В современной историографии данное движение оценивается неоднозначно. Взгляд на проблему носит политизированный характер. В частности, Президент Латвии Валдис Затлерс в 2009 году назвал «лесных братьев» героями и патриотами[1]. Точного и объективного определения «лесным братьям» дать невозможно хотя бы по той причине, что единого организованного движения под таким названием не существовало, а также в связи с тем, что жители прибалтийских республик вступали в эти формирования по самым различным причинам. В описываемый период в Прибалтике действовало большое количество неправительственных вооружённых формирований.
Если рассматривать только те вооружённые формирования, которые боролись за независимость от СССР, то можно выделить некоторые общие черты, характерные для «лесных братьев» (кроме Литвы, где ещё в 1944 г. была создана настоящая, хорошо вооружённая, Армия Свободы Литвы, с единым централизованным военным и политическим командованием, единой формой и воинскими знаками различия, со своими хорошо укреплёнными лесными базами, центрами обучения новобранцев, своими больницами и своими типографиями в каждом партизанском округе, строгим иерархическим военным руководством всех уровней и штабами, четким разделением областей ответственности разных партизанских округов, соединений и отрядов, разветвленной разведывательной и вспомогательной сетью в деревнях и в городах):
- отсутствие единого центра,
- высокая самостоятельность (вплоть до самоизоляции) каждого отряда,
- отсутствие чётких географических «очагов» вооружённой борьбы.
Как и большинство партизанских движений, «лесные братья» сочетали методы партизанской войны c террором против тех, кого считали «предателями» и «коллаборационистами» (особенно чётко это видно при рассмотрении периода 1944−1947 гг.). Так, в течение 1944−1958 гг. от рук «лесных братьев» в Литве погибло более 25 тыс. человек, из них около 23 тыс. — литовцы[2]. Для сравнения: общие потери НКВД за весь послевоенный период составили около 8 тыс. человек (из них 4 тысячи — на Западной Украине).
В январе 1946 года по всей Прибалтике действовали 419 националистических антисоветских групп общей численностью около 31.300 человек. Наибольшее количество в Литве — 300 групп общей численностью около 30.000 человек. Латвии — 64 группы общей численностью около 800 человек, и Эстонии 55 групп численностью около 500 человек.[3]
Участников антисоветского сопротивления можно разделить на три категории:
- боевики — активные участники вооружённой борьбы, непосредственно находящиеся в отряде.
- резерв — потенциальные боевики, не присоединившиеся к отряду; их призывали в ряды боевиков для пополнения потерь либо для проведения крупномасштабных акций.
- сочувствующие (самая многочисленная категория) — лица, не принимающие непосредственного участия в вооружённой борьбе, но готовые помогать «лесным братьям»: предоставлять продукты, транспорт, жильё, деньги, укрывать от властей, снабжать информацией и т. д.
Деятельность антисоветских вооружённых формирований в Прибалтике можно разделить на следующие этапы:
- 1940-1941 гг.: с момента советизации Литвы, Латвии и Эстонии до оккупации Прибалтики нацистской Германией;
- 1941-1944 гг.: период оккупации Прибалтики нацистской Германией;
- 1944-1947 гг.: этап наиболее активной вооружённой борьбы с советской властью — «открытая фаза»;
- 1947-1952 гг.: этап активной вооружённой борьбы — «партизанская фаза»;
- 1952-1959 гг.: этап угасания вооружённой борьбы.
- 1960-1978 гг.: этап гибели в боях последних партизан, не сложивших оружие и продолжавших вооружённую борьбу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.