Тири, спасибо огромное за такой отзыв. Неожиданно и приятно. Да, Вам этот рассказ знаком, как и некоторым другим — он впервые засветился на лонгмобе «Лето, море, отпуск». И да, Вы правы — после нашей с Вами первой дискуссии я действительно кое-что поправил в рассказе — слегка расширил начало в плане обстоятельств и уточнил момент с песенной ассоциацией (мне на него ещё и Синатра указала).
и я — где снисходительно, где поучительно, а где дружески — натаскивал его, как ищейку, обучая всем тонкостям проверки и обыска.
тавтология смыслов
— это уберу, спасибо за подсказку.
плюс по моему было бы лучше назвать бойца по имени — тем более далее идет «он» — они ж там друг друга знают, а так «один боец №» звучит отстраненно и безлико… Даже если этот «условный Петька» больше нигде не появится, но он был частью их отряда, а не безликий один боец, плюс подчеркнет разницу в отношении приходящего начальства и самих людей внутри отряда.
С такого ракурса я этот момент не рассматривал, и мне казалось вполне достаточным простое упоминание о факте ранения, тем более что действительно потом этот боец нигде не появляется. Но, наверно, заменить или как-то уточнить действительно имеет смысл. Пока в голове вертится как вариант «одного из наших...» Но я ещё подумаю.
Тем более Сергей (вродь) сам спец в этом вопросе, ибо (вродь) филолог?
Ну меня уже давно раскусили в этом смысле, глядя на мои комментарии… Чего уж тут скрывать: филологи мы, литературоведы
Насчёт волонтёра в регулярной армии… Момент неоднозначный, хотя он и имеет под собой вполне конкретную основу. Во-первых, в рассказе чётко не сказано, что это — именно регулярная армия. История старшего, который после дембеля по ранению вернулся на фронт, тому подтверждение. Вряд ли бы его вернули в регулярную армию. А в состав какого-нибудь добровольческого батальона — вполне. Кроме этого, я отталкивался от войны на Донбассе, которую и начинали вести именно добровольцы (регулярной армии как боеспособной единицы по сути не было), которых как раз и снабжали вот именно такие волонтёры. И даже сейчас снабжение той же регулярной армии держится в значительной степени на волонтёрах. То есть, здесь отражены конкретные исторические реалии. Кроме этого, в голове у меня вертелся ещё один исторический пример: Япония. Ей после второй мировой войны запретили иметь армию. И регулярной армии там нет до сих пор. И если вдруг там возникнет война, то вполне возможно, что она примерно в такой форме и будет вестись — внутренние полицейские части+добровольческие соединения, которые поддерживает население… То есть, описанная мной ситуация нетипичная, но не невозможная — что, собственно, Вы сами и сказали фразой, что случаи всякие бывают.
Возможно, мне надо было сделать бОльший акцент на том, что дело происходит именно в добровольческом формировании — тогда бы прояснился и статус Соловья на блокпосту. Кстати, со стороны начальства, появившегося второй раз и никого не приславшего ему на замену, всё вполне естественно — проблема решена без какого-либо умственного напряжения с их стороны, блокпост укомплектован, ничего больше не происходит — вот поэтому замена и не нужна и заморачиваться над ней было бы для них излишне.
А концовка не так проста, как Вам кажется. Даже Вы уже набросали несколько взаимоисключающих выводов из неё, поскольку вот это
каждый сам виноват, если его убили,
из вот этого
люди сами стремятся к смерти и к поддержанию войны
вовсе не вытекает. Люди, стремящиеся к поддержанию войны, обычно не стремятся на ней умереть. Принцип концлагеря «Умри ты сегодня, а я — завтра», к сожалению, давно стал одним из принципов жизни.
Рассказ мне нравится. При том, что к творчеству Сергея у меня есть свои претензии — он часто пишет много «вбоквельных не сильно нужных для меня подробностей», но тут мне по большому счету придраться не к чему. Рассказ лаконичен и точен. Герои выразительны и самое главно все возмутительно реально. Автору веришь и ощущаешь события кожей и сердцем.
Спасибо!
При всей моей ненависти к реализму, который часто только хронологически перессказывает давно и постоянно наблюдаемые всеми вещи, тут Сергей нашел нешабнонный взгляд, сюжет и прекрасно подал идею.
Ну извини, какой есть — в предложенных рамках-то. Хотя и здесь можно найти минусы. Я с ходу тебе могу назвать как минимум два — если хорошо присмотреться, то их можно найти. И это вполне потянет как критика — вкупе с твоими техническими замечаниями).
Да там и догадываться-то особо было нечего, так скажем… В конце концов, и поступок, и концовка крайне неоднозначны, версий много… На лонгмобе один читатель мне сказал, что это — перебор: мол, можно было и гауптвахтой ограничиться. Так что можно просто выбрать ту версию, что по душе. Или же поспорить с автором.
Мне теперь осталось попросить Вас написать сверху «Критика на конкурс» — и это будет самая оригинальная и лаконичная критика из всех, какие только бывали в Разборах
Соловья убил именно старший — Вы правильно заметили, но сами себе не поверили. А зачем он это сделал? — на том лонгмобе, где этот рассказ увидел свет, версий было несколько. Кое-какие подсказки раскиданы по тексту. Это могло быть и странное проявление деспотизма, в конце концов, прикрытое якобы заботой о том, что он их демаскирует. Это могло быть и следствием слегка поехавшей крыши — в рассказе же есть упоминание о том, что старший — это десантник, которого демобилизовали по ранению, но он не выдержал мирной жизни. Это могло быть и проявление скрытой ненависти военного к гражданскому, который якобы приехал на относительно спокойный блокпост с целью, как считает старший, попиариться и заработать себе славу ветерана… В любом случае ГГ тоже об этом может только гадать — почему так произошло. Но для меня важно было не выяснить причину убийства — их может быть несколько, — а в очередной раз напомнить простую и всем давно известную вещь: то, что на современной войне нельзя остаться человеком. «Мертвец танцует с мертвецом», если говорить образно. В некотором роде это — спорно, в некотором роде — провокация, ибо история знает множество самых разных примеров… но времена меняются. И не всегда в лучшую сторону.
Однако за Ваше мнение — спасибо Вам большое. Было очень приятно его узнать.
А меня Странник по звёздам поразил в своё время. Главным образом тем, что от Лондона подобное вообще нельзя было ожидать. Хотя Время-не-ждёт тоже хорошая вещь. И Мексиканец. Вот его я несколько раз перечитывал, будучи подростком. Так зацепил меня… Сильный рассказ.
Тоже со своей стороны поздравляю победителей. Катрифф, отдельное спасибо за «спасибо» . С юмором я обычно не очень дружу, поэтому иногда даже удивляюсь сам, что у меня в разборах проскакивает что-то похожее на юмор.
Тири, спасибо огромное за такой отзыв
. Неожиданно и приятно. Да, Вам этот рассказ знаком, как и некоторым другим — он впервые засветился на лонгмобе «Лето, море, отпуск». И да, Вы правы — после нашей с Вами первой дискуссии я действительно кое-что поправил в рассказе — слегка расширил начало в плане обстоятельств и уточнил момент с песенной ассоциацией (мне на него ещё и Синатра указала).
— это уберу, спасибо за подсказкуНасчёт волонтёра в регулярной армии… Момент неоднозначный, хотя он и имеет под собой вполне конкретную основу. Во-первых, в рассказе чётко не сказано, что это — именно регулярная армия. История старшего, который после дембеля по ранению вернулся на фронт, тому подтверждение. Вряд ли бы его вернули в регулярную армию. А в состав какого-нибудь добровольческого батальона — вполне. Кроме этого, я отталкивался от войны на Донбассе, которую и начинали вести именно добровольцы (регулярной армии как боеспособной единицы по сути не было), которых как раз и снабжали вот именно такие волонтёры. И даже сейчас снабжение той же регулярной армии держится в значительной степени на волонтёрах. То есть, здесь отражены конкретные исторические реалии. Кроме этого, в голове у меня вертелся ещё один исторический пример: Япония. Ей после второй мировой войны запретили иметь армию. И регулярной армии там нет до сих пор. И если вдруг там возникнет война, то вполне возможно, что она примерно в такой форме и будет вестись — внутренние полицейские части+добровольческие соединения, которые поддерживает население… То есть, описанная мной ситуация нетипичная, но не невозможная — что, собственно, Вы сами и сказали фразой, что случаи всякие бывают
.
Возможно, мне надо было сделать бОльший акцент на том, что дело происходит именно в добровольческом формировании — тогда бы прояснился и статус Соловья на блокпосту. Кстати, со стороны начальства, появившегося второй раз и никого не приславшего ему на замену, всё вполне естественно — проблема решена без какого-либо умственного напряжения с их стороны, блокпост укомплектован, ничего больше не происходит — вот поэтому замена и не нужна и заморачиваться над ней было бы для них излишне.
А концовка не так проста, как Вам кажется
. Даже Вы уже набросали несколько взаимоисключающих выводов из неё, поскольку вот это
из вот этого вовсе не вытекаетНу извини, какой есть — в предложенных рамках-то. Хотя и здесь можно найти минусы. Я с ходу тебе могу назвать как минимум два — если хорошо присмотреться, то их можно найти
. И это вполне потянет как критика — вкупе с твоими техническими замечаниями).
Ага. Замечание понял, принял к сведению, постараюсь учесть. Спасибо большое
.
Соловья убил именно старший — Вы правильно заметили, но сами себе не поверили. А зачем он это сделал? — на том лонгмобе, где этот рассказ увидел свет, версий было несколько. Кое-какие подсказки раскиданы по тексту. Это могло быть и странное проявление деспотизма, в конце концов, прикрытое якобы заботой о том, что он их демаскирует. Это могло быть и следствием слегка поехавшей крыши — в рассказе же есть упоминание о том, что старший — это десантник, которого демобилизовали по ранению, но он не выдержал мирной жизни. Это могло быть и проявление скрытой ненависти военного к гражданскому, который якобы приехал на относительно спокойный блокпост с целью, как считает старший, попиариться и заработать себе славу ветерана… В любом случае ГГ тоже об этом может только гадать — почему так произошло. Но для меня важно было не выяснить причину убийства — их может быть несколько, — а в очередной раз напомнить простую и всем давно известную вещь: то, что на современной войне нельзя остаться человеком. «Мертвец танцует с мертвецом», если говорить образно. В некотором роде это — спорно, в некотором роде — провокация, ибо история знает множество самых разных примеров… но времена меняются. И не всегда в лучшую сторону.
Однако за Ваше мнение — спасибо Вам большое
. Было очень приятно его узнать
.
А меня Странник по звёздам поразил в своё время. Главным образом тем, что от Лондона подобное вообще нельзя было ожидать. Хотя Время-не-ждёт тоже хорошая вещь. И Мексиканец. Вот его я несколько раз перечитывал, будучи подростком. Так зацепил меня… Сильный рассказ.
В этом и есть прелесть индивидуального восприятия
.
Я совершенно не спорю, Риш
. Просто сначала по ассоциации с лестницей подумалось про этажи.
Тоже со своей стороны поздравляю победителей
. Катрифф, отдельное спасибо за «спасибо»
. С юмором я обычно не очень дружу, поэтому иногда даже удивляюсь сам, что у меня в разборах проскакивает что-то похожее на юмор
.
А, если имеются в виду лестницы на балконы в больших залах — тогда согласен.
Типа Вы бы сами не догадались
Мне кажется — особенно с учётом того, что сейчас уже обед, — тебе будет маловато этого рассказа, чтобы насытиться
И, конечно же, без указания, что это — критика на конкурс, верно?
Я Вашу осторожность понимаю
, но Вы полагаете, что таким образом сможете избежать большого количества плюсов под своим разбором?
Вот от них обычно песня и остаётся
.
Как-то мрачновато звучит