Стоит ли провести львиную долю своего короткого летнего отпуска, путешествуя по родным краям, или махнуть за границу, чтобы насладиться лаской иноземного солнца?! Однозначный ответ: никаких чужих стран не нужно, когда есть столько прекрасных мест здесь, рядом. И не поймешь, насколько богата история, насколько пышна природа и насколько интересна может быть поездка по просторам Родины, пока не соберешься и не отправишься в путь. Смело сдавайте путевки на иноземные курорты, забивайте рюкзаки самым необходимым и в путь! Обещаю, не пожалеете. Вот, к примеру, моя поездка в Алтайский край. Казалось бы, что может быть обыденнее?! А, не скажите! Короткий отпуск за три дня преподнес мне столько приключений и так обогатил мои познания в истории и культуре всего одной крохотной частицы России, что запомнился он мне надолго! Судите сами!
***
Прекрасно лето, отдых для души!
И дни, и ночи летом хороши!
Зеленым травам, солнечным лучам
Мы рады вновь. Их не хватало нам.
Не утомится тело от жары.
Купаемся и загораем мы.
Об этом стоит целый год мечтать.
Спеши, еще успеешь все застать…
В офисе загорается плохо. Поэтому, едва забрезжила возможность ринуться на природу, на воздух, на радость комариному братству, отбрасываем все дела в знаменитый долгий ящик и несемся на автовокзал за билетами.
Нас ждет Бийск![1]
Ехать от Новосибирска около шести часов на автобусе (на поезде около восьми). Выезд в 7:20 утра.
Для молодых и активных организмов это самое счастливое испытание. Томление дороги не страшит, а навевает радужные и романтические мечты.
Но кто сказал, что путешествие будет тривиальным?
Начинается все с опоздания моей спутницы.
Время 7:00… Я в волнении бухаю гигантских размеров сумку на уличную лавочку близ платформы на автовокзале, к которой вот-вот подойдет автобус. Нервно тереблю билеты. Моей подруги Насти нет.
Время 7:10. Объявляют посадку на автобус. К платформе подкатывает громадина, во чрево которой тут же кидается только что казавшийся сонным и медлительным народ. Звоню спутнице — она умудрилась найти пробку в семь утра и счастливо составляет компанию таким же удачникам, как и она сама.
Время 7:15. Пассажиры уже испытали все прелести погрузки в машину. Как и положено, поругались из-за мест и мешающегося в проходе багажа. Вздыхаю и плетусь в салон. Уговаривать водителя подождать пару минут опоздавшую напарницу.
Время 7:20. Водитель ворчит на меня, ни за что не соглашаясь ждать. Я упорно стою у него над душой, выглядывая свободный и наименее загрязненный участок пола, на который можно рухнуть на колени в торжественной молитве еще кааапельку задержаться. Ниц не понадобился; Настя наконец-то появляется у двери. Шумно выдыхаю, помогаю ей расположиться на сидении, устраиваюсь сама.
Цитирую про себя Гагарина…[2]
И поехали. Мягко покачиваясь, будто флиртующая дамочка, автобус проплыл мимо просыпающихся городских домов, распугивая зевающих за рулями автомобилей водителей и заставляя стыдливо прижиматься к остановочкам общественные ГАЗели и НЕФАЗы. Яркое солнце ласково стукнуло в окошко. Мы открыли плотные шторы и высунулись ему навстречу. Вот оно, начало долгожданного отпуска!
Упустим подробности наших скучных дел, как то чтение, шутливый треп и дремота. Это не интересно. Расслабленные и даже немного утомленные жарой, мы прибыли на станцию Тальменка. Остановка 15 минут. Здесь великолепное кафе с вкусной горячей едой и уютными столиками. Облизываясь, мы ломанулись за табуном пассажиров к еде. Завтрак на дороге! О, это же самая настоящая мечта! Можно сказать, в любом путешествии остановка и перекус — наиярчайший момент, который стоит запомнить. И как мы его запомнили!!!
То, как наш завтрак удался, стало либо следствием того, что нам приспичило сфотографироваться у выставленном в рекламных целях муляже автомобиля, либо того, что наши сотоварищи по путешествию оказались более ушлыми. Но к витрине с выставленными вкусностями почти домашнего приготовления мы пробирались в конце длинной очереди. Загрузив подносы аппетитными яствами, мы медленно, но уверенно пробирались к кассе. Нас периодически обходили какие-то знакомые друг друга и успевшие познакомиться в дороге. Так что появилось желание тоже с кем-нибудь познакомиться. С кем-то, кто стоял во главе очереди.
Приближаясь к кассе, я заметила колонку с самой лучшей надписью, мимо которой просто нереально пройти. «Настоящий кофе» — гордо виднелось на примотанной скотчем к эмалированной поверхности механизма бумажке. Я обязана была это попробовать…
Столик мы заняли в конце открытого зала, где находился милый водопад, лижущий прозрачную стену из голубого пластика. Манящие запахи едва не сводили с ума, так что к трапезе приступили, не успев донести свои тела до стульев.
И тут гудок. Переглянулись. Это что, наш автобус созывает всех, будто курочка-наседка заплутавших цыплят?! Не может быть! Пожали плечами и вернулись к приятному занятию — жеванию. И тут вновь сигнал. Оборачиваемся и видим: наша механическая «курочка» уже отчаливает от кафе…
Поминая водителя добрыми словами, мы вылетели из-за стола и поскакали к выходу. Я неслась, на ходу глотая «настоящий кофе» из пластикового стаканчика, спотыкаясь, проливая напиток на пол… В итоге мне пришлось выкинуть почти полную посудину в попавшуюся на пути урну. Самое обидное — этот горький, свежесваренный напиток и впрямь был самым чудесным кофе, который мне удалось пробовать. Или мне так показалось, ибо вкус я так и не успела разобрать.
Автобус мы догнали. Не бросили нас в Тальменке.[3] Так что ехали мы, утрясая плохо уложившийся в желудках наспех проглоченный завтрак, и испытывая острое желание окружить водителя, чтобы задать вопрос: «Вкусно ли ему было и успел ли насладиться пищей?» этот усатый тщедушный субъект.
Так или иначе, половину пути мы преодолели. А за окном раскинулись бескрайние поля. Будто нарядные невесты, торжественно замерли среди культурных насаждений гигантские ЛЭП[4] и переливались бриллиантами стеклянных изоляторов.
Трасса течет рекой под колесами нашего автобуса, притягивая взгляд, радует ровностью.
Хочу уделить особое внимание дорогам Алтайского края. Сразу видно, Алтай избавлен от одной из бед России. По меньшей мере, основные пути. Очень аккуратные поребрики, хороший асфальт, яркая разметка. И по всей дороге ремонтируются участки. Не ямочный ремонт, а именно полноценная укладка. Ехать по такой дороге — одно удовольствие!
Где-то в 85 километрах от города Бийска начались «горки». Появились соответствующие предупреждающие дорожные знаки, ограждения вдоль дороги. Это еще не полноценные горы, но весьма существенные холмы с плешивыми вершинами и щетиной соснового бора у подножий. Впечатляющее зрелище для жителя равнин и весьма захватывающий дух вид для тех, кто боится высоты[5] — дорога проходит по склонам горок, демонстрируя подъемы и обрывы по обочинам.
Еще час, и мы въезжаем в Бийск. Город как город: с высотными зданиями, сносно ухоженным парком, супермаркетами, автобусами, трамваями, такси и «зебрами», на которых никто не пропускает пешеходов.
Банки, супермаркеты и прочие атрибуты современного жилого комплекса прилагаются.
Вновь отвлекусь и уделю драгоценное внимание автомобилям жителей Бийска. По ходу короткой экскурсии выяснилось, что в городе очень много художников. Поэтому не удивительно, что многие «железные кони» расписаны самыми разнообразными картинами и узорами. Старые, разбитые «Жигули» щеголяют «татуировками» абстракции. На авто семейного класса чаще порхают бабочки, птички, распускаются замысловатые цветы. На шикарных иномарках скалят морды хищные звери и распахивают крылья орлы. Такую красоту не встретишь нигде; сразу видно, что люди Бийска тянутся к прекрасному.
Однако, путь на Бийске не закончился. Ехать нам предстояло на реку Неня. [6] Место, где расположился лагерь отдыхающих — цель нашего путешествия — находится примерно в 62 км от Бийска. Дорога не столь приятная, но очень живописная. Проходит через поля гречихи и кукурузы.
Вдали виднеются горы. Холмы и покатые склоны здесь так же присутствуют. Леса здесь имеются как смешанные — сосны соседствуют с березками, так и встречаются внушительные участки хвойного бора. Пожалуй, впервые я увидела масштабные посадки сосен. В таком боре действительно можно заблудиться.
Неня оказалась очень чистой рекой с проточной водой, кувшинками, камышом и лягушками. Лагерь расположился у самого берега. Дно песчаное, покрытое круглыми камушками, с водорослями и снующей туда-сюда мелкой рыбешкой. Вода теплая, мягкая, манящая.
Лагерь раскинулся на берегу. Здесь не просто отдыхают дикари. Традиционно сюда приезжают в течение 40 лет каждый год люди, когда-то нашедшие это место. Здесь собираются несколько поколений: основатели, их дети, их внуки и уже, надо полагать, у некоторых есть правнуки. Все, от мала до велика отдыхают здесь с удовольствием.
Место организовано славно. Имеется банька, сооружена столовая, выкопан погребок, под кустиками уютно примостились ямки-туалетики. И множество палаток.
Ежегодно устраивается открытие — представление с салютом и торжественным ужином, в котором участвуют все, от мала до велика. Не ошибусь, если скажу. что на это событие стараются попасть все, кто имеет отношение к этой компании, и народу собирается порядка сотни человек.
Здесь весело! Люди озорные, дружелюбные, очень доброжелательные. Рады гостям.
С порядком строго. Никаких непотребств. В столовой организовано дежурство: каждый должен принять участие в приготовлении пищи. Настоящая игра: завтрак (как правило, каши), обед (супы), ужин (плотные мясные блюда с гарниром), на которые всех созывают при помощи подручного гонга — а попросту колотят по кастрюле поварешкой.
Настя дежурила. Ее напарница — спасибо Склерозу: он стер ее имя из памяти((( — перешучивалась с ней.
Настя, измазавшись в муке: — Теперь я — Снежная баба.
Напарница: — Значит, я — Жирная баба, раз в жиру испачкалась.
Настя, сужая глаза: — Ах, так вы — Скользкая женщина?!
Отмечу одну достопримечательность: Серебристые тополя[7]. Очень красивые растения. Смотришь на них издалека, и будто в зимней сказке среди лета оказываешься.
Растение довольно редкое в наших краях. Можно сказать, даже экзотическое.
Вообще, природа Сибирского края — весьма разнообразна и особо нежна. Очень легкая, очень своеобразная. Темные леса граничат с полями, озера и старицы, реки и ручьи прокладывают путь через черноземные почвы. Деревни и городки вписываются в окружающий пейзаж как дополнение, а не как чужеродный предмет. Выбираешься за город, и все: вот он, край родной, тронутый человеком, но не потерявший своей душевности! Смотришь на него и диву даешься: и как такое великолепие мимо себя пропустить можно, да не заметить?
Три дня — это мало. На таком месте, да с такими людьми — это очень мало. Пролетели — не заметила. На свежем воздухе спится так сладко, как никогда не выспишься в душной каморке квартиры. А лягушечий хор по ночам — самая нежная колыбельная. Разве что маминой уступает.
Утро мое начиналось с водных процедур. Неописуемое блаженство войти по грудь в прозрачную воду. Дно видно до последней песчинки. Течение мягко массирует тело. А на ноги совершают атаку смелые мальки. Этакий Fish-пиллинг (идея — Настя).
Нет, все. Если когда-нибудь я вырасту и обзаведусь собственным Джакузи, я обязательно запущу туда рыб. Такого кайфа от купания, когда вокруг снуют эти забавные создания, я никогда не испытывала!
Загореть так же удалось. Вообще-то, банально заснуть на солнце. Очень уж погожие деньки выпали, и очень уж щедро было светило, от чего разморило неслабо, и я с удовольствием выспалась под лучами. Спала в шортах. Позже я обнаружила довольно экстравагантный загар — «чулки» покрасневшей шкурки. Сидеть стало несколько неудобно… Но так мило вышло!
Вечера проходили у костра. Песни под гармошку, песни под гитару. Веселые истории. И много-много позитива.
Уезжать было жалко. И кому было бы не жалко? Картины отдыха и веселья останутся в памяти надолго, и, уверена, будут еще согревать ледяными зимними вечерами.
С Неней (или Нененкой, как ее называют местные жители) прощаться было тяжело и не особо охота.
Так что я до сих пор улыбаюсь и благодарю подругу, что открыла мне это чудесное место!
И знаете, что?! Теперь не остановлюсь! Проснулась и во мне жажда путешествий и приключений. Таких вот, незамысловатых, недалеких, однако таких приятных моему сердцу.
Страшно подумать, сколько неизведанного таится поблизости, и как необдуманно мы игнорируем такие простые, но такие прекрасные вещи. Удивительное рядом: каждый городок хранит тайны истории, каждая дорога готова подарить незабываемые приключения, каждая поездка может оказаться неожиданным открытием.
Ценить и любить родные края — обязанность каждого. Интересоваться историей желательно любому уважающему себя человеку. А уж побывать в нескольких замечательных местах — должно быть мечтой, готовой к осуществлению. Ведь наша Родина богата: богата людьми, богата природой, богата прошлым и настоящим. И будет ошибкой упустить даже маленький шанс ознакомиться с этими сокровищами поближе.
[1] Бийск — второй по численности населения город Алтайского края. Крупный промышленный и научный центр на юге Сибири. Основан в 1709 году как крепость по указу Петра I. Бийск расположен в юго-восточной части Алтайского края на реке Бия, недалеко от её слияния с рекой Катунь. Расстояние от Новосибирска 356 км.
(Материал из Википедии)
[2] Имеется ввиду его легендарное «Поехали!» (прим.авт.)
[3] Тальме́нка — посёлок городского типа в Алтайском крае, административный центр Тальменского района, один из крупнейших посёлков городского типа в России, основана в 1721 году. Расположен на правом берегу реки Чумыш (приток Оби) в 84 км к северу от Барнаула. По западной окраине посёлка проходит федеральная автомобильная трасса М-52. В Тальменке расположена железнодорожная станция (Усть-Тальменская) на линии Новосибирск — Барнаул. (материал из Википедии).
[4] Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока. (материал из Википедии)
[5] Акрофо́бия — навязчивый страх высоты. (материал из Википедии)
[6] Неня — река в Алтайском крае России. Устье реки находится в 92 км по правому берегу реки Бии. Длина реки составляет 185 км, площадь водосборного бассейна — 2210 км².
[7] То́поль бе́лый, или Тополь серебри́стый (лат. Pópulus álba) — вид лиственных деревьев из рода Тополь (Populus) семейства Ивовые (Salicaceae). Растёт в поймах рек на плодородных и достаточно увлажнённых почвах, образуя леса, рощи или одиночными деревьями. Хорошо переносит длительное затопление, устойчив к небольшому засолению почвы. (материал из Википедии)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.