Глава 3. Аланы — начало пути
117. Аланы* — тюрки, родом из Алтая.
А как попали на Алтай, — история другая.
У летописца Иордана, понятно, кворум,
Потомкам он оставил «kerti alanorum».
118. «Керти» по-тюркски «истинный», что значит —
Аланы — тюрки. Не переиначить.
К иранцам через толщу разных призм
Отнёс их индо-европейский тот центризм.
119. Напомним всем — далёким, близким странам —
Лишь карачаевец зовет себя аланом.
Чечен — вайнах, и русским был славянин,
Но только карачаевец «не есть» аланин.
120. Пока рассказ не начался, отметим,
Арсен был юморист, так легче детям
Историю доступно рассказать,
Учёных-взрослых трудно так понять.
121. Его ученики историю любили,
Любовь к истории им так и не отбили.
И в этом друга моего заслуга есть.
И это правда, ни к чему нам лесть.
122. Он так хотел, чтоб люди это знали.
Не знающий кто он, тот человек едва ли
Под натиском удара устоит
И треснет, даже если был гранит.
123. Монголы изученье запретили,
Чтобы китайцы корень свой забыли.
Нельзя историю китайцам вспоминать,
Кто вспомнит кто он — может и восстать.
124. Но если справедлив и честен ты,
Зачем тебе сжигать за ним мосты?
Историю свою пусть каждый знает —
Тебя же только он зауважает.
125. А если «хвост пушист» и дно двойное,
Истории не по пути с тобою.
Она как враг. Но можно заменить
Всю правду ложью и глаза закрыть.
126. Но для того и создан был Арсен,
Чтобы разрушить этот мрачный плен.
Историю народа людям возвратить.
Где ложь, где правда — чётко расчертить.
Аланы в I-III веках нашей эры
127. Итак, аланы начали с Алтая.
И в первом веке летописи знают,
Что сила грозная они на берегах Таны —
К войне привычны тюркские сыны.
128. Всего шесть сотен лет тому назад
Тану вдруг Доном стали называть.
«Тана» по-тюркски значит «тихий» и «спокойный».
Через Кавказ прошли аланы-воины.
129. Тот путь на Персию походом завершён,
В Армении нещадный будет стон
В те годы первые, что будут в новой эре.
И в Риме в мощь алан теперь поверят.
130. И опасенья переходят в страх,
Ведь конница алан разносит в прах
Заслоны все, и все войска сметает.
Наскок, удар — и всё вдруг исчезает.
131. Стремительность аланского набега
Тех летописцев не лишила хлеба.
Нерон хотел алан опередить.
Удар навстречу, чтоб остановить.
132. Но в шестьдесят восьмом он умирает,
Не выполнив свой план. И пострадает
В году семнадцатом второго века
Вся Каппадокия от страшного набега.
133. В сто тридцать пятом легион трещит
И от аланской конницы бежит.
Смущает римлян тактика алан —
То ли отход иль смерти там капкан.
134. Всем тюркам эта тактика ясна.
Нужна здесь виртуозность и она
Проста как мир. Но человек и конь
Должны быть целым. И пошёл огонь.
135. Как будто отступая — замани,
Ряды расстроит — в брешь кинжал воткни.
Манёвр тот непрост и потому
С младенчества начнут учить ему.
136. К лихой езде не каждый привыкает,
Но тюрки на конях всегда летают.
И с детства лишь конём они живут.
У римлян ничего не вышло тут.
137. На карте у Ахматова находим
Известья об ещё одном походе
Алан во Фракию, то будет третий век
И римлян потрясёт опять набег.
138. Поля Филиппополя, ныне Пловдив
В Болгарии, и город сей запомнив,
От пораженья Гордиан бежит.
Аланы наступают, Рим дрожит.
139. Но устоял опять, хотя и треснул.
Но тюрков тот удар не будет пресным.
И это только первая волна,
За нею — гунны, Рим сметёт она.
140. «Алан» — «идущий впереди», ты знай.
Тебе так скажет каждый карачай.
Не признавая для себя царей,
Живут на берегах Азовского и Чёрного морей,
141. На берегах Таны и на Кавказе.
Деталь одну напомним мы об асе.
Что — не аланин, хоть так принято считать.
Он — ас-булгарин и алану стать.
Аланы — один народ, асы-булгары — другой народ
142. Аланы — тюрки, асы — тоже. Да.
Их различает принц Абуль-Феда,
Историк и знаток средневековья.
Он говорит о близости сословья
143. Двух этих тюркских ответвлений.
Они — близки, но разные. Он — гений.
Кубанов пишет, что везде всегда
Их различала летопись тогда.
144. Так было у китайцев и грузинов,
Там был и ас с аланом — не едины.
У венгров тоже асы есть и нет алан.
Алан мы не найдём у скандинавских стран.
145. И в «Старшей», «Младшей Эддах» — только асы.
И нет совсем алан. Зачем напрасно
Алан и асов так отождествлять?
Ведь летопись написана тогда, и как не знать
146. Их современникам — где ас, а где аланин.
И к тюркам относить, не вспомнив об Иране.
Но это песня долгая нам не нужна,
Там нет истории, политика одна.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.