текст, облачные технологии — глобальная доступность текстов, абсолютная минимизация личностного фактора — информация в чистом виде, снова рост утилитарности при полной утрате личного ментального воздействия на следующие поколения «гигантов духа».
Все это касается и литературы, здесь те же тенденции. Поэтому поэты так любили читать свои стихи вслух небольшой аудитории, а современные гении коммерческой литературы массово стряпают и продают электронные тексты.
Налицо досадное противоречие между становящимся всё более доступным «литературным продуктом» и всё меньшим количеством желающих потрудиться над восприятием такого продукта. А «массовая культура», в её наиболее примитивных формах всё более доминирует в массовом сознании, поскольку стала одним из наиболее доходных направлений бизнеса.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль