Мечта юности, ставшая профессией / Поднять перископ / Макаренко
 

Мечта юности, ставшая профессией

0.00
 
Макаренко
Поднять перископ
Обложка произведения 'Поднять перископ'
Мечта юности, ставшая профессией

Я не ставлю себе задачу подробно описывать воинскую службу.

Выполняя неоднократные просьбы моих сослуживцев, товарищей по клубу подводников ТОФ, я попытаюсь рассказать о некоторых наиболее запомнившихся событиях за период моей военной службы.

В моих воспоминаниях будут изложены фактические события. Некоторые из них могут показаться маловероятными, но все было именно так, ничего не придумано. Могут быть неточности в датах.

Писать о том, как все было для меня сложно — проще рассказывать, но я постараюсь.

О море я мечтал с детства. Читал много книг на морскую тематику, особенно военную. Служба на подводных лодках в то время мне казалась недосягаемой, как полет на Луну. Это было вполне естественно. Родился и вырос я в Кубанской станице Новолеушковской, где протекает речка Тихонькая, мелководная, заросшая кушырем, и кругом степные просторы.

Отец Виталий Алексеевич — рабочий, а позже колхозник, мать Татьяна Григорьевна, домохозяйка, воспитывала нас шестерых детей. Войну помню по событиям в станице — все, что касается ее объявления, отправки на фронт мобилизованных, в том числе моих родственников, немецкую оккупацию, и все, что с этим связано. Непосредственно для меня война пришла в жаркий солнечный день в июле 1942 года. Мне было неполных семь лет. Произошло это в полдень. Мы — мальчишки шести-семи лет играли на дороге, катали колеса. Дорога была сильно раскатана, и ноги утопали по щиколотку в мягкой горячей пыли. В саду через дорогу стояла зенитная батарея. Немецкие самолеты-бомбардировщики пролетали через станицу часто, и все к этому привыкли. Летали они на большой высоте, и поэтому зенитчики огонь по ним не открывали. А в тот день к нашему мальчишескому восторгу они стали их обстреливать. Сначала нам показалось, что самолеты никак не отреагировали на обстрел и улетели по своему заданию. Но они вдруг появились на низкой высоте и стали бомбить зенитную батарею. При этом все бомбы, как потом выяснилось, упали не на расположение батареи, а на дорогу, где мы играли. Грохот взрывов, ударная волна и плотная завеса пыли от взрывов лишили нас возможности что-либо слышать, видеть и дышать. Но, как ни странно, никто их четырех пацанов серьезно не пострадал. Мы были оглушены и набили синяков при падении от взрывов. Хотя бомбежка наделала много беды. В саду, где стояли зенитчики, осколком была убита девушка, наша соседка, ранен солдат, повреждены дома. Так пришла ко мне настоящая война. От других бомбежек мы уже прятались в так называемом бомбоубежище, а фактически в землянке, вырытой под руководством моего деда Меркулова Григория Авраамовича, который воевал красногвардейцем всю гражданскую войну, был неоднократно ранен, в том числе тяжело, и теперь его опыт пригодился людям. С другим дедом — Макаренко Алексеем Федотовичем — мне никогда не довелось встречаться. Он, как помощник казачьего атамана станицы и середняк, был выслан на постоянное поселение в Сибирь. В ходе очередной бомбежки была разрушена железнодорожная станция и элеватор, где хранились большие запасы пшеницы. Зерно горело несколько дней, гарь и черный дым стояли над всей станицей. После этой бомбежки в станицу вошли немецкие части. Первые из них прошли длинной колонной с оркестром. Позже появилась техника. Вездесущие пацаны быстрее взрослых освоились в новой обстановке. Мы первыми сообщали о происходящих событиях. Порой мы поступали по-детски безрассудно, рискуя навлечь беду не только на себя, но и на близких. Так, на остановившейся в саду на ночь колонне с техникой я увидел фонарь «летучая мышь», который водитель бросил в кузов крытой машины. Дождавшись темноты, выждав момент, когда часовой отошел подальше, я «реквизировал» понравившийся мне фонарь. Дома был большой переполох. Но фонарь остался и позже много лет служил в хозяйстве.

Среди моих родственников военных моряков не было. Море было далеко. Родители и мои товарищи знали, что я хочу служить в военно-морском флоте и относились ко мне как к будущему моряку. Поэтому, когда мне родители пошили морскую форму, мне было тогда 13 лет, все восприняли это нормально, в школе тоже. Когда подошел год моего призыва в вооруженные силы, я без разрешения военкомата от МТС (машинно-тракторная станция), где я работал помощником комбайнера, уехал в командировку в Алтайский край на уборку урожая с целинных земель. Вернулся в ноябре 1954 года, дома переполох, меня ищет военкомат, чуть ли не как уклоняющегося от службы. Беспокойство и переживание родителей были вполне объяснимы, в те годы законы были суровыми и, главное, они исполнялись беспрекословно. Сравнивая с теперешним периодом, невольно удивляешься, низкой законопослушности и порядку в стране. Зато новых законов издается много. По прибытию с Алтая я представил в военкомат документы, подтверждающие мою командировку на уборку урожая на целине. После воспитательного процесса и медкомиссии я был включен в список дополнительно формировавшейся команды для отправки на Черноморский флот. Так я волею судьбы и военкома оказался моряком Черноморского флота. Родители и мои товарищи восприняли такой поворот как должное. Служба в военно-морском флоте была моим призванием, сейчас оглядываясь на пройденный жизненный путь, я снова убеждаюсь в правильности сделанного выбора. Служба на флоте дала мне возможность реализовать себя в жизни и способствовать укреплению обороноспособности нашей Советской страны.

Итак, военную службу я начал по призыву на Черноморском флоте. После четырех лет срочной службы в 1958 году я поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова, в г. Севастополе, начальником которого в то время был герой Советского Союза адмирал Ф.C.Октябрьский, бывший командующий Черноморским флотом в годы Великой отечественной войны. Он часто встречался с нами, курсантами, и делился своими впечатлениями о войне и в целом о службе. Забегая вперед, хочу сказать, что мне везло на встречи с интересными и известными людьми. Окончив в 1963 году училище по желанию был распределен на Северный флот, из-за отсутствия вакантных мест на ПЛ был назначен командиром батареи на строящейся СКР «Орел», экипаж которого формировался в г. Североморске, впоследствии корабль получил другое имя и затонул на Черноморском флоте от взрыва собственной ракеты. Но я стремился на создававшийся атомный подводный флот.

В годы Великой Отечественной Войны подводный флот показал себя грозной силой в борьбе с противником в океанах и морях. Каждый четвертый транспорт врага был уничтожен подводными лодками. Во второй мировой войне подводные лодки потопили транспортов и боевых кораблей больше, чем надводные корабли и боевая авиация вместе взятые. А ПЛ С-13 под командованием капитана 3-го ранга Маринеско А. И. за один только поход потопила лайнер «Вильгельм Густлав» и транспорт «Генерал Штайбен». Вот как об этом писал адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов в свих мемуарах «На флотах боевая тревога»: «За один только поход экипаж лодки под командованием капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско уничтожил 8000 гитлеровцев. Полноценная дивизия! Да еще какая дивизия! Отборные офицеры, первоклассные специалисты-подводники, эсесовцы, фашистские бонзы…». За мужество и героизм около шести тысяч подводников были награждены орденами и медалями, 25 подводников стали Героями Советского Союза. Александр Иванович Маринеско этого звания был удостоен 5 мая 1990 года. Проведенные исследования показали высокую эффективность подводных сил.

Учитывая опыт Великой Отечественной Войны для завоевания господства в морях и океанах, строительству современных подводных лодок ведущие страны придавали особое значение. После окончания второй мировой войны наши подводные лодки были преобразованы в род сил ВМФ. В 1952 году Иосиф Виссарионович Сталин поставил задачу министерству среднего машиностроения приступить к строительству атомных подводных лодок. В апреле 1957 года была спущена на воду первая атомная ПЛ «К-3», позже получившая название «Ленинский комсомол». Первым командиром подводного атомохода стал капитан 2-го ранга Осипенко Леонид Гаврилович, впоследствии Герой Советского Союза, начальник учебного центра ВМФ по подготовке экипажей для атомных ПЛ в городе Обнинске, контр-адмирал. В Великой Отечественной войне Леонид Гаврилович на подводных лодках участвовал в боевых действиях на Черноморском флоте, награжден орденом Боевого Красного Знамени. После войны был назначен командиром ПЛ «М-11» Тихоокеанского флота.

В этот период началось интенсивное строительство атомных ПЛ. В нашей стране этот процесс проходил при высоком энтузиазме подводников. Желающих служить на атомных подлодках было много, отбор кандидатов по всем параметрам был очень жестким. Создание атомных подводных лодок — это принципиально новая эра в развитии подводного флота. В ходе освоения вырабатывалась новая тактика и стратегия применения подводных атомоходов, приобретался опыт эксплуатации ядерных установок, в том числе, к сожалению, и в аварийных ситуациях, в результате которых появилась неизвестная до этого лучевая болезнь, от которой погибали люди. Наиболее тяжелые аварии произошли 4 июля 1961 года на атомной ПЛ «К-19» Северного флота из-за течи первого контура реактора. Лодка находилась в Атлантическом океане. От полученной большой дозы радиоактивного облучения погибли люди, ПЛ прозвали Хиросимой. На Тихоокеанском флоте 10 августа 1985 года в бухте Чажма при перегрузке ядерного топлива произошел тепловой взрыв ядерного реактора. Погибли все, кто производил перегрузку. Произошло радиоактивное заражение бухты и прилегающей территории. Были и катастрофы, в результате которых затонули атомные ПЛ «К-8», «К-219», «К-278», погибли подводники. Но мы в то время понимали, что у атомных подводных лодок большая перспектива в укреплении обороноспособности страны. Атомные подводные лодки стали основой боевой мощи советского флота. Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков в книге «Морская мощь государства» об этом пишет так: «Высокая энерговооруженность атомных подводных лодок позволяет им в течение длительного времени находиться в океанах, совершать дальние походы на больших скоростях хода, пребывая в немедленной готовности к нанесению ударов по противнику. Они могут сближаться с быстроходными надводными кораблями противника, длительно преследовать их, неоднократно атаковать, быстро переразвертываться с одного направления на другое и успешно уклоняться от вражеских противолодочных сил.

Мощные гидроакустические комплексы, которыми оснащаются атомные подводные лодки, обеспечивают высокий поисковый потенциал и, следовательно, значительные возможности в борьбе с вражескими подводными лодками.

Способность находиться в подводном положении практически в течение всей автономности, большая глубина погружения и плавание на малошумных ходах обеспечивают атомным подводным лодкам высокую скрытность действий. Таким образом, в атомных подводных лодках сконцентрированы все основные показатели, характеризующие мощь военно-морского флота: большая ударная сила, высокая мобильность и скрытность, способность вести боевые действия глобальных масштабов по уничтожению важных наземных объектов, подводных лодок и надводных кораблей противника. Поэтому в современных условиях атомные подводные лодки являются стратегическим средством наших Вооруженных Сил.

В настоящее время в мировом подводном кораблестроении определились два основных направления: создание подводных ракетоносцев и создание многоцелевых подводных лодок».

В начале 1964 г. мои настоятельные усилия увенчались успехом, я был назначен командиром группы БЧ-2 на строящуюся атомную ПЛ проекта 675 (ПЛАРК), имевшую на вооружении крылатые ракеты. После приема в состав сил ВМФ ПЛАРК перешла в Западную Лицу в свою дивизию. В этом соединении я прошел путь до старшего помощника командира ПЛАРК. Участвовал в трех боевых службах и Экваториальной экспедиции особого назначения (ЭЭОН) «Прилив».

В 1968 году, окончив высшие офицерские классы, служил в должности помощника и старшего помощника командира ПЛАРК. В 1971 г. был назначен командиром экипажа многоцелевой ПЛА проекта 671В. После обучения в учебном центре под Москвой и отработки в дивизии, экипаж перешел южным путем на Камчатку. В 1978 г. получил назначение на должность заместителя командира дивизии ПЛА, базировавшейся в Приморском крае. В начале 1980 года был назначен на должность заместителя командира оперативной эскадры, тоже в Приморье. На этой должности в 1984 году мне было присвоено звание «контр-адмирал».

В 1986 г. я получил назначение на должность помощника командующего Тихоокеанским флотом. С этой должности в 1991 г. уволился в запас, избрав постоянным местом жительства г. Владивосток.

Высшим достижением в своей службе я считаю должность командира атомной подводной лодки.

Все эти годы, навсегда оставив свой родной город Севастополь, рядом со мной была, помогала мне служить моя жена Валентина Павловна. Я бесконечно благодарен ей за это.

Она стойко переносила все невзгоды жены офицера-подводника, постоянные смены военных городков, спрятанных среди сопок, как правило, далеко удаленных от городов и гражданских поселений, преодолевала сложности с обустройством на новом месте, воспитывала детей. Все семейные заботы лежали на ее плечах.

Жены военных много сделали и делают для создания благоприятных условий в военной службе своим мужьям, жертвуя при этом своим социальным благополучием, работой, карьерой, здоровьем, но государство до сих пор по-настоящему не оценило их вклад в обороноспособность страны. Многие жены офицеров десятилетиями скитавшиеся со своими мужьями по закрытым гарнизонам зачастую не имели возможности устроиться на работу, но приходит время и им, по старости, государство назначает нищенскую пенсию. Это большая социальная и человеческая несправедливость.

Мои сыновья Юрий, Андрей, Игорь, племянники Анатолий и Константин тоже стали офицерами военно-морского флота, служили верой и правдой Советскому Союзу на атомных подводных лодках. С уничтожением СССР они уволились из развалившихся вооруженных сил.

Когда я начал писать воспоминания о службе, выяснилось, что у меня было немало конфликтных ситуаций с отдельными должностными лицами, что, естественно, не способствовало моей службе. Раньше об этом не думал. Задумываясь сегодня об этом, я прихожу к выводу, что в интересах дела занимать соглашательскую позицию, по-моему, было бы ошибочным. Об этом я буду писать все как было.

  • Карнавал / Гиль Артём
  • Правила лонгмоба / Путевые заметки - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Ульяна Гринь
  • В коде / Уна Ирина
  • Живая очередь / Чугунная лира / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • 42. E. Barret-Browning, грядущее моё / Elizabeth Barret Browning, "Сонеты с португальского" / Валентин Надеждин
  • Т / Азбука для автора / Зауэр Ирина
  • Маргарита / Тёмная вода / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • "Раскаяние" / Aprelskaya Diana
  • Нет никого, кто был бы счастлив вечно / В созвездии Пегаса / Михайлова Наталья
  • Бег по кругу / За чертой / Магура Цукерман
  • Пыль / Звезда и Колокол / Зауэр Ирина

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль