В болгарском языке есть замечательное слово къща — дом. (В болгарском вообще сохранилось много старославянских корней).
Если идти от дома и «райских кущ», которые не пущи, а типа шалашей в раю (огрубляю), то Кащей — это престарелый глава рода, который гнетет всю семью и никак не хочет освобождать это место.
Вот почему-то физические формулы и математические выкладки никто не пытается упрощать до состояния да-нет, а гуманитарные проблемы…
Есть базовое понятие ценности и неповторимости человеческой жизни. Фактически это единственная константа, на которую можно смело опираться. С этой точки зрения убийство — это абсолютное зло, так как наносит невосполнимый вред.
Дальше идут вопросы выживания, да. Вопрос только в добровольной или принудительной жертвенности и в ее масштабах.
В вопросах развития все уже очень и очень относительно и зависит от системы отсчета.
Культурную идентичность я трогать не буду, иначе меня занесет и я начну ругаться нехорошими словами. Но жертв и здесь было немало.
С точки зрения статистики мы все вообще взаимозаменяемы — но устроит ли каждого из нас такой вариант?
С точки зрения развития цивилизации неизвестно, какая ветвь развития окажется наиболее перспективной и даст лучший результат.
С точки зрения геологии может какое удобение из нас и получится, если раньше мы не разнесем этот шарик в хлам.
Или мы все это рассматриваем с точки зрения личного восприятия?
Пока в обсуждении выживание, развитие и личное восприятие взбалтывались в одном флаконе. В этом случае любая оценка субъективна и ситуативна, имхо.
Самозащита при нападении — совсем другой вопрос, не надо передергивать. Но слишком многие вещи оправдываются «высшими целями», когда жизни ничто не угрожает. Да, бОльшая часть ВВП в Союзе создавалась нормальными тружениками в нормальных условиях, но наличие лагерей и колхозных трудодней — не просто пятно, но рана. И вы с Варей ничего друг другу не докажете, потому что правы и неправы оба, и с этим надо просто жить дальше, научившись ценить то хорошее, что было, и избегать того страшного, которое тоже было.
Власть держится на большинстве,
А вот здесь ты не прав, но это отдельный долгий разговор.
Повторяю: не я начал этот разговор, не я. я только защищаю то, что мне ценно.
Эри, ценно настолько, что можно делать больно друзьям? Не бывает в этом мире ничего абсолютно правильного. Иначе мы не развивались бы. И развитие — это не уничтожение несогласных, а умение сделать шаг если не навстречу, то в одну сторону. Разве нет?
Можно легкий отвлекающий маневр?
ОффтопикНаталья Ипатова Врата Валгаллы — вот все есть в этой книжке, идея, герои, миры, романтика, динамика, в конце концов. Но захотелось автору «правды жизни» — и к третьей книге все это выродилось в нечитаемую муть.
Детско-подростковое «а что будет, если», сделанное вопреки привычным установкам. Неумение просчитать последствия и отсутствие проекции чужих чувств (сопереживания).
Джаспер, посмотри вот такой случай: Леонардо да Винчи. Великолепное чувство деталей (то есть на восприятие грех жаловаться), контакты с сильными мира сего (с общительностью порядок), куча изобретений (есть чем заняться и логика на месте) — и режет трупы ради интереса, как устроено. А ведь это художник, у него, по идее, обостренное восприятие, умноженное на систему ценностей мира, в котором он существует.
Увлеченность отключает чувства? Выбивает из системы координат?
Гуманитарности все-таки отличаются от точных наук — критерии размыты, нет стандартов, какие факторы надо учитывать, а какие можно опустить, часть информации скрывается… Нюрнбергский процесс был выгоден крупнейшим державам. А Косовскую проблему разыграли совершенно иным способом.
Но я на относительность решений намекнула не ради холивара или политической дискуссии, а для контраста с индивидуальным восприятием в литературе.
И да, война ради самоограничения вида вполне себе может быть добром.
Обычно в основе такого подхода бывает сравнение типа «погибнет столько, но зато спасется больше». В политике это может и работает, а в литературе жалко всех.
никак не затащим рояль в кустыказино готовится к открытию.Не пойму, почему ты меня-то воспитываешь?