Для общего развития «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА В.В. МАЯКОВСКОГО»
Первой отличительной чертой творчества Маяковского является обилие метафор (гипербол). Этот тезис подтверждает строка из стихотворения «Нате!»: «ощетинит ножки стоглавая вошь». Метафора гиперболическая построена на преувеличении. Например, в поэме «Облако в штанах» читаем: «И вот громадный, / горблюсь в окне, / плавлю лбом стекло окошечное». Поэт обыгрывает свой незаурядный рост, силу чувств передаёт с помощью гиперболы: стекло плавится под горячим от любовного жара лбом героя.
Нередко Маяковский использовал так называемую футуристическую метафору, которая устанавливает связи между самыми отдалёнными вещами и предметами. Вспомните стихотворение «А вы могли бы?», в котором читателей поражает метафорический образ «флейты водосточных труб».
Вторая особенность творчества поэта — это динамичность. Стихотворение «Левы марш» пронизано движением, его подчеркивает особая ритмика:
«За голод
за моря море
шаг миллионный печатай!»
Направленность на эстраду является третьей характерной чертой творчества Владимира Владимировича. Маяковский во многих произведениях обращается к читателям, врагам, общественным порокам. Темы, затрагиваемые поэтом, всегда социальны. Подтверждением могут служить строки из стихотворения «Нате!»:
«Вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей»
Четвертая особенность — это обилие авторских неологизмов, которые поражают своей изобретательностью и оригинальностью. Это утверждение иллюстрируют определения, данные Маяковским советсткому паспорту: «серпастый, молоткастый».
Присущ Маяковскому и футуристический эпатаж — шокирование «добропорядочной публики», когда поэт употребляет грубые, вызывающие, подчёркнуто неэстетские образы или высказывания, как, например, в стихотворении «Нате!»: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…».
Часты у Маяковского и эллипсы — пропуски значимых слов, что характерно для разговорной, эмоциональной речи (сравните название стихотворения «Скрипка и немножко нервно», которое, видимо, должно выглядеть как «Скрипка [звучала грустно] и немножко нервно»). Подобные нарушения объясняют негативной программой футуристов: для них характерен декларативный отказ от норм существующего языка. Но разрушение для художников-авангардистов было всегда актом творческим, для которого грамматические неправильности — не самоцель, а способ рождения новых смыслов.
Своеобразен и лексический состав поэзии Маяковского. Его произведения насыщены разговорной лексикой, неправильными и просторечными формами («нате», «хочете»). Особенностью художественного мира поэта является и частое употребление неологизмов («небоскрёбы», «аэроплан», «автомобили»). Он и сам любил придумывать новые слова (громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинить, легендарь, бродвеище и многие другие).
Маяковского по праву считают мастером рифмовки. Преодолевая сложившиеся в поэзии традиции, он стремился использовать различные виды рифм:
составные («нежности нет в ней — двадцатидвухлетний») и другие.
Почти все его рифмы отличаются экзотичностью, то есть они не знакомы читателю, не всегда даже узнаваемы в качестве рифмы. Так, в стихотворении «Послушайте!» не сразу видна достаточно последовательная перекрёстная рифмовка, поскольку это немаленькое стихотворение состоит всего из четырёх четверостиший, каждая строка разбита на сегменты за счёт написания их «лесенкой».
Следует отметить, что «лесенка» — это новаторство Маяковского. Оно выражалось в том, что поэт разбивал стихотворные строки, каждое отдельное слово становилось как бы ступенькой (отсюда и название — лесенка), подсказывающей читателю остановку, как бы паузу для выделения смысла слова. Обычные знаки препинания казались поэту недостаточными. Это новшество осталось непривычным до сих пор, но оно оправдано, поскольку Маяковский считал, что стихи предназначены не только для чтения глазами, но и для произнесения вслух. «Лесенка» — это своеобразная подсказка исполнителю о темпе чтения, характере интонации, месте пауз. Материал с сайта //iEssay.ru
Преодоление традиций проявляется и в отбрасывании Маяковским старых законов мелодичности стихотворной речи. Он не стремится к милозвучности, как это делали поэты ХІХ в., а наоборот — создаёт стихи так, что они скрежещут, режут слух. Поэт как будто специально подбирает неблагозвучные слова: «Крепился долго, кургузый, шершавый…» («Мама и убитый немцами вечер»). Такая грубость поэтического материала обладает повышенной экспрессивностью и способствует созданию особого образа лирического героя-поэта, вождя уличных толп, певца городских низов.
А лично мне, не специалисту, представляется, что авторы таких стихов, как, например, №1 или № 4, спеша донести свои мысли до читателя, просто не хотят тратить время на работу с рифмой
Всё может быть, но… в таком стиле, как написан первый стих почти всегда писал Маяковский, Бродский тоже очень любил подобные игры ритмом, кстати, часто использовал ассонансы. Холостыми рифмами пользовались почти все: Пушкин, Лермонтов, Цветаева… Ну а белым стихом написаны все поэмы Шекспира, он даже изобрёл свой ритм, который называют неофициально «шекспировской строфой». Еще один яркий пример белого стиха — гекзаметр. Белым же стихом написана поэма Пушкина «Борис Годунов».
Возможно у всех них тоже просто не было желания тратить время на работу с рифмами
Не, у меня уже другая есть, если смогу, конечно, поймать вдохновение. Я же с рассказами и стихами ило сажусь и пишу сразу, или нет. Не могу несколько дней и более писать одну вещь. Редко что из этого получается.
Да я шучу ты же знаешь, что я сама далеко не всегда точна в рифмах. Скорее даже — почти всегда если строка у меня нормально прочлась, то уже не важно, есть там рифма или нет
Да, насчёт рифмы в №3 )) Вот сейчас тебе Сергей явно где-то напишет, что это какой-нить ассонанс. А я так скажу — есть ещё такое понятие как холостая рифма, где одна строка просто выпалдает
это мем такой, афоризм просто многие не знают, что кроме верлибра есть ещё белые стихи и ошибочно полагают их неграмотными. Я просто указала на сей факт. Если ты считаешь, что номер — 4 просто кривой, так тому и быть. Мнение твоё
Счас напишу тогда что-нить. Есть одна идейка.
Ок, может, больше даже пришлют Удачи на ночной смене
Хорошо тебе )) А мне вот чаще конец приходит в голову, а потом я к нему всё остальное пишу.
А если нет, то уже на неделю двинуть.
Эх… предлагаю пока продлить до ночи сегодня и написать в теме, что 3-х работ не хватает. До вечера накидают )
Как у нас дела с кворумом? А то час «Х» уже настал.
Если не хватает одной работы — могу что-нить накорябать )
Кстати, Ольга, приходите на «Виньетки», там у нас Маяковский на повестке дня, можно за политику развернуться
Для общего развития «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА В.В. МАЯКОВСКОГО»
Первой отличительной чертой творчества Маяковского является обилие метафор (гипербол). Этот тезис подтверждает строка из стихотворения «Нате!»: «ощетинит ножки стоглавая вошь». Метафора гиперболическая построена на преувеличении. Например, в поэме «Облако в штанах» читаем: «И вот громадный, / горблюсь в окне, / плавлю лбом стекло окошечное». Поэт обыгрывает свой незаурядный рост, силу чувств передаёт с помощью гиперболы: стекло плавится под горячим от любовного жара лбом героя.
Нередко Маяковский использовал так называемую футуристическую метафору, которая устанавливает связи между самыми отдалёнными вещами и предметами. Вспомните стихотворение «А вы могли бы?», в котором читателей поражает метафорический образ «флейты водосточных труб».
Вторая особенность творчества поэта — это динамичность. Стихотворение «Левы марш» пронизано движением, его подчеркивает особая ритмика:
«За голод
за моря море
шаг миллионный печатай!»
Направленность на эстраду является третьей характерной чертой творчества Владимира Владимировича. Маяковский во многих произведениях обращается к читателям, врагам, общественным порокам. Темы, затрагиваемые поэтом, всегда социальны. Подтверждением могут служить строки из стихотворения «Нате!»:
«Вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей»
Четвертая особенность — это обилие авторских неологизмов, которые поражают своей изобретательностью и оригинальностью. Это утверждение иллюстрируют определения, данные Маяковским советсткому паспорту: «серпастый, молоткастый».
Присущ Маяковскому и футуристический эпатаж — шокирование «добропорядочной публики», когда поэт употребляет грубые, вызывающие, подчёркнуто неэстетские образы или высказывания, как, например, в стихотворении «Нате!»: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…».
Часты у Маяковского и эллипсы — пропуски значимых слов, что характерно для разговорной, эмоциональной речи (сравните название стихотворения «Скрипка и немножко нервно», которое, видимо, должно выглядеть как «Скрипка [звучала грустно] и немножко нервно»). Подобные нарушения объясняют негативной программой футуристов: для них характерен декларативный отказ от норм существующего языка. Но разрушение для художников-авангардистов было всегда актом творческим, для которого грамматические неправильности — не самоцель, а способ рождения новых смыслов.
Своеобразен и лексический состав поэзии Маяковского. Его произведения насыщены разговорной лексикой, неправильными и просторечными формами («нате», «хочете»). Особенностью художественного мира поэта является и частое употребление неологизмов («небоскрёбы», «аэроплан», «автомобили»). Он и сам любил придумывать новые слова (громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинить, легендарь, бродвеище и многие другие).
Маяковского по праву считают мастером рифмовки. Преодолевая сложившиеся в поэзии традиции, он стремился использовать различные виды рифм:
усечённые («мозгу — лоскут», «тона — в штанах»);
неточные («безумий — Везувий», «кофту — эшафоту»);
составные («нежности нет в ней — двадцатидвухлетний») и другие.
Почти все его рифмы отличаются экзотичностью, то есть они не знакомы читателю, не всегда даже узнаваемы в качестве рифмы. Так, в стихотворении «Послушайте!» не сразу видна достаточно последовательная перекрёстная рифмовка, поскольку это немаленькое стихотворение состоит всего из четырёх четверостиший, каждая строка разбита на сегменты за счёт написания их «лесенкой».
Следует отметить, что «лесенка» — это новаторство Маяковского. Оно выражалось в том, что поэт разбивал стихотворные строки, каждое отдельное слово становилось как бы ступенькой (отсюда и название — лесенка), подсказывающей читателю остановку, как бы паузу для выделения смысла слова. Обычные знаки препинания казались поэту недостаточными. Это новшество осталось непривычным до сих пор, но оно оправдано, поскольку Маяковский считал, что стихи предназначены не только для чтения глазами, но и для произнесения вслух. «Лесенка» — это своеобразная подсказка исполнителю о темпе чтения, характере интонации, месте пауз. Материал с сайта //iEssay.ru
Преодоление традиций проявляется и в отбрасывании Маяковским старых законов мелодичности стихотворной речи. Он не стремится к милозвучности, как это делали поэты ХІХ в., а наоборот — создаёт стихи так, что они скрежещут, режут слух. Поэт как будто специально подбирает неблагозвучные слова: «Крепился долго, кургузый, шершавый…» («Мама и убитый немцами вечер»). Такая грубость поэтического материала обладает повышенной экспрессивностью и способствует созданию особого образа лирического героя-поэта, вождя уличных толп, певца городских низов.
Возможно у всех них тоже просто не было желания тратить время на работу с рифмами
Не, у меня уже другая есть, если смогу, конечно, поймать вдохновение. Я же с рассказами и стихами ило сажусь и пишу сразу, или нет. Не могу несколько дней и более писать одну вещь. Редко что из этого получается.
спасибо
О и не только у тебя. Помню я эти истории
Блин, начала на автомате писать стихи и только через несколько минут осознала, что это «Салфетки»
Да я шучу ты же знаешь, что я сама далеко не всегда точна в рифмах. Скорее даже — почти всегда если строка у меня нормально прочлась, то уже не важно, есть там рифма или нет
Ну ты просто всегда защищаешь странные рифмы.
Весьма интересно в плане чередования рифм стихотворение Бориса Пастернака «Земля», в котором сочетаются строфы из четырех, пяти, семи и восьми строк.
В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.
По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.
И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.
И можно слышать в коридоре,
Что происходит на просторе,
О чем в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе,
И по заборам стынут зори,
И тянут эту канитель.
И та же смесь огня и жути
На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой,
И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.
Зачем же плачет даль в тумане,
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.
Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера — прощанья,
Пирушки наши — завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.
Да, насчёт рифмы в №3 )) Вот сейчас тебе Сергей явно где-то напишет, что это какой-нить ассонанс. А я так скажу — есть ещё такое понятие как холостая рифма, где одна строка просто выпалдает
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
(А.С. Пушкин)
Да ничего страшного, я понимаю
это мем такой, афоризм просто многие не знают, что кроме верлибра есть ещё белые стихи и ошибочно полагают их неграмотными. Я просто указала на сей факт. Если ты считаешь, что номер — 4 просто кривой, так тому и быть. Мнение твоё
Это точно