Устройство парусного судна. Часть 2. / Блог / Глаза цвета моря / Авиенда
 

Устройство парусного судна. Часть 2.

Собрала еще интересных картинок, теперь про внутренее устройство.

  Эти из замечательной и одной из любимых книг детства — «Чудесные сечения». Текст, к сожалению, плохо читается, но если кому интересно, могу сюда перепечатать.

 

Загрузка парусного судна в XVIII веке осуществлялась следующим образом. В нижней части корпуса в так называемом водном трюме располагался чугунный балласт. Это были чугунные бруски, которые укладывали, плотно прижимая друг к другу, от одного борта к другому. Причем в районе грот-мачты, в центре тяжести судна, размещалось наибольшее количество брусков. Для предотвращения перекатывания балласта из стороны в сторону во время качки трюм делили на продольные отсеки, которые назывались банками. После того как чугунный балласт засыпался мелким камнем, на него ставили пустые бочки для воды. При этом самые крупные бочки в нижнем ряду плотно приставляли друг к другу и до половины зарывали в каменный балласт. После укладки нижнего слоя (лага, отсюда морской термин “встать лагом”, т. е. бортом) бочки, начиная со средней, расположенной в диаметральной плоскости судна, наполняли водой из шланга. Средний лаг бочек меньшего размера помещали на нижний слой.

Для работы матросов в трюме над бочками оставляли пространство около одного метра. Пустоты между бочками заполняли дровами. В некоторых бочках хранилась провизия (вино, масло, солонина). Скапливающуюся на дне трюма воду выкачивали за борт с помощью помп, установленных возле грот-мачты.

Для размещения всего сухого провианта (кулей с мукой, солью, крупою) и хозяйства кока (котлов, тарелок, чарок, весов) под нижней палубой на всю ширину корабля делали помост — кубрик.

Пространство под кубриком — трюм — делилось поперечными переборками на ряд крупных отсеков: в центральной части судна водяной трюм, носовая (большая) и кормовая (малая) крюйт-камеры. Крюйт-камеры предназначались для хранения пороха в бочках, которые плотно укладывались на стеллажах на специально отведенных местах.

В капитанском и офицерском погребах, которые размещались перед кормовой крюйт-камерой, хранили провизию. Дно этих погребов засыпали песком.

Около выхода из крюйт-камеры размещались каюты шкиперов. Здесь же хранились парусина, тенты, парусные нитки, лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Галереи вдоль бортов кубрика использовались плотниками и конопатчиками для заделки пробоин во время сражений. Для больных и раненых предназначалась средняя часть кубрика, как место с наименьшим воздействием качки.

Матросы, канониры и солдаты жили на нижней палубе, ближе к носовой части судна. Тут же находились якорные клюзы. В месте втягивания якорных канатов располагался клюзбак для хранения якорной цепи или каната. Клюзбак назначался для предотвращения растекания воды по судну при выборе якоря, он хорошо проконопачивался и просмаливался, имел шпигаты для стока воды.

Артиллерийские офицеры и штурманы жили в каюте за грот-мачтой. Рядом располагалась корабельная канцелярия. Неподалеку хранилось абордажное оружие (мушкеты, пистолеты, пики и т. д.). Перед бизань-мачтой отводилось специальное место для ружей.

Для выборки якорей использовался большой шпиль, который находился между грот— и бизань-мачтой. Он имел два барабана: один на первой, а другой на второй батарейной палубе. Для подъема тяжестей применялся малый шпиль, который размещался на верхней палубе между фок— и грот-мачтами.

Капитан-лейтенанты и лейтенанты занимали кают-компанию, которая размещалась в кормовой части корабля на верхней палубе (опердеке). Мичманы и гардемарины жили под шканцами.

На шканцах (квартердеке) размещался судовой компас в нактоузе. На верхней палубе между фок— и грот-мачтой находились ростры — подставки для шлюпок и запасного рангоута. Капитанская каюта располагалась в корме корабля.

Капитанские каюты тоже бывают разные, от простых до довольно роскошных:

И напоследок сюда же добавлю просто красивые арты с кораблями :)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль