Как стать сильным? Как стать закаленным? Как стать ловким? Как научиться не бояться боли?
Как улучшить память? Как стать отличником? Как стать знатоком? Как с ходу решать любые задачи?
КАК ПОЛУЧИТЬ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ?
Запомни: ум и талант даны каждому человеку от рождения. Рост и развитие мозга может быть ускорено. В результате чего можно получить прекрасные результаты. И то, что вчера казалось недостижимым, станет пройденным этапом. Профессор нейропсихологии по этому поводу высказался бы так: если вы хотите увеличить миссию центральной нервной системы (мозга), вы должны увеличить частоту, интенсивность и длительность мозговой деятельности. Впрочем, тоже самое и в спорте: чаще, напряженней и дольше.
Существует три метода воздействия на мозг: визуальный, аудиальный (слуховой) и тактильный. Самый главный — это визуальный. 80 % всей информации мы получаем посредством зрения. Живому организму присущи всего пять чувств и соответственно пять каналов получения информации: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Некоторые говорят еще о шестом канале, связанном с аурой. Но вопрос этот спорный, и мы его касаться не будем.
- ИНТЕЛЛЕКТ — ВЕЩЬ НА ТРЕХ НОГАХч
Интеллект состоит из двух составляющих: функциональной — это те возможности вашего мозга, которые вы используете в зависимости от ситуации и потребности и потенциальной — это те возможности вашего мозга, которые вы можете задействовать, если для этого будут созданы определенные условия. Разумеется, в дальнейшем речь пойдет о второй составляющей.
Один мудрец сказал, что гениев распознают только по одному единственному признаку — по делам. Вы можете считать себя сколько угодно умным, но, если это никак не проявляется в реальной жизни, грош цена вашему уму.
Что же имеют в виду, когда говорят об интеллекте? Конечно, прежде всего это умственные способности. Достигнуть высокого интеллекта можно следующими путями:
- Чтением.
- Приобретением энциклопедических знаний. Энциклопедические — то есть всесторонние, охватывающие разные сферы знания.
- Занятиями математикой.
Интеллект включает в себя:
- Визуальные
- Слуховые
- Языковые познания.
И опять же: самые важные и долговременные — визуальные познания.
Интеллект — это способность понимать разницу между тем, какие вещи есть и какими бы они могли быть, а также понимать то, как можно приблизить вещи к тому положению, какими они могли бы быть. Вы улавливаете суть: интеллект — это не простое знание, а знание, связанное с пониманием того, как можно изменить вещь.
КАК ОБУЧИТЬСЯ НАУКАМ И ИСКУССТВАМ
Мир настолько полон удивительных вещей, что люди в нем должны быть счастливы, как короли.
Роберт Льюис Стивенсон
Факты — это единицы информации. Точность — это аккуратность изображения и соответствия его деталей действительности.
Дискретность — одна тема. Недвусмысленность — точное наименование бита. Новизна — это то, что вы еще не знаете.
Категории битов знания
Рассматривая биты знаний, нужно всегда стремиться к установлению взаимосвязи между ними. Следующее правило: необходимо формулировать категории битов. Структура построения такова:
1. Раздел «Биология»
Категория «Насекомые»
Биты знаний (изображения)
2. Раздел «География»
Категория «Страны Америки»
Биты знаний (очертания границ)
3. Раздел «Музыка»
Категория «Музыкальные инструменты»
Биты знаний (изображения)
4. Раздел «Искусство»
Категория «Шедевры живописи»
Биты знаний (репродукции)
5. Раздел «Физиология человека»
Категория «Органы тела»
Биты знаний (рисунки)
6. Раздел «Математика»
Категория «Геометрические фигуры»
Биты знаний (рисунки)
7. Раздел «Общие законы естествознания»
Категории «Великие открытия»
Биты знаний (рисунки или фотографии)
8. Раздел «Язык»
Категория «Пища»
Биты знаний (фотографии или рисунки с наименованием предметов на десяти языках на оборотной стороне)
9. Раздел «Литература»
Категория «Детские писатели»
Биты знаний (портреты и фотографии)
Как получить биты знаний
1. Определяете содержание уроков и частоту их проведения. Разумеется, чем чаще, тем лучше.
2. Интенсивность занятий: заниматься нужно на полном серьезе, не отвлекаясь ни на что постороннее.
3. Длительность (скорость) обучения. Нужно смотреть карточки быстро, лучше очень быстро.
4. Планирование уроков на день. Добавлять новую информацию и повторять старую.
5. Для изготовления карточек понадобится картон, клей, пластиковые оболочки, маркеры. Уделяйте особое внимание качеству карточек: они должны быть одинакового размера, оформлены по одинаковым размерам. И пожалуйста, поаккуратнее. Должно быть приятно брать карточки в руки. Конечно же, перед тем, как начать создавать карточки, нужно подобрать информационный материал из самых различных источников.
Как отыскать материал для битов
1. Начинать нужно с того, чтобы разделить все области знаний на разделы, в свою очередь разделы — на подразделы, подразделы — еще на более мелкие части и т.д. Чем больше будет подразделений, тем лучше.
2. Система знаний включает в себя:
- Разделы. Им может быть несколько десятков, и даже сотен.
- Категории. Им может набраться несколько тысяч.
- Комплексы. Их может быть несколько десятков тысяч.
- Биты знаний. Не менее десятка на каждый комплекс.
- Программы. Не менее десятка на каждый бит.
- Диапазоны информации — по одному на каждую программу.
Итак, мы видим, что каждый раздел подразделяется на категории. Первоначально эти категории будут вами выделяться хаотично. Но самое главное: систематизировать их. Категория — это совокупность комплексов. Опять же потребуется их систематизировать по какому-то признаку. Причем этот признак должен быть не случайным.
Бит — это дискретный факт в форме иллюстрации, воспринимаемой визуально. Но если речь идет о музыке, бит может быть представлен звуками, которые воспринимаются аудиально. Каждый бит связан с программами знаний.
Программы знаний состоят из дискретных фактов, связанных с битами знаний, т.е. это какие-то единичные факты, которые имеют название (разумеется, чаще всего это имя существительное). На оборотной карточке приводятся программы знаний, которые выстраиваются по мере их усложнения.
КОНЦЕПЦИЯ
Мир постоянен только в своем непостоянстве. Поэтому мало достигнуть первенства, нужно уметь удержать его, самосовершенствуясь и решая еще более сложные задачи. В этом — суть Искусства быть первым.
Об этом было хорошо известно множеству гениев, раз и навсегда изменивших не только Россию, но и наш мир. Константин Станиславский разработал технику, которой пользуются актеры Голливуда. Лев Термен — отец пространственного электромузыкального инструмента терменвокс. Юрий Кнорозов расшифровал письменность майя. А благодаря Сергею Прокудину-Горскому, ученику Менделеева, мы можем увидеть будни Российской империи в цвете.
В свою очередь мы, в компании Атлант Оценка, продолжаем отечественную традицию быть первыми: благодаря высокому качеству услуг мы входим в топ-20 крупнейших оценочных компаний России. И будучи лидерами, мы год за годом передаем искусство быть первыми нашим клиентам.
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ
фотограф
1863
—
1944
БИОГРАФИЯ
Будущий фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель родился 30 августа 1863 года в дворянской семье бывшего подпоручика Тифлисского гренадерского полка Михаила Николаевича. Не закончив полного курса Александровского лицея, Сергей Михайлович записался слушателем лекций физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Затем была учеба в Императорской военно-медицинской академии и изучение живописи в Императорской Академии художеств.
Прокудин-Горский был членом химико-технологического отдела Русского технического общества, и, увлекшись фотографией, в 1898 году вошел в фотографический отдел организации.
1902 год
Прокудин-Горский объявляет об изобретении цветной фотографии. Вооружившись новой технологией, в 1903 году мастер предпринял путешествие с фотокамерой по стране: Волга и Урал, Кострома и Ярославль, Кавказ и Туркестан…В период Первой мировой войны, которая помешала планам создать цветной кинематограф, Прокудин-Горский обучал летчиков аэросъемке.
В 1918 году Сергей Михайлович покинул РСФСР, жил и занимался фотографией и преподаванием в Норвегии, Англии, Франции. Он скончался в 1944 г. в Париже, похоронен на некрополе Сент-Женевьев-де-Буа. Наследие мастера — более 2,5 тыс. цветных фотографий: пейзажи, достопримечательности, портреты известных людей и явления природы.
Электронная книга Прокудина-Горского
«Цветная империя. Россия до потрясений»
Фильм Леонида Парфенова о мастере
«Цвет наций»
Исследовательский проект о наследии
Прокудина-Горского
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
ПИРОГОВ
врач
1810
—
1881
БИОГРАФИЯ
Основоположник военно-полевой хирургии родился 25 ноября 1810 года в Москве в семье военного казначея. Николай Иванович выбрал врачебную стезю благодаря другу семьи — профессору Е.О. Мухину, декану медицинского факультета Императорского Московского университета. Тяга к делу Эскулапа была столь сильна, что в 14 лет, прибавив себе пару лет, Пирогов стал студентом этого университета. Хирургическую специальность он выбрал из-за вынужденной подработки прозектором анатомического театра — семья была слишком бедна, чтобы поддерживать отпрыска.
После окончания университета в 1828 году Николай Иванович поступил в Профессорский институт при Дерптском университете, затем с товарищами по институту учился в Берлинском университете. В 1841 году врача пригласили в Петербург возглавить кафедру Императорской медико-хирургической академии. Параллельно он руководил клиникой госпитальной хирургии. Обучая студентов, Николай Иванович занялся изучением популярных методов операций и изобрел собственные. В историю вошла «операция Пирогова» — метод удаления голени на уровне лодыжек.
Профессор принял участие и в 4 войнах: Кавказской в 1847 г., Крымской в 1854 г., Франко-Прусской в 1870 г. и Русско-турецкой в 1877 г. Во время Кавказской войны Пирогов впервые применил эфирный наркоз для проведения операций.
1852 год
Во время Крымской кампании впервые в истории медицины использовал гипсование для лечения переломов. Просветительская работа ученого продолжалась до марта 1861 г., пока его не отправили в отставку за вольнодумие.
Фильм о Николае Пирогове
ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
СЫТИН
книгоиздатель
1851
—
1934
БИОГРАФИЯ
Иван Дмитриевич появился на свет в семье волостного писаря в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. После трех классов школы и переезда семьи в Галич в 1866 Сытин пошел работать в книжную лавку купца Шарапова. Это событие стало судьбоносным: проработав там 10 лет, женившись на дочери купца Евдокии Соколовой и получив приданное и кредит, он открыл собственную печатную мастерскую с редким французским литографическим аппаратом. У пары было 10 детей, четверо из которых, выросши, стали помогать отцу.
В 1879 году Иван Дмитриевич купил дом на Пятницкой улице. В новой мастерской стояли уже две литографические машины. А в 1883 году появилось «Товарищество И.Д. Сытина и Ко» с капиталом в 75 тысяч рублей.
1885 год
Иван Дмитриевич стал выпускать уникальный товар — отрывные настенные календари. Сытин организовал сбыт таких календарей, простых книг, сонников и лубков через купцов-челноков, офеней. К концу 1890-х типографии Сытина выпускали каждый год около 3 млн картинок и 2 млн календарей. Особое внимание Иван Дмитриевич уделял работе с издательством «Посредник» Льва Толстого.
В годы советской власти имущество печатника было национализировано, а он занял должность технического управляющего двумя типографиями. Совокупный тираж, изданный им за всю жизнь, составляет 500 млн книг.
Фильм об Иване Сытине
КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ
СТАНИСЛАВСКИЙ
русский театральный режиссер
1863
—
1938
БИОГРАФИЯ
Константин Сергеевич родился в Москве 5 января 1863 года в семье крупных промышленников Алексеевых, состоящих в родстве с Саввой Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Знакомая всем фамилия Станиславский — псевдоним. Помимо Кости в семье было еще 9 детей. Все они получали образование на дому. Здесь же проходили небольшие спектакли, в которых самое живое участие принимал Константин. Родители поддерживали его интерес к сцене, но не считали театр серьезным занятием.
