ОТКЛИК
на две главы «К тем Господам критикам, которые захотят принять ее на свой счет» и «К читателям» не вошедшие в каноническую редакцию “Детства” Л. Н. Толстого
Чувствуется из этих глав, что литературные критики, как сейчас бы сказали, «достали» великого писателя. В конце концов, он не сдержался и решил высказаться: всё, что он думает о литературной критике и какой бы он хотел ее видеть, чтобы она не озлобляла авторов, а приносила им пользу, помогала в их литературном труде. И Лев Николаевич высказывает очень важные мысли, которые не могут устареть.
Первое и, может быть, самое главное: литературная критика не должна быть направлена на личность автора. Нравится он вам или не нравится, но вы, литературный критик, пишите не портрет автора, вы пишите об его произведении. Так вот и занимайтесь произведением, его недостатками и достоинствами. А когда дело переходит на личность, это уже не критика, а пасквиль, которого достойный человек не должен допускать. Писателя очень коробит от обращения литературных критиков «мы». Выглядит это так, что этот отзыв коллективный, общественный. Но на самом деле это плод ума одного человека, его субъективного мнения. И вот это «мы» тоже звучит оскорбительно для автора.
Второе. Толстой разбирает разные виды критики% ироническая и серьезная. И та, и другая может быть «за» и «против». Но в литературной критике ирония недопустима. Если вы хотите шутить, смеяться и смешить своих читателей, тогда пишите анекдоты. И автор, и читатель хочет услышать серьезные ответственные слова о произведении. А если он хочет наслаждаться чьим-то остроумием, то обратится к разделу иронической прозы или юмористическим журналам. Поэтому всякие шутки, насмешки приберегите для жанров сатиры и юмора. А когда вы пишите критическую статью, будьте серьезны и ответственны.
Третье. Всякое литературное сочинение должно нравиться читателю. Если этого не происходит, то вы написали плохую ненужную вещь. Совершенным можно назвать то произведение, которое понравилось читателю, вызвало в нем массу положительных чувств, заставило его переживать, волноваться, а, может, даже и уронить слезу. И Толстой создает портрет своего читателя. Это не рационалист, не ученый сухарь, не насмешник, это человек чувственный., который способен волноваться, страдать, переживать.
Поэтому писатель должен писать из сердца, руководствоваться не рассудком, а чувствами, только тогда он способен вызвать ответные чувства у читателя, который будет сопереживать героям. Рассудочная беллетристика — это плохая беллетристика. И писателя нужно прежде всего оценивать потому, способен ли он вызвать чувственную реакцию своего читателя. И настоящий писатель должен постоянно контролировать себя, не допуская рассудочного подхода в описании своих героев и того, что с ними происходит.
И последнее. По мнению Толстого, личность автора — личность антипоэтическая. Даже в автобиографической трилогии он пишет прежде всего не о себе, но о своем художественном герое, поэтому избегает всяких параллелей со своей личной жизнью. Его герой — это художественный образ. Всякое философствование, ложная мудрёность только вредит художественному произведению.
Эти мысли Льва Николаевича должны стать уставом для тех людей, котрые решили стать литературными критиками.
ч
.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.