- Записи (16)
- Комментарии (1619)
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 16:51
«Сага о видящих» — согласна, сюжет хроникальный. А хроникальный сюжет — не есть его отсутствие.
Концентрической удобен тем, что не растекается по дереву, показывая одну или несколько основных проблем — зачастую раскрывая их ярче и эффективнее, чем в хроникальном. Хроникальный же может коснуться многих вопросов, но некоторые оставить без ответа.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 16:48
Вы все еще не назвали конкретных признаков концентрического сюжета в этих романах. Потому что из тех книг, которые я читала, примерно половина имеет хроникальный и столько же — концентрический сюжет.
Поэтому еще раз прошу назвать конкретные признаки. Буквально по пунктам и, можно, даже с примерами. Очень уж хочется прояснить этот вопрос.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 14:35
«Властелин колец» не цикл, а многотомник. Книги не получается разорвать без того, чтобы потерять линии.
«Властелин колец» был бы про мир, если бы описывалось именно влияние кольца на мир, но все оно упомянуто в контексте путешествия героев (путь к цели). Сюжет этой книги концентрический, но не однолинейный.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 13:56
А почему бы не отнесли? По каким признакам, если не секрет?
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 13:17
Хм… Прочитайте еще раз определение.
Во Властелине всё действие строится вокруг кольца всевластия — его наследие, опасность, уничтожение и борьбы с Мордором (в меньшей степени). Проблема — путь — решение и кратки эпилог. Именно этим и отличаются концентрические сюжеты.
Однако хронологические связи между ними могут быть нарушены.
Могут — не означает обязательно.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 12:28
Согласна с замечанием. Спасибо за него.
Сейчас уточню, что имела в виду, в первую очередь, фантастические произведения.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 12:26
Может быть интересной — если ее цель не расследование, а, например, описание жизни героя. По крайней мере я мемуары с большим интересом читаю.
И в них тоже много о чем рассказывается и многое можно раскрыть. Но не так явно, другим способом.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 11:31
Если так, как Вы описали — то да, хроникальный.
Можно попросить привести примеры из произведений последних лет — какие, на Ваш взгляд, являются хроникальными?
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 11:29
Хм… Вот странно: мемуары фокусируются на одном персонаже, однако в большинстве своем являются хроникальными сюжетами.
А тот же «Властелин колец» — на истории, но от этого не становится менее концентрическим.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 11:27
Хм… что Вы подразумеваете под хроникой борьбы Света и Тени? Можно на примере?
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 10:13
По делению — да. А вот по применению? По тому, каким правилам следовать? И так далее.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 09:44
Да, в принципе правильно. Единственное уточнение — берется произведение (одно- или многотомное), а не цикл или серия.
То есть все тома «Властелина колец» рассматриваются вместе, а, например, истории про Перри Мейсона — каждая в отдельности (потому что читатель ничего не потеряет, пропустив несколько из них). Кук — тоже концентрический (потому что без ущерба можно читать по-отдельности).
Так что при наличии нескольких книг надо сначала посмотреть сколько теряет читатель если начнет знакомится с середины.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 09:21
Насчет писать в них легче — не согласна. По крайней мере мне легче писать в концентрическом, хотя предпочитаю хроникальный. И как раз потому, что сама очень тщательно продумываю причинно следственные-связи, причем не только основных, но и всех побочных линий. Даже тех, которые остаются за пределами произведения.
С другой стороны, действительно — проследить причинно-следственные связи в концентрическом сюжете читателю легче… как, на мой взгляд, и писателю. Особенно, если не накручивать слишком много.
И да: я не спрашивала, какой из типов сюжета лучше, а задавала вопрос — какой для чего, на Ваш взгляд, лучше подходит? Даже не в жанровой, а скорее в тематической направленности.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 09:17
Сколько людей однако в нем пишет.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 00:45
Кстати, хроники и мемуары чаще как раз хроникального типа. Так что скорее всего у Елинек сюжет концентрический, а у Вульф — хроникальный.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 00:44
Да, в каком-то плане похоже на «а» и «не а». Но на деле получается сложнее — у каждого типа есть свои особенности и если их не соблюдать, получается каша.
Про разные точки зрения поняла. Просто уточнила, что с этой особенностью (несколько точек зрения) — может быть и концентрический и хроникальный сюжет.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 00:34
Уточняющий вопрос: удается ли у этих авторов выделить завязку, кульминацию и развязку?
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 00:33
Концентрический сюжет может быть одно- и многолинейным — в зависимости от количества основных сюжетных линий. Главное — чтобы он строился именно вокруг них, вокруг главных целей, а не растекался по древу.
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 00:25
… играет на желании узнать что случится дальше, чем вникнуть в суть какой-то проблемы.
Одно другому не мешает.
Эх, взять бы несколько разных произведений и проанализировать их по типу сюжета…
Литературная беседка /
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
(69)
- Непейвода Софья
- 9 февраля 2012, 00:21
Повествование с разных точек зрения может быть в любом типе.
Кстати, практически все детективы имеют концентрический сюжет. Его легче определить не по периоду времени в произведении, а по наличию завязки — кульминации — развязки. И по тому, что все основные линии сюжета касаются одной проблемы. Например: убийство — его расследование — поимка преступников. Или: миру угрожает опасность — герои идут добывать артефакт/убивать глав-злодея — мир спасен.
Сюжет хроникальный — тот, в котором линий много и не все получают развязку — завязку. Например: убийство — начало расследования — гг вдруг велят ехать в другой город — там приходится поднимать свой отдел следователей — началась война — отдел развалился — герой уехал в деревню (все связанно с гг, но преступление не раскрыли — ни четкой завязки, ни четкой развязки нет). Или: миру угрожает опасность — герои идут добывать артефакт/убивать глав-злодея — героя ранили и его оставили в таверне — пришел отряд врагов, пришлось бежать — в далекой деревне герой находит любовь, строит дом и сажает дерево.