Повзрослев и закончив в 1881 году гимназию при Лазаревском институте, молодой Алексеев стал руководить крупной фабрикой, но мыслей о театре не оставил.
В 1886 Константин Сергеевич стал членом дирекции и казначеем Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Объединившись с единомышленниками, Алексеев придумал проект Московского общества искусства и литературы. В его учреждение он вложил личные финансы. Чтобы скрыть настоящее имя, взял псевдоним Станиславский.
Будучи неудовлетворенным состоянием театров, Станиславский решил создать новый. Им стал Московский художественный театр. Его идея зародилась в 1897 году в ходе легендарной встречи с Немировичом-Данченко в Славянском базаре, а первые репетиции прошли 26 июня 1898 года в подмосковном Пушкино.
1911 год
Станиславский разрабатывает уникальную систему актерского мастерства, которая помогает полностью вжиться в сценическую роль. Система Станиславского активно применяется и самим автором: Константин Сергеевич сыграл Фамусова в «Горе от ума», Крутицкого в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты», Аргана в «Мнимом больном».
В 1928 году у него случился тяжелый сердечный приступ — к работе Станиславский вернулся только в 1929-м, сосредоточившись на теории, пробных уроках по своей системе.
Фильм о Константине Станиславском
ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
ФИЛАТОВ
врач
1875
—
1956
БИОГРАФИЯ
Владимир Петрович появился на свет 27 февраля 1875 года в селе Михайловка Протасовской волости Саранского уезда Пензенской губернии в семье хирурга и специалиста по глазным болезням. Интерес к врачеванию пробудил именно отец, рассказывая о своих буднях земского врача.
Владимир заканчивает в 1892 году Симбирскую классическую гимназию. Раскрывается многогранный характер молодого человека, который интересуется литературой, живописью, музыкой и философией, иностранными языками. Но в итоге семейный опыт побеждает, и юноша решает посвятить себя офтальмологии. Он поступает на медицинский факультет Императорского Московского университета. Летом он помогает отцу, принимая больных в амбулатории и ассистируя при операциях.
В 1903 году по приглашению Филатов переезжает в Одессу, чтобы стать ординатором клиники при Новороссийском университете, а в 1911 году возглавляет Одесский национальный медицинский университет.
1912 год
Используя метод полной сквозной кератопластики, Владимир Петрович сделал уникальную операцию по пересадке роговицы, которая в дальнейшем помогла множеству пациентов избавиться от бельма. После революции ученый разработал средство для сохранения роговицы во влажной камере при пониженной температуре, а в 1936 году по его инициативе в СССР появился Институт экспериментальной офтальмологии. Наследие Владимира Филатова составляет 460 научных трудов и монографий.
Фильм о Владимире Филатове
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ
НЕСТЕРОВ
летчик
1887
—
1914
БИОГРАФИЯ
Петр Николаевич родился в Нижнем Новгороде 27 февраля 1887 года в семье дворянина, офицера и воспитателя кадетского корпуса. Ранняя смерть отца и материальные проблемы не помешали юноше в 1897 году поступить в Нижегородский кадетский корпус, а затем и в Михайловское артиллерийское училище.
Службу Нестеров нес в составе 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. В 1910 году военный познакомился с Петром Соколовым, учеником создателя аэродинамики Н.Е. Жуковского, после чего заинтересовался авиацией — через 3 года он окончил авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы. Освоив воздушное пилотирование, он сконструировал давно задуманный планер, модифицировал самолеты, разрабатывал одноместные машины и разучивал крутые виражи.
1913 год
Публика впервые увидела знаменитую «мертвую петлю» в киевском небе над Сырецким полем: Нестеров пилотировал самолет «Ньюпор-4». Летчик настолько доверял машине, что не пристегнулся: выпасть из кресла в высшей точке фигуры ему не позволила центробежная сила.
Петр Николаевич погиб в воздушном бою 8 сентября 1914 года, протаранив своей машиной австрийский разведывательный самолет.
Фильм о Петре Нестерове
ЛЕВ СЕРГЕЕВИЧ
ТЕРМЕН
изобретатель
1896
—
1993
БИОГРАФИЯ
Лев Сергеевич появился на свет 27 августа 1896 г. в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, представителя дворянского рода с французскими корнями. Он был единственным ребенком, и все усилия родителей были направлены на его всестороннее развитие: мальчика учили игре на виолончели, а дома были оборудована физическая лаборатория и обсерватория.
Усилия не прошли даром: в 1914 году Лев окончил с серебряной медалью Петербургскую первую мужскую гимназию, а в 1916 — Петербургскую консерваторию по классу виолончели. В возрасте 23 лет Термен стал заведующим лабораторией Физико-технического института в Петрограде и занялся исследованием поведения газов при различном давлении и температурах. Прототипом знаменитого терменвокса стала измерительная установка, придуманная для решения научных задач. При определенных условиях это устройство воспроизводило звуки.
1920 год
Лев Сергеевич создал первый электромузыкальный инструмент под названием «терменвокс», а два года спустя его увидел Ленин на выставке изобретений гения от физики и музыки. Вождь мирового пролетариата попытался исполнить на нем «Жаворонка» Глинки. Кроме терменвокса Лев Термен изобрел автоматические системы доступа в помещения, освещения и даже прототип ТВ — «дальновидение».
Фильм о Льве Термене
СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
СОКОЛОВ
физик
1897
—
1957
БИОГРАФИЯ
Сергей Яковлевич родился 8 октября 1897 года в селе Кряжим Саратовской губернии в бедной крестьянской семье. После церковноприходской школы родного села он окончил сельское училище, затем поступил в 1914 году в среднетехническое училище Саратова, выдержав огромный конкурс.
Высшее техническое образование талантливый юноша получал в Ленинградском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова. Там же и началась научная карьера — решив на коленке задачу, на которую у кандидатов было 3 дня, он получил место ассистента на кафедре специальной радиотехники в 1925 году.
Карьера молодого и амбициозного ученого развивалась стремительно: должность главы акустического отдела Центральной радиолаборатории, основание кафедр акустики в альма-матер и в Ленинградском институте киноинженеров.
1928 год
Одно из самых известных открытий Сергея Яковлевича — эффект образования изображений с помощью ультразвуковых волн в 1928 году, «звуковидение» с помощью электронно-лучевой трубки. За изобретение метода ультраакустической дефектоскопии ученый удостоился Сталинских премий первой и второй степеней. «Звуковидение» положило начало ультразвуковым исследованиям.
ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
ДЕМИХОВ
ученый
1916
—
1998
БИОГРАФИЯ
Один из отцов трансплантологии родился 31 июля 1916 г. в семье крестьянина на хуторе Куликовский Новониколаевского района. Интерес к естественнонаучной области, который многим покажется нездоровым, продемонстрировал еще в раннем детстве — по воспоминаниям матери, пытался разрезать грудь дворовой собаке, чтобы посмотреть на живое сердце.
Первоначально Демихов учится на слесаря-ремонтника, но, не окончив учебы, приезжает в Москву и поступает на биологическое отделение МГУ. Учебе и работе юный ученый отдается с редкостной фанатичностью, которую он пронесет через всю жизнь.
1937 год
Уже на третьем курсе в возрасте 21 года Владимир Петрович впервые в мировой истории пересаживает собаке самостоятельно сконструированное искусственное сердце. Собака после этого проживет еще 2 часа.
Научные поиски прервала война — на фронте он работал старшим лаборантом патологоанатомической лаборатории, а после победы пришел в Институт экспериментальной и клинической хирургии, где вопреки всем трудностям продолжил научные поиски. В 1946-м хирург пересадил собаке второе сердце. Спустя некоторое время он провел уникальную операцию по пересадке сердца и легких, экспериментировал с пересадкой печени. Изыскания открыли путь к спасению человеческих жизней.
Лаборатория Демихова просуществовала до 1986 года, разрабатывая методологию трансплантации головы, конечностей, почек, пищевода. Открытия Владимира Петровича снискали международную славу: ему присвоены звания почетного доктора медицины Лейпцигского университета, почетного члена Королевского научного общества в Уппсале (Швеция), американской клиники Майо, Ганноверского университета.
Фильм о Владимире Демихове
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ
ФРИДЕНШТЕЙН
ученый
1924
—
1997
БИОГРАФИЯ
Александр Яковлевич родился 24 июня 1924 г. в Киеве, а в 4 года переехал с родителями в Москву. Окончив в 1941 г. школу, поступил в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова. Демобилизовавшись из-за проблем со здоровьем, в 1945 году продолжил учебу в Московском медицинском институте Министерства здравоохранения РСФСР.
После окончания вуза А.Я. Фриденштейн поступил в аспирантуру при кафедре гистологии. Под началом профессора А.В. Румянцева он работал над изучением регенерации кожи и костей у земноводных. В 50-е годы ученый устроился в столичный Институт эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалея. Здесь он изучал повреждения клеток после облучения.
1960 год
При исследовании взаимодействий между тканью костей и кровью Фриденштейн открыл мезенхимные стволовые клетки — предшественников всех тканей и органов организма человека.
В 1960 г. исследователь стал доктором биологических наук, а в 1963 году открыл лабораторию иммуноморфологии, главой которой был более 25 лет. В 1967 г. Александру Яковлевичу было присвоено звание профессора, а в 1987 г. он стал членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР.
Сегодня отечественные и зарубежные ученые активно обращаются к научному наследию А.Я. Фриденштейна и продолжают совершенствовать методы применения стволовых клеток: клеточная терапия активно применяется в качестве метода лечения тяжелых заболеваний.
Фильм об Александре Фриденштейне
ВАДИМ ИВАНОВИЧ
ПЕТРОВ
конструктор
1929
—
2016
БИОГРАФИЯ
Вадим Иванович родился 14 ноября 1929 года в рабочем поселке шахты 5/6 «Рыковка» Сталинской области Донецко-Криворожской советской республики. После школы юноша поступил на факультет летательных аппаратов Московского авиационного института имени Г.К. Орджоникидзе, которое в 1953 году с окончил с отличием по специальности инженера-механика по самолетостроению.
Затем В.И. Петров был направлен на работу в Особое конструкторское бюро № 1 под руководством С.П. Королева, где занял должность инженера проектного отдела. В нем он разрабатывал проект первого искусственного спутника Земли в составе группы, а в 1955 году стал инженером отдела по проектированию искусственных спутников Земли — на этом посту он скомпоновал первый и третий аппарат.
Запуск первого в мире искусственного спутника на околоземную орбиту произошел 4 октября 1957 на площадке № 1 Космодрома Байконур. Его полет продлился более 90 суток: аппарат совершил 1440 оборотов вокруг Земли.
1965 год
Под руководством Вадима Ивановича были запушены автоматические межпланетные станции. Так, спроектированный под его началом космический аппарат «Венера-3» впервые достиг поверхности Венеры, доставив на поверхность планеты вымпелы с изображением Земли и Герба СССР.
ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
КНОРОЗОВ
историк | этнограф
1922
—
1999
БИОГРАФИЯ
Юрий Валентинович родился под Харьковом в семье главного инженера Южного треста стройматериалов. В школе у него были трудности с поведением, но несмотря на них, мальчик хорошо успевал по естественным и гуманитарным наукам и увлекался искусством: играл на скрипке, отлично рисовал.
В 1940 году Кнорозов поступил в Московский государственный университет на исторический факультет, специализировался на истории Древнего Востока, этнографии и лингвистике. Учебу прервала война: 1943 году Юрий Валентинович отбыл на фронт и, вернувшись в альма-матер в 1945 году, занялся исследованиями шаманских практик.
Будучи сотрудником Института этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Кнорозов участвовал в работе Хорезмской экспедиции в Узбекской и Туркменской ССР. В это время на глаза Кнорозову попалась статья Пауля Шелльхаса «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема», которая резко изменила его научные планы.
1979 год
Юрий Кнорозов с блеском решил филологическую головоломку майя: составил каталог иероглифов и смог установить звучание некоторых из них. Доклад Юрия Валентиновича на защите диссертации длился всего несколько минут. После обсуждения ему единогласно присудили степень доктора исторических наук. Защита стала научной и культурной сенсацией.
Фильм о Юрии Кнорозове
АЛЕКСЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ
ПАЖИТНОВ
программист
1956
БИОГРАФИЯ
Алексей Леонидович появился на свет 16 апреля 1955 года в Москве в семье литературоведа и философа. Будущий программист-создатель «Тетриса» учился в математической школе № 91 на Поварской улице. Окончив школу, юноша поступил в Московский авиационный институт.
Карьера Алексея как программиста началась в вычислительном центре Академии наук СССР, где он занимался искусственным интеллектом и проблемами распознавания речи. Идею «Тетриса» Алексею Леонидовичу подсказала игра «пентамино» — программист обожал «настолки» с детства.
1984 год
Первый вариант игры был написан Алексеем летом 1984 года на языке паскаль для компьютера «Электроника 60». «Тетрис» сразу полюбился игрокам и выбился в лидеры по продажам среди своих менее успешных собратьев.
В 2000-х программист начал работу над многопользовательским режимом своего детища, а в 2019 году его разработка появилась на консоли Nintendo Switch под именем Tetris 99.
Фильм об Алексее Пажитнове
ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
ПЕРЕЛЬМАН
математик
1966
БИОГРАФИЯ
Григорий Яковлевич родился в Ленинграде 13 июня 1966 в семье инженера-электрика. Будущий гений от математики учился в обычной школе, а в пятом классе начал заниматься в математическом центре при Дворце пионеров.
В 1982 году Григорий завоевал золотую медаль на Международной математической олимпиаде в Будапеште (Венгрия) в составе команды, а после окончания школы без экзаменов был зачислен на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. После окончания с отличием вуза математик поступил в аспирантуру при Ленинградском отделении Математического института им. В.А. Стеклова, где после защиты диссертации стал старшим научным сотрудником.
2002 год
Перельман доказывает математическую загадку Анри Пуанкаре, которая считалась неразрешимой больше века. Эта гипотеза была сформулирована в 1904 году, стала центральной и неразрешимой проблемой топологии, «сердца» математики. В 2006 Григорию присуждена международная премия «Медаль Филдса». В 2010 году Математический институт Клэя (Кембридж, США) наградил Перельмана премией в один млн долларов. Но от всех наград и почестей гений математики отказался.
Фильм о Григории Перельмане
АНАТОЛИЙ ПАНТЕЛЕЕВИЧ
ДЕРЕВЯНКО
археолог
1943
БИОГРАФИЯ
Будущий академик РАН и специалист по палеолиту Сибири и Дальнего Востока родился 9 января 1943 года в селе Козьмодемьяновка Хабаровского края РСФСР в семье рабочего. После окончания с отличием Благовещенского государственного педагогического института Анатолий Пантелеевич поступил в аспирантуру Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. В 28 лет получил ученую степень за диссертацию «Приамурье в древности (до начала новой эры)», став одним из самых молодых докторов страны.
Анатолий Пантелеевич работал младшим и старшим научным сотрудником, заведующим музеем и, заместителем директора по науке Института истории, филологии и философии СО АН СССР, затем стал профессором по кафедры всеобщей истории, членом-корреспондентом АН СССР по Отделению истории (археология) и действительным членом (академиком) научного учреждения в 1987 году.
2008 год
Ученые нашли в Денисовой пещере в Солонешенском районе Алтайского края маленькую косточку возрастом 50 тыс. лет. Находка произвела фурор в научном мире — группа исследователей во главе с А.П. Деревянко установила, что косточка принадлежала представительнице доселе неизвестного вида Homo sapiens.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.