БЕРЕГ И БЕРИК / Сарсенби Оразбек
 

БЕРЕГ И БЕРИК

0.00
 
Сарсенби Оразбек
БЕРЕГ И БЕРИК
Обложка произведения 'БЕРЕГ И БЕРИК'
БЕРЕГ И БЕРИК

БЕРЕГ и БЕРИК.

***

В большом зале четырехкомнатной квартиры за массивным дубовым столом с толстыми ножками сидели шестеро парней и играли в "дурака". Квартиру снимала госкорпорация «Казойлгаз», в которой молодые люди работали. Все они съехались из разных уголков Казахстана в поисках лучшей жизни в новую столицу — Астану.

Бывший провинциальный городок, Целиноград, встречал чиновников отсутствующей инфраструктурой, нехваткой жилых и офисных помещений, неустроенным и скромным бытом, морозными зимами, могучими степными ветрами и едкими насмешками местных старожилов: «Вон смотри кого-то сносит ветром, наверняка это «лохматинец»». Это слово первоначально образовалось от двух других: «лох» и «алматинец», но впоследствии так стали называть всех бросающихся в глаза южан.

Здесь же на экране телевизора в сотый раз крутился фильм: «Семнадцать мгновений весны». В квартире имелся кассетный видеопроигрыватель с тремя шедеврами советского кино: первый — уже шел, второй — «Джентльмены удачи» и третий — «Место встречи изменить нельзя». Иногда ребята приносили с проката другие фильмы, но эти неизменно находились дома и просматривались довольно часто, при этом, как ни странно, не наскучивали.

На конец декабря 1997 года пришлись лютые морозы, усугубляемые пронизывающими ветрами, поэтому сегодня, как, впрочем, и несколько дней подряд, все жители квартиры собрались в зале и от нечего делать достали карты. В такую погоду, как говорится, плохой хозяин не выгнал бы паршивую собаку на улицу.

— Чья очередь идти за водкой? — лениво потянувшись, вопросил Данияр.

— Кто сегодня дежурный, тот и идёт, — хитрый взгляд Сабыржана остановился на добродушном толстячке Ардаке.

— "А почему я? Как что — так сразу Косой..." — Ардак покосил глаза и полуоткрыл рот. Он часто повторял фразы или даже мог наизусть произнести синхронно с лентой целые сцены из уже названных нам фильмов. Сидящие за столом дружно гоготнули. Ситуация очень напоминала сцену у зимнего пруда из «Джентльменов удачи».

— Потому что твоя очередь «нырять», — ответил за всех Берик, тревожно глядя на свои карты.

— А давайте по справедливости — кто проиграет, тот и идёт?.. — подбросил своё предложение Ардак.

Его реплика осталась незамеченной. Будто услышав перепалку молодых людей хлесткий ветер нетерпеливо забился в окно, предвкушая очередную жертву. Ардак поглубже втянул голову в круглые плечи.

— По справедливости — это значит по очереди, — заметил Азамат и атакуя звонко шлепнул картой об стол, — На тебе «вальта»… козырного… Берешь? — он поднял брови и посмотрел на Берика.

Тот кинул короткий взгляд на внушительный веер карт в руке…, внимательно и испытующе взглянул на Азамата, сидящего слева… на Данияра, сидящего справа…, вытянул одну карту и..., бросив на стол, выдавил отчаянное:

— Нате вам «даму-козырь»! — и, после непродолжительной паузы, поднял тревожный взгляд на атакующих соседей, — Есть?..

Те начали смотреть на картинки в руках, спрятавшиеся в полосатые рубашки. Данияр вдруг просиял и аккуратно вытащил одну из них.

— На тебе «дама-крести»!.. — с нажимом резанул он. — Тащи еще одного козыря, если есть!

Берик бросил пришибленный взгляд на Даника, почесал хмурый лоб, криво ухмыльнулся и поднял весь розыгрыш.

В этом круге Берик пришел последним. Как проигравший, он собрал колоду и начал медленно тасовать. Вдруг юноша остановился и положил карты на стол. Чувствуя, что игра не ладится, Берик глухим голосом произнес:

— Если рыба не клюёт, то надо выпить… и поменять место… — здесь он, посмотрев на Ардака, уже громче и злее добавил, — Место можно не менять, но выпить надо обязательно!

При этом на лице Берика не виднелось и тени улыбки, роль обозленного неудачника удавалась ему легко.

Ардак лениво поморщил нос…, нехотя встал…, потянулся…, всем видом будто показывая, что никуда идти не собирается…, но, сделав несколько неторопливых шагов в сторону двери, с деланной неохотой добавил:

— Ладно… Пойду.

Парни разом загалдели, началось оживление, послышался смех. Вмиг повеселевший Берик, перебивая всех, разбирал неудачный ход козырным «вальтом». Вскоре Ардак в шубе и шапке, показался опять:

— Сколько брать?

— Возьми два, чтобы два раза не бегать? — ответил за всех Данияр.

— А не много будет, завтра на работу?

— Одного будет мало, — вставил немногословный Миржан вескую, как всегда, фразу.

Убедительный аргумент прекратил споры и шаги Ардака уверенно застучали прочь.

За отсутствием одного из участников, игра остановилась. Расторопный Сабыржан принес несколько несъеденных мант с ужина, который сегодня приготовила нанятая в складчину домработница, нарезал овощей, вскрыл две банки со шпротами. Для завершения картины не доставало веселой злодейки с наклейкой.

— Сегодня меня вызвал к себе директор, — прервал молчание Данияр, который недавно был назначен управляющим директором. — Скоро новогодний корпоратив нашего министерства. Будет конкурс номеров. Шеф хочет, чтобы мы тоже выступили, но при этом всех удивили, — в его голосе почувствовались смешанные оттенки нескрываемого сомнения и скрываемой надежды. — Какие будут идеи?..

— Идеи будут…, — рубанул Миржан, — но пусть в начале придет Ардак.

Дружный хохот заглушил стук входной двери. Вошел раскрасневшийся Ардак с большим гремящим пакетом, зябко передернул плечами:

— Брр… Я взял два пузыря и еще напитки на всякий случай. Предупреждаю, второй раз бегать не буду!

Через минуту веселая компания пропустила первый круг и стаканы обновились новой порцией тягучей прозрачной жидкости.

— Между первой и второй перерывчик небольшой, — произнес на этот раз избитую фразу Сабыржан.

Пошла вторая порция…, затем третья… холодный свет люстры становился теплее, толстый стол начал приобретать изящество, а уличный ветер ласковее хлестать окно.

— Мне кажется, я знаю, что нужно нашему шефу…, — промолвил задумчиво Азамат, глядя на экран телевизора.

— А что ему надо? — не понял пропустивший разговор Ардак.

— Имеешь ввиду выступление?.. — подхватил Данияр.

— Да. Слушайте…

***

Большой банкетный зал одного из престижных ресторанов новой столицы был битком набит нарядными гостями из числа работников Минэнерго, служащих его комитетов и подведомственных госкорпораций. Просматривались семейные пары и много молодежи, потому как после смены столицы обновился и кадровый состав правительственных учреждений. Гости проходили в дальний угол к фуршетным столам и, образовывая небольшие кружки по интересам, выпивали и закусывали стоя. Начались официальные речи, переходящие в тосты. Выступил министр, за ним вице-министры. Наступила череда директоров подразделений и госпредприятий. Они поднимались на сцену, произносили торжественные речи и приглашали своих подопечных для выступления.

Это были номера с неумелыми перепевками популярных песен или несуразными танцами подвыпивших гостей. Было даже несколько выступлений с юмористическими миниатюрами, но люди смеялись скорее от исполнения, чем от шуток. Подошла очередь вновь организованной «Казойлгаз», в которой работали наши герои. Зал с интересом вскинул лица в ожидании выхода новых персон.

На сцену поднялась группа молодых людей, среди которых были уже известные нам шестеро парней. Из группы выступил высокий работник торгового отдела, по имени Сергей, в милицейской фуражке без кокарды. Одет он был в ладно сидевший длинный черный кожаный плащ. На ногах поблескивали хорошо начищенные хромовые сапоги. Чувствовалась серьезная подготовка.

Группа удалилась на дальний угол сцены, один Берик остался возле Сергея. Вплотную приблизившись к нему, он присел на корточки, руками и ногами схватился за его ногу, и повис на ней, оттягивая одну штанину вниз.

Зазвучала музыка. Люди начали улыбаться, узнавая родной мотив из известного фильма, образ героя которого вышел далеко за рамки картины и стал персонажем анекдотов.

«Я прошу, хоть ненадолго…»

Тут конструкция из двух человек повернулась задом наперед к смотрящим. На спине Сергея висела бумажная табличка с надписью: «ШТИРЛИЦ», на Берике — «БОЛЬ». С зала послышался первые смешки и хлопки.

Прозвучали следующие слова:

«…Боль моя, ты покинь меня…»

Пронзительно-серьезным и вместе с тем жаждуще-страждущим взглядом серых глаз, демонстрирующих одновременно нордический характер истинного арийца и безысходную тоску советского человека на чужбине, «ШТИРЛИЦ» сверху вниз посмотрел на судорожно цепляющуюся к ноге «БОЛЬ».

«…Облаком, сизым облаком, …»

Из толпы в дальнем углу сцены выделился добродушно улыбающийся пухленький Ардак. Показывая надпись «ОБЛАКО» на спине, он, плавно размахивал руками и передвигался мелкими шажками. Сделав небольшой круг, Ардак приблизился к Сергею. Тот обхватил его за плечи одной рукой и, указывая второй в сторону выступающего из толпы высокого и худосочного Мержана, подтолкнул «ОБЛАКО» к нему.

«… Ты полети к родному дому,

Отсюда к родному дому…»

Мержан засветил зрителям приколотую на спине надпись: «РОДНОЙ ДОМ». Зал, знавший слова песни наизусть, уже не нуждался в этих табличках, а встречал каждый персонаж веселыми возгласами и восторженными аплодисментами. Ардак, продолжая махать руками, посеменил к Мержану. «РОДНОЙ ДОМ» с широкими объятиями и ослепительной улыбкой встретил «ОБЛАКО».

«… Берег мой, покажись вдали,

Краешком, тонкой линией…»

Ардак и Мержан к этому моменту растворились в толпе, а вышедший из неё Данияр с надписью «БЕРЕГ» изогнулся, выставил вперед толстое бедро и пальцем провел по нему, начертав тонкую линию.

«… Берег мой, берег ласковый,

Ах, до тебя, родной, доплыть бы,

Доплыть бы хотя б когда-нибудь…»

«БЕРЕГ» с лаской всем телом тянулся к «ШТИРЛИЦУ», а тот резво рубил воздух руками, изображая пловца.

«…Где-то далеко, где-то далеко

Идут грибные дожди,…»

Из массовки появились Тимур с Азаматом и промаршировали к краю сцены и обратно, удаляясь с подпрыгивающими в такт шагам надписями: «ГРИБНЫЕ ДОЖДИ» на спине.

«…Прямо у реки в маленьком саду

Созрели вишни, наклонясь до земли…»

Две стройные девушки с приемной шефа, Галия и Айнагуль, с табличками «ВИШНИ» выбежали и грациозно склонились в земном поклоне.

«…Где-то далеко в памяти моей

Сейчас, как в детстве, тепло…»

Появился низкорослый Адильжан, закутанный в теплую шубу, обмотанный толстым шарфом, с шапкой ушанкой на голове и надписью на шапке: «ПАМЯТЬ».

«…Хоть память укрыта

Такими большими снегами…»

Большеразмерный Василий с вывеской на груди: «БОЛЬШИЕ СНЕГА» укрыл Адильжана толстыми руками и грузным телом так, что последний почти полностью растворился в первом.

Начался новый куплет.

«…Ты, гроза, напои меня…»

Ширин из отдела закупок с табличкой «ГРОЗА» подбежала к «ШТИРЛИЦУ» и протянула ему стакан с прозрачной жидкостью. Тот одним глотком выпил содержимое, поморщился, притянул Ширин за голову и шумно втянул носом воздух с её волос. Беспрерывно шумевший зал разразился неистовым хохотом и бурными овациями.

«…Допьяна, да не до смерти…»

К «ШТИРЛИЦУ» подбежали двое, знакомый уже нам Сабыржан и угрюмый верзила Болат из отдела безопасности. Сергей обнял Сабыржана в роли: «ДОПЬЯНА», а Болата с надписью: «ДОСМЕРТИ» злобно оттолкнул прочь.

«…Вот опять, как в последний раз,

Я все гляжу куда-то в небо,

Как-будто ищу ответа…»

Появились на сцене еще двое. За высокой и плечистой фигурой Динмухамеда, с приколотым словом: «НЕБО», спрятался и выглядывал Нурсултан, с надписью: «ОТВЕТ». «ШТИРЛИЦ» в этот момент наклонялся вправо и влево, высматривая «ОТВЕТ» из-за могучей спины «НЕБА».

Песня подходила к концу и пошёл повтор:

«Я прошу, хоть ненадолго

Боль моя, ты покинь меня,

Облаком, сизым облаком,

Ты полети к родному дому,

Отсюда к родному дому.»

Берик, висевший на ноге Сергея во время всего действа, вцепился с удвоенной силой и изобразил на лице остервенелую ярость. Получилось достаточно правдоподобно, ярость и злость были его коньком. Сергей сделал несколько шагов с тяжелым грузом и начал встряхивать ногу, но отвязаться от «БОЛИ» не удавалось. «ОБЛАКО» ещё раз «пролетел» круг и снова попал в объятия «РОДНОГО ДОМА».

Музыка умолкла, песня закончилась, а вместе с ней завершился номер.

Сергей широко улыбнулся и пригласил участников сцены подойти ближе, парни и девушки ровно выстроились в ряд справа и слева от него, и поклонились как заправские актёры. Зал громко рукоплескал, слышались восторженные возгласы «Браво!.. Браво!..».

Номер удался. Задача шефа была выполнена. До конца корпоратива не знакомые люди хотели познакомиться с героями вечеринки, по-свойски хлопали участников любительской труппы по плечу и звали выпить. К ним пришла неожиданная популярность, а вместе с ней вынужденное опьянение.

***

Под конец вечера порядком набравшиеся Данияр и Берик тупо наблюдали за танцующей молодежью в зале. К ним подошли две девушки, в походке которых тоже угадывалось легкое влияние напитка для смелости. Невысокая и полненькая с огненно-рыжими волосами тянула за руку гибкую и несильно отпирающуюся брюнетку.

— «БЕРЕГ», моя подружка хочет с тобой познакомиться, — как можно обаятельнее улыбаясь заявила рыжая, обращаясь к Данияру. — Жанура…, — представила она подругу, и добавила, имея ввиду себя, — Динара.

— Я, вообще-то, не Берик… Берик это он, — Даник, неловко улыбаясь, указал на стоявшего рядом товарища и, по-детски насупившись, добавил, тыкая себя. — Я, вообще-то, Данияр.

— Какой же он «БЕРЕГ»??? Он же «БОЛЬ»!!! — иронично недоумевая воскликнула Динара, а подружка её, прелестно прыснула и застенчиво спрятала улыбку ладонью. — А ты — «БЕРЕГ ЛАСКОВЫЙ»!

Последние слова девушка произнесла нежно, и выразительно посмотрела на все еще смущающуюся подружку. Даник с широко открытыми деланно-изумленными глазами уставился на Берика, а Берик отреагировал шуточно отвисшей челюстью и частым-частным морганием. Пауза затягивалась…

— Ну, что ж…, в таком случае, тебе сегодня ночью будет о-о-о-очень больно! — нашелся Берик, обращаясь к Динаре, и нахмурил брови, показывая коронную злость, граничащую со свирепостью.

Динара будто на секунду попала в ступор, но, быстро придя в себя, покорно ответила:

— Ладно…, — и прильнула к нему.

Данияр обнял оставшуюся в одиночестве Жануру за плечи:

— Не будем смущать себя этими извращенцами, — ласково промурлыкал большой мартовский кот по кличке «БЕРЕГ» и потянул девушку на танцпол.

***

В эту ночь Данияру и Берику повезло больше других, — они домой ночевать не пришли…

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль