История / Дуэль / Коваленко Максим
 

История

0.00
 
История
Исторические предшественники

Непосредственным историческим предшественником дуэли можно считать судебный поединок, имевший широкое распространение в средние века и происходивший, в свою очередь, от древней, уходящей корнями в язычество, традиции «божьего суда», основанной на представлении, что в равном с технической точки зрения поединке боги даруют победу тому, кто прав. У многих народов существовала практика вооружённого разрешения спора в ситуации, когда суду не удавалось установить истину путём рассмотрения доказательств и опроса свидетелей: суд мог назначить поединок для оппонентов. Победитель этого поединка считался правым в рассматриваемом деле, побеждённый, если он оставался жив, подлежал наказанию по закону. Судебный поединок обставлялся торжественно, порядок его проведения регулировался законами и традициями. Победитель судебного поединка вовсе не должен был убивать противника — ему было достаточно зафиксировать безусловную победу (например, обезоружить противника или сбить с ног и удерживать его, не давая возможности подняться).

Хотя судебный поединок оставался легитимным в законодательствах европейских государств до XV-XVI века, практическое его применение прекратилось или, во всяком случае, сильно сократилось уже к XIV веку. Одной из причин были получавшие широкую известность случаи, когда проигравший судебный поединок и, нередко, казнённый после этого человек впоследствии, в силу вновь открывшихся обстоятельств, оказывался невиновен. Так в 1358 году некий Жак Легре проиграл официальный судебный поединок, назначенный для выяснения его виновности в преступлении, в результате чего был повешен. Вскоре пойманный по другому делу преступник сознался также и в преступлении, инкриминированному Легре.

Другим предшественником дуэли можно считать рыцарский турнир — также определённым образом оформленное торжественное действо, центральным моментом которого была серия ритуальных схваток бойцов на холодном оружии — конный поединок на тяжёлых копьях либо конный или пеший бой на мечах. Целью турнира также была победа, а не убийство соперника, и со временем стали приниматься меры к тому, чтобы снизить вероятность смерти или серьёзной травмы: бой вёлся специально затупленным оружием, не пробивавшем доспехи, добивать побеждённого категорически запрещалось. Турниры были упразднены в XVI веке, когда рыцарская конница утратила своё военное значение, будучи заменена пешими стрелками, сначала с луками и арбалетами, а затем — с огнестрельным оружием, сделавшим бесполезными латы. Формальным поводом для прекращения турниров стала нелепая гибель короля Генриха II на турнире 1559 года: копьё соперника короля, графа Монтгомери, сломалось при ударе, и его острый обломок попал королю в глаз, нанеся смертельное ранение.

Появление дуэли

Сформировавшееся на основе рыцарства дворянское сословие породило свои сословные представления о чести и достоинстве, присущих любому дворянину от рождения и, соответственно, о том, что посягательство на честь дворянина в форме оскорбления словом или действием требует непременного воздаяния, в противном случае оскорблённый считается обесчещенным. Другой особенностью европейского дворянского менталитета стало представление о неких присущих дворянину по праву рождения привилегиях, на которые не вправе посягать никто, даже сюзерен (король или иной правитель), в частности, право на ношение оружия. Сочетание представлений о чести и необходимости её защиты с постоянным наличием оружия естественным образом вызвало к жизни практику немедленного разрешения личных конфликтов путём поединка, в организацию и проведение которого дворянин не считал необходимым вовлекать сюзерена, суд или государственные службы.

Дуэль как форма выяснения отношений и способ призвать обидчика к ответу за оскорбление появилась около XIV века в Италии. Именно там у молодых дворян-горожан вошло в обычай превращать конфликт в повод для поединка. Для такого поединка противники обычно уходили в какое-либо глухое место, где дрались имеющимся при себе оружием, игнорируя все условности, из-за чего самочинные дуэли (в противовес официальным судебным поединкам) получили первоначально наименование «бой в кустах» (ит. «bataille àla mazza») или «схватка зверей» (ит. «bataille en bestes brutes»). В отличие от официальных боёв по судебному предписанию «бой в кустах» обычно происходил «как есть», на том оружии, которое постоянно носили с собой, то есть на шпаге и кинжале, и без доспехов, которые, естественно, в повседневной жизни никто не носил.

Можно отметить, что для итальянской знати «бои в кустах» стали, в определённой мере, прогрессивным новшеством. Если ранее аристократы нередко решали вопросы чести путём организации нападений на отдельных лиц, дома или имения противников целыми отрядами, то теперь, по крайней мере, уменьшилось число вовлекаемых в конфликт людей и, соответственно, число пострадавших.

Распространение дуэлей в Европе

Французское дворянство познакомилось с «боями в кустах» во время Итальянских войн XV века и быстро переняло моду. Однако поединки, которые в Италии происходили в тайне, в укромных местах, во Франции практиковались буквально везде, вплоть до городских улиц и королевского дворца, хотя чаще дрались всё же в окраинных парках.

К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия всей Западной Европы, хотя в разных государствах распространение этого обычая резко различалось; например, в Англии дуэль была гораздо менее распространена, чем в Италии и Франции. К этому времени относятся первые печатные работы теоретиков дуэли, которые рассматривают «бой в кустах» в противовес рыцарским традициям турниров и судебных поединков прошлых веков и настаивают на необходимости соблюдения правил, ритуалов и определённой регламентации дуэлей, дабы удовлетворить требованиям справедливости при разрешении вопросов чести. Но среди тех, кто часто дрался на дуэлях, большинство не утруждало себя чтением трактатов и довольствовалось традициями, усваиваемыми с опытом. На практике дуэли этого времени возникали стихийно, большей частью по бытовым поводам, из-за словесных оскорблений и из-за соперничества за женщин, и происходили повсеместно.

Право и обязанность защищать свою честь путём поединка приобрели статус общепринятых. Простить явное оскорбление, не вызвав обидчика на дуэль, стало означать полностью «потерять лицо» и быть опозоренным в глазах общества. Аналогичный позор ждал и того, кто не примет брошенный ему вызов, хотя бы и по самому пустячному поводу. Отклонить вызов мог позволить себе или очень пожилой (обычно не моложе 60 лет), или очевидно тяжелобольной или немощный дворянин. Нижняя граница возраста «пригодности к дуэлям» проходила на уровне 14-16 лет, то есть возраста, с которого дворянин начинал носить шпагу.

Каких-то устоявшихся правил, по сути, не было, кроме самых общих. Так, повсеместно было принято правило, согласно которому вызывающий выбирал время и место дуэли, а оружие выбирал тот, кто был вызван. Поскольку право выбора оружия давало известное преимущество, нередко зачинщики дуэлей прибегали к различным уловкам, чтобы оказаться вызываемой стороной, например, на обидное замечание оппонента публично называли его клеветником или грубо оскорбляли в ответ, ставя в положение, когда тот оказывался вынужден бросить вызов сам, чтобы сохранить лицо. Впоследствии традиции переменились и вопрос о выборе оружия усложнился, в результате секунданты сторон, споря о том, кому должен быть предоставлен этот выбор, нередко прибегали к ссылкам на ранее имевшиеся прецеденты и печатные дуэльные кодексы, шли на самые различные ухищрения, чтобы оставить право выбора оружие за своим подопечным.

Часто дуэли завязывались буквально в несколько минут и происходили без секундантов. Обычным делом, ничуть не порицавшимся обществом, было использование приёмов, по современным представлениям, не соответствующих рыцарским правилам: отвлечь внимание противника, ударить случайно поскользнувшегося или оступившегося, добить обезоруженного или раненого, ударить в спину, атаковать верхом пешего (при дуэли верхом). Более того, когда соперник, имевший все шансы на победу из-за оплошности противника, отказывался от них из благородства, такое поведение нередко порицалось обществом как глупость и самонадеянность, так как вполне могло привести к удару в спину от пощажённого или к повторной дуэли.

Классическим примером французской дуэли раннего периода можно считать дуэль молодого Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом в 1559 году. Во время охоты Мурон с Матасом повздорили, Мурон потребовал немедленного поединка, в ходе которого Матас, гораздо более опытный во владении шпагой, легко обезоружил Мурона, чем счёл дело законченным, после чего прочитал молодому человеку мораль касательно того, что не следует бросаться со шпагой на человека, если не знаешь, насколько он может быть опасен. Закончив свою речь, капитан отвернулся от противника, чтобы сесть на лошадь; в этот момент Мурон поднял шпагу и нанёс Матасу удар в спину, убив того наповал. Благодаря родственным связям Мурона, дело было замято. При этом в обществе его подлый удар не получил никакого порицания, напротив, большинство удивлялось, как опытный капитан мог допустить такую оплошность и упрекало его за неуместный гуманизм.

Нередко применялись и откровенно подлые приёмы, такие как надевание скрытых защитных доспехов (кольчуги) под повседневную одежду или даже внезапное нападение на соперника со спины специально нанятого убийцы. Чтобы избежать подобного, в частных дуэлях, подобно судебным поединкам прошлого, появились секунданты, в чьи обязанности входило следить за порядком и соблюдением правил и традиций, и впоследствии быть свидетелями того, что поединок проходил честно. Впоследствии полномочия и обязанности секундантов расширились, через них начали передавать вызовы и договариваться об условиях поединка, чтобы исключить встречи соперников между оскорблением и дуэлью. Наиболее обычным оружием дуэлянтов оставались шпаги и даги — единственное оружие, которое дворянину разрешалось носить в городе в мирное время, будучи вне строя. Возникла манера драться обнажёнными по пояс или надев на торс только лёгкую рубаху: это лишало возможности надеть под одежду доспехи и демонстрировало презрение дуэлянтов к смерти.

Законодательные запреты на дуэли

Первоначально власти относились к дуэлям спокойно, нередко короли даже присутствовали при дуэлях наиболее известных бретёров или своих приближённых. Этой практике положил конец король французский Генрих II, после того как на дуэли в его присутствии фаворит Франсуа де Вивонн, сеньор де Ла Шатеньерэ получил ранение и через несколько дней умер.

С XVI века дуэль стала законодательно запрещаться как светскими законами, так и установлениями христианской церкви, причём церковь в своих решениях, порицающих практику дуэлей, не делала различия между государственными судебными поединками и частными дуэлями, признавая как те, так и другие противными божественным принципам. Трентский собор (1545-1563) запретил государям устраивать судебные поединки под угрозой отлучения и объявил автоматически отлучаемыми от церкви всех участников, секундантов и даже зрителей дуэлей. Католические обличения дуэлей продолжались вплоть до XIX века, когда папа Пий IX 12 октября 1869 года подтвердил отлучение от церкви всех, кто вызывает или соглашается драться на дуэли. Погибших на дуэли, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбище. Король французский Генрих IV по настоянию Генеральных штатов издал закон, приравнивающий участие в дуэли к оскорблению величества. Указ кардинала Ришелье от 1626 года установил в качестве наказания за дуэль смертную казнь либо ссылку с лишением всех прав и конфискацией всего имущества для всех участников дуэлей, включая даже зрителей. В царствование Людовика XIV было издано 11 эдиктов против дуэлей.

Запреты на дуэли принимались в Европе повсеместно. В 1681 такой запрет выпустил император Священной Римской Империи и Австрии Леопольд I. По законам Марии Терезии все, кто принимал какое-либо участие в дуэли, подлежали смертной казни через отсечение головы. Император Иосиф II законодательно приравнял дуэль к умышленному убийству. Фридрих Великий ввёл жестокие наказания за дуэли в армии. Со временем наказания за дуэли смягчались. В XIX веке по уголовному кодексу Австрии за дуэль полагалось тюремное заключение, а по уголовному кодексу Германии — заключение в крепости.

Тем не менее, практика дуэлей продолжалась в тех странах, где она изначально прижилась и где дуэли были распространены, в основном — в Италии, Испании и Франции. Многие именитые юристы, выступавшие в XVII-XVIII веках против дуэлей, тем не менее, признавали, что писаные законы не влияют на правоприменительную практику и так будет, видимо, до тех пор, пока отношение к дуэли в обществе в целом не изменится. Поскольку основными исполнителями законов и лицами, надзирающими за исполнением законов повсюду были дворяне, на практике грозные эдикты и тяжкие кары за дуэль зачастую оставались лишь на бумаге, а применение их либо просто саботировалось, либо блокировалось с помощью различных уловок. Даже в тех случаях, когда дела дуэлянтов доходили до суда, возникали сложности. Действующий во многих странах суд присяжных составлялся, согласно канонам, из людей одного с обвиняемым сословия, то есть, в конкретном случае, из дворян, разделявших в большинстве представление о неотъемлемом праве дворянина на дуэль. Такой суд практически никогда не признавал дуэлянтов виновными по законам, приравнивавшим дуэль к убийству.

Попытки применения законодательства против дуэлей «для острастки» к желаемому результату не приводили. Так, кардинал Ришелье отправил на эшафот знаменитого бретёра де Бутвиля и его кузена де Шапеля после дуэли на Королевской площади в Париже 12 мая 1627 года, в которой Бутвиль дрался против де Беврона (де Шапель был секундантом и, по обычаю того времени, дрался с де Бюсси, секундантом де Беврона). Оставшийся после дуэли в живых де Беврон спасся от приговора, бежав из Парижа. Но казнь не дала эффекта — число дуэлей не уменьшилось, а Ришелье лишь приобрёл больше недоброжелателей в дворянской среде.

Иногда дуэль даже неофициально поощрялась из тех или иных побочных соображений. Так, в правление вышеупомянутого Генриха IV дуэли стали важным источником наполнения постоянно истощавшейся королевской казны: за 20 лет правления было выдано более 7 тысяч официальных королевских прощений выжившим участникам дуэлей, только на их нотариальном оформлении (за которое платил получатель) казна выручила около 3 миллионов ливров золотом. При этом за те же годы на дуэлях погибло, по разным подсчётам, от 7 до 12 тысяч дворян, некоторые современные исследователи настаивают на цифре в 20 тысяч — для того времени это размер достаточно крупной армии.

«Дуэльная лихорадка» во Франции XVI-XVIII веков

Знаковой для истории французской дуэли стала схватка, произошедшая в 1578 году и вошедшая в историю как «дуэль миньонов» (в сильно изменённом виде изображённая в романе «Графиня де Монсоро» Дюма-старшего), названная так по групповому прозвищу её участников — нескольких молодых фаворитов Генриха III, известных, в частности, склонностью к ярким, вызывающим одеждам («миньон», по французски — «красавчик»). Один из миньонов, Жак де Леви, граф де Келюс, соперничал за женщину с Шарлем де Бальзаком д’Антрагэ, бароном де Кюнео. Однажды, после взаимных оскорблений, между соперниками была назначена дуэль в Турнельском парке. Непосредственно перед дуэлью секундант Келюса, Можирон, оскорбил секунданта Антрагэ, Рибейрака, и потребовал боя с ним, после чего двое оставшихся секундантов, Ливаро и Шомберг, также обнажили шпаги. В результате последовавшего группового боя Можирон и Шомберг были убиты на месте, Рибейрак умер от ран через несколько часов, Ливаро был искалечен (ударом шпаги ему отсекло щёку, он оправился от раны и погиб несколькими годами позже, на очередной дуэли). Получившего множественные ранения Келюса король долго выхаживал, но пошедший на поправку фаворит решил проехаться на лошади; раны открылись, и Келюс умер. Лишь Антрагэ отделался лёгким ранением в руку.

Несмотря на то, что дуэли в это время уже были строжайше запрещены, никто из выживших не был наказан. Погибших король распорядился похоронить в великолепных мавзолеях и поставить им мраморные статуи. Дворянство восприняло реакцию короля как знак того, что дуэль, несмотря на официальный запрет, не только дозволена, но и почётна. Одновременно «дуэль миньонов» ввела в моду бой не только непосредственных участников дуэли, но и их секундантов. В результате отношение общества к дуэли изменилось, дуэли стали не просто традицией, но и модой, их число настолько возросло, что можно говорить об охватившей целые страны «дуэльной лихорадке», длившейся более века. Дрались все, от беднейших дворянчиков до коронованных особ, несмотря на регулярно переиздававшиеся законы против дуэлей.

Среди молодых дворян выделилась категория «профессиональных» бретёров, как правило, умелых фехтовальщиков, которые сделали дуэли способом достижения личной славы. Они постоянно задирали других дворян, сами вызывали на дуэль по малейшему поводу и провоцировали окружающих своим вызывающе-дерзким поведением. На счету у некоторых из них были сотни дуэлей и десятки раненых и убитых противников. Одним из знаменитых французских бретёров был Луи де Клермон, сеньор д’Амбуаз граф де Бюсси, про которого современники писали, что для него повод для дуэли может «уместиться на лапке мухи» (однажды он дрался на дуэли, поспорив о форме узора на шторах). Так что литературные ссоры дворян, описанные в романах Дюма, например, в «Трёх мушкетёрах», когда вызов следует из-за случайного столкновения на улице или шутки о покрое плаща, в действительности были вполне обычными для того времени. Вызов мог последовать по любому поводу: из-за якобы брошенного косого взгляда, недостаточно учтивого тона собеседника и так далее.

Закат дуэли в Европе

 

 

 

 

Дуэль на саблях между германскими студентами в 1900-х годах. Юноши, держащие сабли вниз — секунданты, а человек с часами — арбитр

 

 

К середине XVIII «дуэльная лихорадка» в Западной Европе завершилась. Хотя тяжесть наказания за дуэли постепенно снижалась в законодательстве большинства государств, дуэли стали гораздо более редки, а главное — более упорядочены. Холодное оружие было заметно потеснено пистолетами, которые стали основным орудием дуэли XIX века. Переход на огнестрельное оружие имел один важный побочный эффект: существенно снизилось влияние на исход дуэли физических возможностей дуэлянта. Были уточнены правила дуэлей, окончательно оформившиеся в виде дуэльных кодексов XIX века: большинство дуэлей стало проводиться с секундантами, официальным вызовом, соблюдением непременного 24-часового интервала между вызовом и дуэлью и по выверенной процедуре, обеспечивающей всё возможное равенство шансов участников. Дуэльные правила сильно изменились в сторону гуманизации: при дуэли на пистолетах устанавливалась типичная барьерная дистанция в 30-40 шагов, при дуэли на шпагах, как правило, бой вёлся до первого ранения, в результате большинство дуэлей стали заканчиваться незначительными ранениями или вовсе бескровно. Одновременно трансформировалось само понятие «восстановления чести»: сам факт того, что противник был поставлен в смертельную опасность, стал считаться достаточным в качестве воздаяния за оскорбление. Разумеется, периодически происходили дуэли на тяжёлых условиях, в том числе до смертельного исхода, но их число уменьшалось и общественное мнение относилось к ним уже неодобрительно.

Ещё более сократилось количество дуэлей после наполеоновских войн, когда общественные изменения привели к значительному размыванию сословия аристократии и, соответственно, изменению нравов и обычаев. Развитие юридической системы, со своей стороны, создало возможность законного преследования обидчиков с помощью обращения в суд, к которому многие предпочитали прибегать вместо того, чтобы рисковать жизнью и свободой, устраивая дуэль. В целом, несмотря на то, что в XIX веке дуэли всё ещё происходили регулярно, взгляд общества на них переменился, их стали рассматривать как пережиток ушедшей эпохи и, в некоторых случаях, как неизбежное зло, которое приходится терпеть до тех пор, пока изменения в законах и в мировоззрении людей не достигнут такого уровня, когда законное воздаяние будет во всех случаях достаточно для восстановления нарушенной чести.

Имели место отдельные «всплески» дуэльной активности. Например, во Франции после 1830 года, когда значительно увеличилась свобода прессы, началась эпидемия «журналистских дуэлей» — вызовов между журналистами из-за печатных обвинений во лжи.

Широко распространились дуэли в первой половине XIX века в студенческой среде германских университетов. Практически в любом университете было «дуэльное общество», регулярно проводились поединки, но большинство из них, благодаря тщательно разработанным мерам безопасности, заканчивалось лёгкими ранениями или вовсе бескровно (поединки проводились на холодном оружии, преимущественно на рапирах, дуэлянты перед боем надевали защитное снаряжение, оружие дезинфицировалось во избежание заражения ран).

Также вплоть до конца XIX века, а кое-где и позже, дуэль сохранялась в армии, несмотря ни на какие запреты и суровое наказание. Даже противники дуэлей признавали, что искоренить практику дуэлей между офицерами никакие запреты не способны, ввиду традиций этой среды: офицер, отказавшийся от дуэли (не вызвавший оскорбившего его, либо уклонившийся от брошенного ему вызова), считался обесчещенным, сослуживцы третировали его и буквально вынуждали уйти со службы.

  • Такое чувство / Жабкина Жанна
  • Ритуал / Adele
  • Никто кроме нас / маро роман
  • Рыбалка с продолжением / Лещинский Леонид
  • любовь / Любовь / кармазин наталия
  • Афоризм 666. ***. / Фурсин Олег
  • Вещий сон / Матосов Вячеслав
  • Прабхакар  / Kartusha / Изоляция - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Argentum Agata
  • Любовь. Ларец. / Старый Ирвин Эллисон
  • Любовь / Жуков Максим
  • Витька / О странниках, детях и безумцах / Дана Горбатая

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль