ПСИХОЛОГИ — ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО
Эссе
1
На одном из античных храмов была надпись: «Познай самого себя!» Этот призыв остается актуальным и до наших дней. Психология — древнегреческое слово, означающее «знание (науку) о душе». Как гласит русская пословица «Душа человека — потемки». Увы! Это так остается и до сих пор. Более того, в новейшее время проблема психического здоровья усугубляется. Стала глобальной. Появились новые опасные тенденции: распространение массового психоза. Психические расстройства передаются как вирус, захватывая всё новые и новые массы людей. Возникли такие тревожные явления: как виртуальная зависимость, манипуляция массовым сознанием, зомбирование и программирование сознания. Во многом противоречива роль средств массовой информации. Компьютерные игры, фильмы со сценами насилия и всяческих извращений, разрушение нравственных устоев, традиционных ценностей — всё это реальность наших дней.
Настроения тревожности, неуверенности в завтрашнем дне распространяются как эпидемия. Многие пытаются обрести опору в каких-то тоталитарных сектах, экзотических учениях. В американском фильме «Джокер» главный герой — психически больной человек, который нуждается в серьезном лечении и наблюдении. Но психотерапевт, к которой он ходит на сеансы, уволен, а психологическая служба ликвидирована как обременительная для городского бюджета. Теперь он оказывается предоставленным только самому себе. Болезнь усугубляется. Это происходит в благополучной, как нас уверяют, Америке. Что же говорить про нашу страну, где подавляющее большинство населения никогда не обращалось за помощью к психотерапевту. Придите в больницу. Обычная картина: очереди к хирургу, терапевту, профильным врачам, на анализы. Возле дверей, за которыми ведет прием психотерапевт, ни души. Значит, никто не чувствует потребности в его услугах.
В школах, где сотни детей, нет психологической службы. Между тем немало детей, у которых чуть ли не с рождения какие-нибудь отклонения в психике. Учитель варится в собственном соку. Тех знаний психологии, которые ему дали в вузе, явно недостаточно. Многие просто демонстрируют дремучее невежество в знании (точнее, незнании) возрастной психологии. Поэтому наша педагогическая реальность зачастую конфликтна. Дети конфликтуют друг с другом, с преподавателями, родителями. На агрессию учеников учитель зачастую отвечает еще большей агрессией, тем самым усугубляя конфликт, доводя своих воспитанников до депрессивного состояния. Учитель загружен по макушку уроками, внеклассной работой, бесконечным написанием планов, программ, справок, отчетов. И если бы он даже захотел дойти до сокровенной сути душевных переживаний каждого ребенка, у него на это элементарно нет ни времени, ни сил. И он идет по самому простому пути, напролом, через диктат. «Делай так, как я тебе говорю! А иначе будешь наказан!»
2
Новые технологии выводят психологию и соответственно работу практикующих психологов на новый уровень. Психологи получают мощнейший инструмент познания человеческой души и воздействия на нее. Искусственный интеллект качественно изменяет психологическую науку и практику. На смену каменному топору приходит сложнейший инструмент.
Даже буйное воображение авторов фантастических произведений вряд ли сможет нарисовать те перспективы, которые в ближайшем будущем могут открыться перед психологической наукой. То, что недавно казалось «черной дырой», будет ярко освещено новым знанием и возможностями, которая дает стремительно эволюционирующая техника. Ученые приближаются к познанию тайн человеческого мозга, психики человека и смогут эффективно воздей2ствовать на нее, купирую и излечивая неврозы, которые до сих пор считались неизлечимыми. Конечно, научно-технические достижения должны служить на благо человека. Нравственный аспект, моральная ответственность — это то, чем должен руководствоваться каждый психотерапевт, врачеватель человеческих душ. Главный принцип «Не навреди!» никто и никогда не отменял.
Сейчас труд психотерапевта по-прежнему остается ручным, затратным, отнимающим много времени и сил. И зачастую результат оказывается малозаметным.
Путем долгих бесед с клиентом психотерапевт старается добраться до причин недуга, чтобы уже затем приступить к процедуре лечения, которая тоже длится довольно долго и не всегда дает положительный результат. Когда ему на помощь придут новейшие технологии, связанные с искусственным интеллектом, нейропрограммированием, время, затраченное им на пациента значительно, сократится, избавление от недуга станет более быстрым и полным. А значит, он сможет оказать помощь более большему количеству людей.
В хирургии, трансплантологии, лечении разного рода недугов медицина уже делает то, что еще недавно воспринималось как чудо. Новые методы быстро распространяются. Теперь очередь за психологией и психотерапией, которая во многом осталась еще на уровне прошлого века. Образно говоря, психотерапевт по-прежнему орудует лопатой, в то время как в других областях медицины используется экскаватор. Вызовы нашего времени требуют прорыва здесь. Кардинального, революционного, иначе психические неврозы и отклонения будут охватывать всё более широкие слои населения. После чего можно будет говорить, что медицина покончила с самыми опасными неврозами, как со страшными эпидемиями прошлых веков, которые выкашивали население целых городов и стран.
Несомненно, научно-техническая революция позволит человечеству решить многие проблемы. Но это возможно, если удастся найти эффективные методы борьбы с депрессией, психическими отклонениями, найти способы совершенствования и гармонизации человеческой личности. Пока мы от этого далеко.
3
Всё больше приходит понимание того, что никакой научно-технический прогресс не выведет человечество из тех тупиков и проблем, куда оно само себя загнало, если не произойдет совершенствование самой человеческой природы, если не удастся разрешить трудности и преодолеть те отклонения, которые разрушают человеческую личность.
Перед психологической наукой и практикой открываются широкие перспективы, огромный фронт работы. Я попытаюсь обозначить лишь некоторые из них.
— Психологическая служба должны вести человека от самого ее рождения: в больнице, в садике, школе, вузе, на работе, когда человек уходит на пенсию. Это не только наблюдение, но и профилактика отклонений, оказание необходимой психологической помощи. Конечно, это потребует огромного штата психологов разных направлений. В каждой организации, учреждении должна быть, если не служба, то психолог-специалист. При обнаружении невроза человеку должна быть оказана необходимая и срочная помощь, а при необходимости квалифицированное лечение. Карточки психологического наблюдения, разумеется, электронные, должны стать такой же реальностью, как и медицинские карты.
— Изучение психологии должно стать обязательным, начиная со школы. По всем специальностям, когда предстоит работа в коллективе, с людьми, должен изучаться курс психологии. Знание психологии должно стать обязательным так же, как родного языка и математики. Для всех руководителей и тех, кто работает с людьми, должны быть организованы психологические курсы. Если в советские времена у нас в стране во всех трудовых коллективах были обязательны политинформации, то сейчас должны стать обязательными короткие психологические тренинги и минуты психологической разрядки.
— Конечно, потребуется целая армия высококвалифицированных психологов. А значит, нужно создавать новые психологические факультеты, курсы, открывать новые вузы, где готовили бы таких специалистов. Профессия психолога должна стать массовой, психологические консультации и службы повсеместными. Почему бы назойливую шопинг-рекламу не разбавлять социальной рекламой, а именно психологической, когда телезрители могли бы пройти небольшой психологический тест, аутотренинг, психологическую разрядку?
Так что психолог — это профессия будущего. Она станет массовой, востребованной и очень престижной в обществе.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.