Непокоренная вершина / Хрипков Николай Иванович
 

Непокоренная вершина

0.00
 
Хрипков Николай Иванович
Непокоренная вершина
Обложка произведения 'Непокоренная вершина'
Непокоренные вершины
Юрий Алексеевич Гагарин

НЕПОКОРЕННАЯ ВЕРШИНА

Эссе

Шестидесятые годы прошлого века — время, которое назовут началом космической эпохи. Откроет ее полет первого человека в космос. Юрия Алексеевича Гагарина.

В стране эйфория. Скоро будет построено светлое будущее всего человечества — коммунизм и «на Марсе будут яблоки цвести», поскольку для советского человека нет ничего невозможного. Необычайный интерес к фантастике. Но ее мало. В книжных магазинах полки забиты брошюрами и книгами политиздата, даже с классикой облом. О приключенческой и современной литературе даже говорить нечего. Только повести, рассказы и стихи местных писателей. Школьники не могут достать программные произведения, которые им дают на летнее чтение.

Про фантастику и мечтать не приходится. Журнал «Молодая гвардия» с романом Ефремова зачитывается до дыр. Журнал проходит через сотни рук и выглядит неряшливо. В библиотеке можно взять классику жанра: романы Беляева, «Аэлиту» Толстого. Еще печатают фантастические рассказы в журнале «Техника — молодежи». Жюль Верн выглядит наивно и может заинтересовать разве что подростков. Ну, какие полеты на Луну на пушечном ядре или «Наутилус»?

А в начале шестидесятых годов выходит роман Станислава Лема «Солярис». Это была новая эра фантастики.

У нас великого писателя экранизирует великий режиссер Андрей Тарковский.

В школе у нас замечательный учитель Людмила Никитична Дудкина. Она ведет историю и литературу в старших классах. Часто в начале урока рассказывает о прочитанной книге или просмотренном фильме. Глаза ее за толстыми стеклами очков блестят. Она увлекается. Это передается нам, старшеклассникам. После ее рассказа хочется почитать и посмотреть.

В нашем клубе идет «Солярис», о котором мы уже слышали от нее. Она б ыла уверена, что это лучший фильм за последние годы.

Фильм необычный по стилистике. Те, кто ожидал легкой убойной фантастики, разочарованы. Супергероев, которые крошат всех налево и направо, здесь и в помине нет. Поодиночке выходили из зала. Людмила Никитична предупреждала, что фильм сложный для восприятия и требует такого же вдумчивого зрителя, как и читателя Достоевского. Это не легкая жвачка для глаз.

Но постепенно фильм обволакивает, затягивает. И уже стремишься не пропустить ни единого слова персонажей. Тогда еще не было понятия «саспиенс», классиком которого станет Стивен Кинг. Но оказывается этот жанр появился задолго до Кинга.

В «Солярисе» именно этот прием. Ты в постоянном напряжении, ожидании. Вот сейчас произойдет нечто ужасное, непонятное. Внутренне готовишься к этому. Оно же не происходит. Вообще творится что-то непонятное, необъяснимое.

Это была фантастика философская, которая расширяла границы мировоззрения. Ты понимал, что мир не такой, как он представляется тебе, что всё сложней.

Не знаю, знакомо ли было Лему учение Вернадского о ноосвфере? Но его роман был художественным воплощением того, что гениально предугадал наш великий ученый-философ.

Главное не в содержании, а в форме. Мы представляли разумных существ в виде гуманоидов, конечно, внешне никак не похожих на нас. Тут уж всё зависело от фантазии. В конце концов могли наделить разумом растения, животных, даже камни. И такие попытки были в научно-фантастических произведениях разных авторов. Тут же некая субстанция, разумный океан, который может принимать любой вид, который может быть везде и проникать куда угодно. Мы можем даже не ощущать этого, но он здесь, вокруг нас. Его не увидишь, не прикоснёшься к нему. А не с этого ли начинал Творец, когда создавал мироздание? Вспомним первые слова Библии.

«Вначале было Слово». И оно было везде. Лишь потом оно оформилось в виде разумных существ. Не эту ли первоначальную субстанцию представляет Станислав Лем в своем романе?

Те, кто прочитал роман Лема или посмотрел фильм, расставался с представлением о пучеглазых марсианах с рожками-антеннами, которые что-то там щебечут на своем птичьем языке. Всё иначе, всё не так. Всё скорее, как в «Солярисе», а не как в «Аэлите». Наивные представления о вселенной рассеивались, как утренний туман.

Сейчас торжествует коммерческая фантастика. Тон задает Голливуд. Супергерои, вооруженные лазерными мечами и квантовыми пушками, налево и направо крушат инопланетных монствров, каждый раз выигрывая битву за вселенную.

Это ярко, динамично, зрелищно. Но всё это из экранизации компьютерных игр, бесконечных стрелялок, которые ничего, кроме азарта не вызывают. Мировоззрение наше здесь ни при чем. Глубина, философия будущего ушла с великим фантастом Станиславом Лемом, которого смело можно назвать провидцем. Остается лишь надеяться на возвращение. Когда же на горизонте появится новый Станислав Лем?

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль