Сегодня налоговая система построена так, что основное налоговое бремя несет труд.
Это, во-первых, живой труд, результаты которого изымаются в форме:
— НДФЛ, налога на доходы физических лиц, уплачиваемого работником с получаемой зарплаты,
— сборов в пенсионный фонд и фонды социального страхования (ФСС, ФМС), уплачиваемых работодателем.
Во-вторых — прошлый труд, результаты которого изымаются в форме:
— НДФЛ (с дивидендов, премий, а также других доходов, связанных с реализацией результатов прошлого труда),
— налога на имущество, то есть овеществленного прошлого труда
— налога на прибыль корпораций, то есть налога, косвенно зависимого от прошлого труда (капитала).
И только незначительная часть налоговых поступлений образуется за счет потребления, в форме:
— НДС (по незначительной ставке около 20%, с массой льгот и льготных ставок, других лазеек, оговорок и исключений),
— акцизов,
— налоговых пошлин на некоторые импортируемые потребительские товары.
Так устроенная налоговая система ограничивает стремление людей и корпораций больше работать, потому что чем больше усилия, тем больше изъятие результатов этих усилий, а это ограничивает возможность расширенного воспроизводства — как человеческого капитала, так и корпораций.
В результате рациональное поведение и людей и корпораций — совершать лишь минимальные усилия, которые покрывают лишь самые текущие насущные потребности людей и бизнеса и тем самым минимизируют изъятие. Для людей труда — это уход в люмпен пролетариат, для бизнеса — это бегство капиталов, локаут трудящихся, другие формы свертывания предпринимательской активности.
Самую большую нагрузку, разрушающую конкурентосопособность труда, несут «социальные» налоги — ПФ, ФСС, ФМС, которые делают практически невозможной никакую созидательную деятельность, и тем самым открывают дорогу в страну разнообразному импорту, чаще некачественному и дешевому.
Такое положение, конечно, терпимо для стран с сырьевой экономикой, а Россия в результате в основном вынуждена жить экспортом нефти и газа.
Далее. При экспорте, по идее, часть налога НДС возмещается, и компенсируется это затем НДС, взимаемым при импорте, то есть все как будто сбалансировано.
Но на практике задолженность бюджета перед экспортерами позволяет использовать их как источник бесплатных кредитных ресурсов, а на деле ведет к дисбалансу экономики и коррупции в деле возврата экспортного НДС.
Предлагаю рассмотреть радикальное изменение налоговой системы государства.
Предложение — пока не для внедрения, а для обсуждения и моделирования, в том числе компьютерного.
1. Отменяем все налоги на живой труд, то есть все налоги и сборы с работника и работодателя, база которых — зарплата. Просто полностью отменяем НДФЛ, ПФ, ФСС, ФМС.
2. Отменяем полностью налог на прибыль корпораций. Оставим всю прибыль в распоряжении предприятия, дав ему возможность расширенного воспроизводства.
3. Отменяем все акцизы, все импортные и все экспортные пошлины.
4. Оцениваем величину выбывающих из-за отмены налогов доходов бюджета по п.п. 1-3. Прибавим к нему сумму собираемого НДС и запомним эту цифру как цифру валового дохода бюджета — его налоговую компоненту (займы, продажу госимущества, инфляционный суверенный доход не учитываем). Оцениваем валовый объем розничных покупок товаров, работ и услуг населением по всем статьям потребления. И вычисляем процент выбывших доходов бюджета в валовом объеме реализации товаров, работ, услуг населению внутри страны. То есть, вычисляем эффективную ставку нагрузки доходами бюджета валового потребления страны.
5. Устанавливаем новую ставку НДС: равной той, которая вычислена в п.4. Причем ставку НДС распространяем на все товары, работы и услуги без исключения для всех производителей и продавцов без исключения.
6. Отменяем документооборот по администрированию НДС в виде счетов-фактур, книг продаж и покупок, а также периодическую отчетность по НДС. Создаем единую национальную систему учета движения НДС. Каждый продавец с НДС получает свой аккаунт в системе, равный его ИНН, на котором в остатке — сумма его НДС приобретенного. Каждая продажа от этого продавца покупателю — плательщику НДС сопровождается передачей продавцом покупателю суммы НДС со своего аккаунта на аккаунт покупателя. Эта передача сопровождается атрибутами сделки купли-продажи и заменяет собой налоговую накладную по учету НДС. НДС платится от продавца покупателю из остатка на аккаунте продавца. При недостатке средств на аккаунте НДС продавец приобретает необходимую сумму НДС у налоговой инспекции. Только это событие представляет собой событие уплаты налога, и оно производится немедленно при каждой отгрузке с НДС от продавца к покупателю в момент отгрузки.
Именно эта покупка и образует единственный акт уплаты НДС в бюджет.
7. С целью уменьшения отвлечения оборотных средств предприятия в случае временного разрыва между реализацией товаров, работ и услуг и между поступлением выручки за них от покупателя, продавец имеет право на прямой эмиссионный кредит Центрального банка. Кредит направляется прямо в налоговую администрацию для покупки у налоговой администрации потребной суммы НДС и зачисления ее на аккаунт продавца. Срок кредита — до поступления выручки от реализации, например, 90 суток, без процентов. Для сельскохозяйственых производителей срок НДС кредита от Центробанка — сезон, или даже год. То есть сельскохозяйственный цикл.
Обеспечение кредита — уступка прав требований (факторинг) выручки в части НДС с покупателя.
Эти эмиссионные кредиты Центрального банка для пополнения НДС являются единственной возможной формой эмиссии национальной валюты государства.
8. Продажи покупателям — неплательщикам НДС (частным лицам) не сопровождаются движением по аккаунту НДС продавца. То есть розничный продавец как агент на своем аккаунте только накапливает НДС приобретенный.
Розничный торговец накапливает приобретенный НДС на своем аккаунте до истечения «срока годности» каждой составляющей суммы на аккаунте в соответствии с историей операций приобретения НДС. «Срок жизни» каждой суммы приобретенного НДС — например, один год с момента поступления. НДС с истекшим сроком пребывания на аккаунте списывается налоговой администрацией, которая возмещает продавцу, на его расчетный счет, некоторую долю списанного НДС. Например, 10%. Ставка возмещения подлежит изучению. Вероятно, возможна более ранняя реализация «ненужного более» НДС — уполномоченному банку на рыночных условиях с его погашением. Таким образов розничный продавец в высоко конкурентной среде может работать вообще без своей собственной наценки, продавая товары по цене приобретения, и его маржинальный доход — это только агентское вознаграждение за сданный государству «ненужный более» дебетовый НДС на его аккаунте. Иного пути использовать этот НДС у розничного продавца не будет, так как у него «нет товара для этого НДС», товар продан в розницу потребителям — не плательщикам НДС. Такое решение делает розничного продавца ревностным администратором НДС приобретенного и контролером полноты зачисления ему НДС на аккаунт от оптового звена. Причем неподкупным.
9. Экспортер освобождается от уплаты НДС полностью методом зачисления ему НДС на аккаунт на сумму НДС контракта, немедленно вместе с выпуском товара, работы или услуги за границу. Никаких больше действий, заявлений, откатов продавцу-экспортеру делать не нужно.
10. Импортер при ввозе уплачивает НДС со своего НДС аккаунта таможне. Приобрести НДС импортер может в налоговой или на открытом рынке (у экспортера, например).
11. Так рынок НДС на границе между экспортом и импортом обеспечивает частичное автоматическое регулирование ставки НДС. Покупка НДС на рынке у экспортеров при избыточном предложении НДС будет автоматически балансировать дисконт НДС на импорт-экспорте.
12. Вывоз капитала разрешается после уплаты налога на вывоз капитала в размере ставки НДС на вывозимую сумму.
13. Ввоз капитала поощряется зачислением НДС по ставке на сумму ввоза капитала. Тем самым ввезенный капитал обеспечивается НДС на исходную стоимость произведенной с помощью этого капитала продукции и новая продукционная стоимость облагается новым НДС только в размере добавления этой стоимости.
Таковы основные положения по обороту и администрированию НДС. Такой НДС заменяет и акцизы, и пошлины на экспорт и импорт.
14. НДФЛ делаем вторым основным налогом новой налоговой системы. Ставка НДФЛ устанавливается от 10 до 12.5% (надо выбрать), единой для всех получателей дохода, из всех источников. При этом пенсионеры получают пенсию, увеличенную на ставку НДФЛ, и тоже платят НДФЛ автоматически.
Уплата НДФЛ автоматически делает гражданина участником избирательного процесса. Неуплата НДФЛ исключает его участие в выборах. Уплата НДФЛ является единственным индикатором для расчета будущей пенсии гражданина. Предложения по реорганизации пенсионной системы рассмотрены в отдельной теме.
Подводя итоги: что меняет такая система налогов?
Если сегодня налоги платит труженик, то по новой системе — потребитель.
Сохранение массы доходов бюджета расчетом ставки НДС, компенсирующей выбытие налогов, обеспечивает гарантированный доход бюджета.
НДФЛ обеспечивает «подушку безопасности» и обеспечивает непосредственную причастность граждан к государственному управлению.
Поощряется увеличение трудовых и предпринимательских усилий, отсутствие изъятия результатов труда и предпринимательской активности стимулирует и труд, и бизнес.
Поощряется скромность в потреблении, точнее, неумеренное потребление облагается НДС по высокой ставке.
Поощряется экспорт результатов труда возмещением НДС.
Лимитируется инфляция ограничением эмиссии только для пополнения НДС.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.