А Я ОСТАЮСЯ С ТОБОЮ
О постсоветской популярной музыке Новосибирска
Эссе
Французы еще со времен Бальзака и Стендаля едут покорять Париж. Правда, неудачно. За исключением д'Артаньяна. Но это уже из другой эпохи, когда ценились иные качества. «Праздник, который всегда с тобой» всё-таки уже для людей состоявшихся, которые сделали себе имя раньше и могли наслаждаться Парижем за счет прежних гонораров. И Тургенев, и Хемингуэй могли проводить здесь годы жизни, потому что у них за спиной был крепкий тыл: Россия или Америка, где их рукописям был рад любой издатель.
Российские претенденты на гениальность и славу выбирают, разумеется, столичные Петербург или Москву. Некрасов голодал и замерзал на чердаках, но в провинцию домой возвращаться не желал. Убеждение, что только в столице можно стать знаменитым, не умирает до сих пор. Никакие доводы убедить не могут. Это с другими, а с нами уж точно получится. Да и вряд ли что изменится в обозримой перспективе. Москва мощным магнитом притягивает всех амбициозных молодых людей.
Девочки и мальчики с амбициями устремляются в Москву, город мечты, где сказка становится реальностью.
Оказывается, что не только никто не рад их появлению, но и вообще не желает видеть их в упор и ни о каких талантах не желает слышать. Глухая каменная стена, о которую можно разбить голову.
Многие, разочарованные и озлобленные, возвращаются назад. Те же, кто остался, переходят в категорию, про которую говорят «понаехали», пополнив ряды гастарбайтеров.
Москва — центр культурной жизни, но считать, что это единственный трамплин к славе, не только ошибочно, но и вредно, поскольку меняет ориентиры для многих молодых людей.
Россия всегда была богата талантами. Да и многие московские знаменитости — выходцы из провинции. Немало провинциалов приобретали не только российскую славу, но и мировую. И по-прежнему оставались жить у себя на родине.
Новосибирск — не исключение. Недаром его называют культурной столицей Сибири. Здесь музыкальная жизнь не просто бьет ключом, но кипит. Говорят о новосибирской опере, новосибирском балете, новосибирской эстраде.
Музыкальные школы, творческие коллективы, академический театр оперы и балета, театр музыкальной комедии. Многочисленные вокалисты и группы создают музыкальный ландшафт Новосибирска. Немало новосибирцев перебрались в Москву. Пострадала ли от этого музыкальная жизнь Новосибирска. Ни в коем случае! Подобная постановка вопроса неправомерна. Даже когда талантливый человек уезжает, он оставляет учеников, свою школу, поклонников, его достижения подхватывают и развивают. Так что и нынешние москвичи оставили свой след в родном городе.
Расскажем только о некоторых наиболее ярких представителях постсоветской популярной музыки в Новосибирске. О них уже написано много. Это всего лишь попытка напомнить о них.
Это Янка Дягилева, «Калинов мост», Пелагея, Элджей и многие другие. Сейчас эти имена знает каждый любитель современной музыки. Новосибирск известен своими многожанровыми музыкантами. Фактически нет ни одного жанра, в котором бы они ни оставили заметный след. Многие группы и исполнители звучат (или звучали) на всю страну. Кто-то успешно гастролировал, кто-то выступал только на новосибирских подмостках. Назвать их провинциальными, региональными, а тем более местечковыми, язык как-то не поворачивается. Их музыка стала достоянием отечественной культуры.
Чем же они цепляют публику?
ЯНКА ДЯГИЛЕВА
Я́на (Я́нка) Станисла́вовна Дя́гилева (4 сентября 1966, Новосибирск — предположительно 9 мая 1991, Новосибирский район, Новосибирская область) — советская рок-певица, автор-исполнитель, участница панк-рок— групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Одна из самых ярких представительниц сибирского андеграунда конца 1980-х годов.
В самом центре Новосибирска по адресу Ядринцевская, 61 стоит маленький деревянный домик. Как гласит памятная табличка здесь жила поэт и музыкант Яна Дягилева.
Начала давать концерты, в основном квартирные, на которых исполняла свои песни под гитару. Дягилева быстро завоевала известность и уважение в советском рок-андеграунде, вышли в свет неавторизированные альбомы Янки.
При жизни Янка фактически не была замечена официальными средствами массовой информации. Она очень не любила давать интервью, отклонила предложение «Мелодии» о выпуске диска, видеоматериалов о Янке телевидение не снимало. Дягилева никогда не стремилась к популярности и не содействовала каким-либо образом «раскрутке» своего имени.
— Просто поговорить — пожалуйста. Но в газете не должно быть ни строчки.
— Но почему? Может быть, это не нужно вам, но нужно другим?
— Те, кому это нужно, и так разберутся, кто я и зачем
Погибла в мае 1991 года. Обстоятельства смерти до конца не выяснены. Официальный вывод следствия — утопление в результате несчастного случая.
Яна Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске в семье инженеров Станислава Ивановича и Галины Дементьевны Дягилевых. Окончила среднюю школу № 42 (ныне — Гимназия № 1) города Новосибирска, также училась один год в музыкальной школе по классу фортепиано, однако забросила обучение. После появилось желание научиться игре на гитаре. Осваивала гитару в кружке при клубе Жиркомбината. Точные науки не любила, проявляла склонность к гуманитарным, в частности к литературе; хорошо писала сочинения. Много читала, среди её любимых авторов были Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Андрей Платонов. Уже в школьные годы писала стихи (сохранились несколько стихотворений предположительно её авторства, переписанных школьной подругой; однако они довольно сильно отличаются от более позднего творчества и не исключено, что их откуда-то переписала сама Янка, пела и играла на гитаре, участвовала в школьной самодеятельности. В 1984 году поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Была членом ансамбля политической песни «АМИГО». На втором курсе бросила институт.
К 1985 году относятся первые дошедшие до нас стихотворения, авторство которых не вызывает сомнений.
В октябре 1986 года умерла от рака мать Яны.
Апрель 1987 года — знакомство с Егором Летовым.
Январь 1988 года — запись первого альбома «Не положено». 24 июня — первое выступление на большой сцене на панк-фестивале в Тюмени, запись бутлега «Деклассированным элементам».
В 1988-1990 годах Янка и «Гражданская оборона» путешествовали по стране. В Ленинграде они встретили Сергея Фирсова, который стал их директором в этот период. Первым выступлением в этом городе считается выдающийся концерт в театральном зале «Время» в Автово. Это мероприятие было первым концертом в Ленинграде для Янки и групп «Вопли Видоплясова», «Гражданская оборона», «Не ждали»; пятым участником концерта стал местный «АукцЫон».
Фирсов организовывал многочисленные концерты, киносъёмки этих концертов, квартирники, выступления на рок-фестивалях по всей стране.
Запись альбомов происходила в том числе и в Ленинграде, на квартире Фирсова («Продано!»). После Таллина и Ленинграда были концерты в Крыму, после которых они вернулись в Тюмень..
В ноябре 1990 года состоялись последние публичные выступления Янки, о которых есть информация: концерты в Иркутске и Ангарске, квартирник в Ленинграде, последняя концертная запись Янки была сделана 10 ноября в Иркутске. В феврале 1991 года планировались ещё несколько концертов в Иркутске, но о них не существует никаких достоверных сведений, неизвестно даже, состоялись они или нет. В конце февраля 1991 года в Новосибирске в общежитии НЭТИ Янка записывает свои последние песни: «Выше ноги от земли», «На дороге пятак», «Про чёртиков» и «Придёт вода».
Смерть Янки
Около 19 часов 9 мая 1991 года (этот день принят в качестве официальной даты её смерти) Яна ушла со своей дачи под Новосибирском, где она находилась со своей семьёй, и не вернулась; поиски в близлежащем лесу были безуспешными. По неподтверждённой информации, некоторые близкие друзья Янки 10 мая получили от неё открытку. Приблизительный её текст: «Пускай у тебя всё будет хорошо. Я тебя очень люблю. Дай Бог избежать тебе всех неприятностей». 17 мая её тело было найдено рыбаком в реке Иня возле станции Издревая (по другим данным — возле станции Инская). 19 мая Янка была похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище. На похоронах собралось более тысячи человек. После похорон Летов зашёл в дом Янки и изъял все её письма, черновики и другие бумаги, в настоящее время находящиеся у его вдовы Натальи Чумаковой..
Могила Янки на Заельцовском кладбище Новосибирска
Точные время, место и обстоятельства смерти Яны Дягилевой до сих пор неизвестны. По некоторым предположениям, утонула она вблизи остановочной платформы Новородниковый (около 40 километров вверх по течению от места обнаружения тела).
После смерти Янки появилось много различных версий происшедшего. Следствием так и не было окончательно установлено, был ли это несчастный случай или самоубийство. Официальные органы приняли версию об утоплении в результате несчастного случая, согласно данным судмедэкспертизы на теле не было обнаружено никаких насильственных повреждений.
Сторонники версии о самоубийстве высказывали различные предположения о возможных мотивах. Известно, что зимой-весной 1991 года Янка страдала от депрессии, усилившейся после очередного приезда Летова. Незадолго до смерти Яны, 23 апреля, из-за халатности врачей погиб её сводный брат (сын второй жены С. Дягилева) Сергей Шураков. Егор Летов несколько раз заявлял о существовании предсмертной записки, в которой Янка объясняла причины своего самоубийства, однако в конце концов признался, что это был его вымысел и никакой записки не существовало.
Существует версия и об убийстве: в частности, Егор Летов и Вадим Кузьмин (лидер группы «Чёрный Лукич») в своих интервью не исключали такую возможность. Согласно этой версии, затылок Янки был проломлен, а в лёгких не было воды (что является признаком того, что смерть наступила ещё до попадания в воду). Документально эти сведения не подтверждены; сторонники данной версии объясняют это нежеланием милиции браться за расследование убийства. По предположению Летова, убийцами были пьяные хулиганы, с которыми случайно встретилась Янка. Некоторые её друзья подозревают конкретного человека, одного из её знакомых.
Оценки творчества
Первые газетные заметки об Янке Дягилеве появились уже после ее гибели. При жизни к СМИ она относилась равнодушна, ибо была уверена, что о творце говорят не газетные и журнальные статьи, а само творчество.
В фильме «Здорово и вечно» Олег Судаков высказывался:
«Тюмень, 88-й или 89-й год. Янка поёт песни, у неё они просто врезаются, такие эпизоды, «я там стервенею с каждой норковой шапкой». На краю сцены сидят пять или шесть девчонок, тогда ещё, по-моему, ангорской этой «шерсти», такие мохнатые пуловеры были, вот, там короткие юбки, естественно там с иголочки. И стоит Янка. Она как бы всё это поёт, и все, допустим, другие, как бы из другой оперы люди, понимают, что, вообще-то говоря, так нельзя. Вести себя девушке такой. С другой стороны, такая она немножко плотная была, такой медвежонок… Но говорит о том, о чём они боятся себе признаваться. И в этот момент они просто плакали. Я несколько слёз как бы заметил у девиц. Они понимают, что никогда не смогут быть такими. То есть, вот такой не в смысле на сцене, а в смысле вот так видеть мир. Очень хочется быть такой. Но ты такой никогда не будешь. Но ужасно здорово, что она хотя бы это показала и они это восприняли в эту секунду.
Дискография
Имущественные авторские права на все произведения Янки в настоящее время принадлежат её подруге Анне Волковой (в 1990-е годы была замужем за Егором Летовым), которой их после смерти дочери передал С. И. Дягилев.
Альбомы и сборники
Прижизненные альбомы и бутлеги
Стихотворение «Как жить» на альбоме ГО Тоталитаризм, песня «Печаль моя светла» на альбоме «Некрофилия», песни «Берегись!» и «Особый резон» на сборнике «Инструкция по обороне»
«Мы по колено» • «Только дождь вселенский» • «Стаи летят» • «Декорации» • «Особый резон» • «Берегись!» • «Я оставляю ещё полкоролевства» • «На чёрный день» • «Печаль моя светла» • «Медведь выходит» • «Деклассированным элементам — 1» • «Деклассированным элементам — 2»
«Деклассированным элементам». «Мы по колено» • «На чёрный день» • «Я стервенею» • «Декорации» • «Особый резон» • «По трамвайным рельсам» • «От большого ума» (записана не полностью) • «Берегись!» • «Рижская» • «Деклассированным элементам» • «Печаль моя светла» • «Стаи летят»
Запись с группой «Закрытое предприятие». «Берегись!» • «От большого ума» • «Деклассированным элементам»
1989, январь «Продано!». «На чёрный день» • «Мы по колено» • «Декорации» • «Особый резон» • «Полкоролевства» • «Берегись!» • «Медведь выходит» • «Печаль моя светла» • «Я стервенею» • «Рижская» • «От большого ума» • «По трамвайным рельсам» • «Reggae» • «Стаи летят» • «Гори, гори ясно!» • «Домой» • «Крестом и нулём» • «Продано» • «Деклассированным элементам»
1989, лето-осень
32:21
«По трамвайным рельсам» • «От большого ума» • «Медведь выходит» • «Декорации» • «Мы по колено» • «Берегись!» • «Гори, гори ясно!» • «Рижская» • «Чужой дом» • «Ангедония»
1989, лето-осень
33:22
«На чёрный день» • «Особый резон» • «Деклассированным элементам» • «Полкоролевства» • «Я стервенею» • «Крестом и нулём» • «Reggae» • «Рижская» • «Продано» • «Домой»
1990, январь
50:00
«Белый свет» • «Нюркина песня» • «Сад» • «Ничего не вижу» • «Хроника пикирующего бомбардировщика»
1991, февраль
20:00
«Выше ноги от земли» • «На дороге пятак» • «Про чёртиков» • «Придёт вода»
Посмертные альбомы и сборники
- 1991 год — «Стыд и срам» (32:00) (4 последние песни и 3 ранее не вошедшие ни в один из альбомов были обработаны «Гражданской обороной» под руководством Егора Летова)
- 1992 год — «Не положено» (38:00), LP
- 1992 год — «Я оставляю ещё полкоролевства» (45:00)
- 1992 год — «Столетний дождь» (90:00)
Концертные записи
- 1987 год, 9 декабря — домашняя запись Юли Шерстобитовой в квартире Манагера, Омск (13 минут)
- 1988 год, июнь — Янка и «Великие Октябри» на Тюменском фестивале альтернативной и леворадикальной музыки (20 минут)
- 1988 год, 1 августа — Янка и «Великие Октябри». Концерт в Кургане (25 минут)
- 1989 год, 28 января — Концерт в МАМИ, Янка и «ГО» (40 минут)
- 1989 год, февраль — «Красногвардейская» (47 минут)
- 1989 год, февраль — «Акустика» (40 минут, то же самое, что и «Красногвардейская», но вырезаны разговоры, нет бонус-треков)
- 1989 год, 19 февраля — Концерт с «ГО» в ДК МЭИ (40 минут)
- 1989 год, 20 февраля — Концерт памяти А. Башлачёва в ДК Пищевиков (Ленинград, 15 минут)
- 1989 год, 28 февраля — Янка в Харькове (28 минут)
- 1989 год, апрель — Концерт в Иркутске (45 минут)
- 1989 год, апрель — Концерт в зале «Время» (Ленинград, 15 минут)
- 1989 год, 3 июня — Концерт памяти Дмитрия Селиванова (8 минут)
- 1989 год, 23 июня — «Сашка, Янка, Коча» (квартирник у Чернецкого) (90 минут)
- 1989 год, 2 сентября — Янка и «Великие Октябри». Выступление в ДК «Железнодорожник», Тюмень (30 минут)
- 1989 год, осень — Концерт в Барнауле (45 минут)
- 1990 год, 13 января — фестиваль «Рок-Акустика» (Череповец, ДК Строителей, 30 минут)
- 1990 год, 17 февраля — Концерт с «ГО» в ДК МЭИ (48 минут)
- 1990 год, 20 февраля — Мемориал Александра Башлачёва (Ленинград, БКЗ «Октябрьский») (13 минут)
- 1990 год, апрель — Концерт в Киеве (41 минута)
- 1990 год — Квартирник с Летовым в Москве (30 минут)
- 1990 год, 13 октября — Концерт на фестивале «Рок-Азия» (32 минуты)
- 1990 год, октябрь — Концерт в Иркутске (60 минут)
Переиздания 2007 года
24 апреля 2009 года издательством «Выргород» были выпущены переиздания альбомов Янки, подготовленные Егором Летовым и Натальей Чумаковой летом 2007 года. Все диски дополнены бонусами. В переизданиях собраны фактически все архивные студийные и некоторые редкие концертные записи Янки.
- «Домой!» (Выргород 052)
- «Ангедония» (Выргород 053)
- «Стыд и срам» (Выргород 055)
- «Последняя акустика» (Выргород 054)
Видеозаписи
Видеокассета «Янка» — «Manchester Files» (VIDEO MAN 010), 1999 (в 2007 выпущена на DVD «По трамвайным рельсам», DVDMAN 003-07). Содержит следующие материалы:
- Концерт на фестивале «Рок-акустика», Череповец, 1990
- Выступление на мемориале памяти А. Башлачёва, Ленинград, 1990
- Выступление на концерте памяти Д. Селиванова, Новосибирск, 1989
- Выступление совместно с Ником Рок-н-Роллом на «Рок-акустике», Череповец, 1990
Также существует двухминутный немой фрагмент концерта в ДК МЭИ 17 февраля 1990.
Участие в других проектах
- «Гражданская оборона»
- «Девичья фамилия»
- «Инструкция по выживанию»
- «Калинов мост»
- «Коммунизм»
- Ник Рок-н-ролл
- «Великие Октябри» (название было придумано самой Янкой в спешке, и казалось потом не вполне удачным)
- «Закрытое предприятие»
Память
- По словам брата Егора Летова, песня «Гражданской обороны» «Офелия» посвящена уходу из жизни Янки.
- В творчестве группы «Умка и Броневичок» есть песня «Умерла так умерла», посвященная Янке.
- В творчестве барнаульской панк-рок группы «Тёплая трасса» есть песня «Коридор», посвященная Янке (заканчивается строчкой «Ты прости меня, Янка»). Автор стихов — Вадим Макашенец (Депа Побоков). Песня впервые вышла на альбоме «Меня мало убить» в 1991 году.
- В 2011 году при участии Станислава Дягилева, отца Янки, в Новосибирске был организован большой концерт в честь 45-летней годовщины со дня её рождения.
- В июне 2013 года мэрия Новосибирска отказала инициативной группе горожан в установке мемориальной доски на частном доме по адресу Ядринцевская, 61, где Янка Дягилева прожила всю жизнь. Инициативная группа собрала достаточные средства для изготовления, установки и содержания доски, были получены согласие владельцев и жильцов дома, а также ряд писем поддержки. Против установки также выступил ректор местной консерватории Константин Курленя. По его словам, если бы певица была жива, то в ответ на предложение об установке доски «послала бы всех нахрен». Однако уже в январе 2014 года решение городских властей было пересмотрено, и городская комиссия по присвоению наименований одобрила установку мемориальной доски. 31 мая 2014 года мемориальная доска была установлена. В 2017 году начата кампания по сохранению дома, с целью сделать в нём музей сибирского панка. Однако в апреле 2019 года появились сообщения, что дом в Новосибирске, где в детстве жила Янка Дягилева, может быть снесён.
- В 2014 году вышел документальный фильм о ранних годах «Гражданской обороны» — «Здорово и вечно», часть фильма посвящена Янке.
- В этом же 2014 году вышел фильм Владимира Козлова «Следы на снегу» о сибирском панке, где также часть фильма посвящена Янке.
Кавер-версии
- В 1998 году группа «Пилот» записала кавер-версию песни «На чёрный день» для альбома «Жывой Концерррт». Песня представлена на альбоме под названием «Сюрприз».
- В 2001 году певица Юта записала свою кавер-версию песни «От большого ума» для альбома «Легко и даже изящно».
- В 2007 году американская певица родом из Харькова Алина Симон записала трибьют-альбом, полностью состоящий из кавер-версий песен Янки Дягилевой, который вышел в 2008 году под названием «Everyone is Crying Out to Me Beware».
- В 2007 году «Нюркину песню» Янки Дягилевой записала и исполняет на концертах известная российская фолк-певица Пелагея Ханова (группа «Пелагея»).
- «Нюркина песня» была написана Янкой Дягилевой для её ближайшей подруги Анны Волковой. В 2009 году Анна Волкова совместно с Александром Владыкиным записала её для альбома «Нюркина песня».
- 4 июля 2013 года в Манчестере в рамках Манчестерского международного фестиваля бристольская трип-хоп-группа Massive Attack вместе с вокалисткой группы Cocteau Twins Элизабет Фрейзер исполнили на русском языке кавер-версию песни Янки Дягилевой «Печаль моя светла».
- 20 ноября 2014 года состоялся net-релиз трибьюта Янке Дягилевой «По ветру в вечность (electronic tribute)». Участники — российские электронные музыканты. 11 треков, 55 минут. Electronic, IDM, industrial, experimental.
Существует ряд песен, приписываемых Янке. Например, песня «Дети» (реальный автор Елена Свирипа), песня «Враг» (Кошка Сашка), «Хочу к тебе» (Ксения Солдатова), «Протест» (кстовская группа Патология), «Прыгай вниз» (исполнитель Олеся Дицель, автор, предположительно, Олеся Троянская), песня «Этот город» (Ольга Тишина) и песня «Чудовица» (Ольга Козлова).
Литература
- Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке. — М.: АСТ: Астрель: Харвест, 2009. — С. 551-553. — ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). — ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). — ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).
- Егор Летов, Яна Дягилева, Константин Рябинов. Русское поле экспериментов. — М.: ТОО «Дюна», 1994. — ISBN 5-87787-004-1.
- Янка Дягилева. Придёт вода / Е. Борисова, Я. Соколов (составители). — Троицк, Московской обл.: ООО «Лист Нью», 1998. — ISBN 5-87109-063-X.
- Янка (Сборник материалов) / Е. Борисова, Я. Соколов (авторы-составители). — СПб: ЛНПП «Облик», 2001. — ISBN 5-85976-223-3— 2.
- Янка (Дягилева Я.). Стихи. — СПб.: Летний сад, 2003. — ISBN 5-94381-113-3.
- Янка Дягилева. Стихи и тексты / Яков Соколов (составитель), 2003
- Янка (Дягилева Я.). 30 песен. — М.: «Антао», 2002. — ISBN 5-94037-016-0.
Искусствоведческие статьи
- Афанасьев А. С. Взаимодействие национального и советского дискурсов в творчестве Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2016. — № 16. — С. 159-167.
- Багичева В. В. Концепт «жизнь» в творчестве Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2008. — № 10. — С. 138-144.
- Багичева В.В., Багичева Н.В. Концепт «Смерть» в творчестве Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2007. — № 9. — С. 54-68.
- Багичева В. В. Перцептивные смыслы концепта «Жизнь» в творчестве рок-поэтессы Янки Дягилевой // Лингвокультурология. — 2008. — № 2. — С. 16-23.
- Клюева Н. Н. Метрико-ритмическая организация песенной поэзии Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2008. — № 10. — С. 145-152.
- А.С. Мутина. «Выше ноги от земли», или ближе к себе (о некоторых особенностях фольклоризма в творчестве Янки Дягилевой) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2000. — № 4. — С. 187-190.
- Мюллер М. К. Отказ от классического тропа в песенной лирике Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2016. — № 16. — С. 168-176.
- Мюллер М. К. Принцип монтажа в песенной лирике Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2014. — № 15. — С. 231-242.
- Мюллер М. К. «Только сказочка хуёвая… »: потеря детства как Центральный мотив в текстах Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2017. — № 17. — С. 136-144.
- Пауэр К. Ю. Урбанистический пейзаж в поэзии Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2017. — № 17. — С. 145-150.
Ссылки
- Биография, песни, стихи, фотографии, рисунки на сайте yanka.lenin.ru
- Дягилева, Янка в библиотеке Максима Мошкова
- Янка Дягилева (англ.) на сайте MusicBrainz
- ru_yanka — сообщество ЖЖ, посвящённое Янке
- «Янка, гоу хоум»: нужно ли устанавливать в Новосибирске мемориальную доску Янке Дягилевой Сиб.фм, 2013
- Дневник Янки Дягилевой на LiveInternet
- Янка всегда шла своей дорогой Комсомольская правда-Новосибирск, 5 сентября 2006
- О Янке Дягилевой сняли фильм Комсомольская правда, 4 января 2008
- двухминутный фрагмент концерта в ДК МЭИ 17 февраля 1990
- Расследования Рен-ТВ в программе «Чрезвычайные истории» «Вундеркинды — Яна Дягилева» часть1 и часть2
- Музыка Янки Дягилевой
- Придёт вода — публикации в прессе о Янке, воспоминания друзей и знакомых, некоторое количество фотографий, дискография Янки.
- Программа о Янке Дягилевой из цикла «Священные монстры», выходящего на радио 105,5. Южно-Сахалинск.
- Профиль Янки Дягилевой на Last.fm
- Открытие мемориальной доски памяти Янки Дягилевой в Новосибирске 31 мая 2014 года http://livebloger.ru/photo-novosibirsk-novosib/memorialnaya-doska-yanke-v-novosibirske.html
Фолк не был изобретением конца прошлого века. Он уже существовал до этого несколько десятилетий. Даже если не иметь в виду всевозможных коллективов народной песни. В шестидесятые годы прошлого века некоторые музыкальные коллективы стали экспериментировать с народной песней, ставя задачей вдохнуть в них новую жизнь. В исполнении ВИА знакомая народная песня приобретала новое звучание и новую жизнь. Сразу же у подобных коллективов появились поклонники и те, кто оправдывал подобные эксперименты.
У нового направления были поклонники, в прочем, и критиков его нашлось немало. Что вполне естественно. Народная культура рассматривалась как незыблемый фундамент. Всё-таки это во многом был механистический подход, зачастую не более, чем новая аранжировка.
Ценители народной музыки рассматривали это чуть ли не как покушение на народные истоки, стремление обэстрадить народную песню, что может убить ее, сделать профанацией.
К концу прошлого века появляются группы и исполнители, для которых характерен содержательный, концептуальный подход к народной песне. Прежде всего их интересует мировоззренческая сторона. Они стремятся передать дух, мировоззрение народного самосознания. У некоторых сильнее стилизация, другим это менее интересно.
Обращались к той эпохи, которая была близка по духу. Для кого-то это был городской романс, для других более ранние периоды, вплоть до языческой Руси. Творчество этих музыкантов была насыщена мифологией. В оркестр вводили самые экзотические инструменты.
Самой заметной не только в Новосибирске, но и в стране стала группа «Калинов мост».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.