А.Посохов "Москва - Сочи" / Посохов Александр
 

А.Посохов "Москва - Сочи"

0.00
 
Посохов Александр
А.Посохов "Москва - Сочи"
А.Посохов "Москва - Сочи"

Александр Посохов

 

 

МОСКВА — СОЧИ

 

 

Ну, кто ж о них не знает — два самых популярных города у нас. Нижеследующие статьи, в которых автор делится с читателями своей подчёркнуто индивидуальной позицией в отношении этих городов, были опубликованы несколько лет назад. И не было бы особого смысла повторять их публикацию, если бы не время. Оно удивительным образом преобразило восприятие высказанных мнений и оценок, что-то так, что-то уже не так. И вместе с тем доказало их актуальность. Автор надеется, что именно с учётом минувшего и, возможно, будущего времени, читатели снова ознакомятся с этими статьями.

 

 

И СНОВА О МОСКВЕ

 

Ох уж эта Москва! Судя по официальным восторженным разговорам о ней, так вроде ещё немного и она станет столицей мира. Так-то оно, может, и так. Да вот вопрос, а нормально жить в ней сейчас можно? Просто выжить — это главная задача, которую приходится решать любому человеку на Земле. Она диктует естественное стремление иметь нормальное жилище и нормальное питание. И при чём здесь тогда современная Москва? Бывать в ней стоит, наверно, кому-то она необходима для работы, кому-то для реализации своих творческих планов. А жить-то в ней такой постоянно, изо дня в день, зачем? Социальные и бытовые изменения, произошедшие за последние десятилетия, таковы, что выживание обычного человека перестало зависеть от большого скопления людей в одном месте. И само это скопление обусловлено уже в нынешних условиях ничем иным, как алчными интересами узкого круга влиятельных персон. Люди чувствуют это, но полностью избавиться от непомерных амбиций, старых мифов и пагубной зависти не могут. Ещё сложнее согласиться с тем, что нормальное жилище и нормальное питание — это и есть самое важное. Понятно, что норма — категория растяжимая. Но столичные новостройки, которые реально выглядят как гетто, и качество продаваемых в сетевых магазинах продуктов питания никаким нормам жизни не соответствуют. Недавно прочитал в Интернете материал под заголовком «Бегство из Москвы уже начинается», в котором известный социолог на основании соответствующих исследований и наблюдений утверждает, в частности, следующее: всё более проявляются признаки оттока населения из столицы; помимо проблем с пробками, экологией и преступностью москвичей напрягает сам ритм жизни в мегаполисе, то есть невероятная перегруженность процедурами и действиями, которые никак не сообщаются с главными целями жизни; людей вообще и даже тех, у кого есть деньги, раздражает транспортный коллапс, скученность города, перемешанность в нём совершенно разных слоёв населения, отсутствие культурного микроклимата в конкретных местах проживания, ослабевающие связи с историей города и исторической памятью; Москва превращается в зону транзита, в ней все словно «временные» и никто не постоянный, что создает дискомфорт… Прочитал это и вспомнил, что и сам я почти три года назад написал о Москве нечто похожее. Но не как специалист, конечно. Актуальная, оказывается, тема. Поэтому я и решил снова опубликовать нижеследующую статью из своего сборника «Они и мы».

 

22.11.2021 г.

 

Москва и мы

 

Вот что писала поэтесса Марина Цветаева 20 февраля 1940 года: «Я редко бываю в Москве, возможно реже: ледяной ад поездов, и катящиеся лестницы, и путаница трамваев… И первое желание, попав в Москву — выбраться из нее». Где-то ещё прочёл на днях чьи-то грустные слова о том, что от «поленовского» московского дворика ничего не осталось. А вот название статьи в интернете от 29 ноября 2017 года: «Запихнули в Москву полстраны и довели ее до транспортного коллапса». В другой статье читаю о Москве: «Такой мегаполис — это нонсенс, это город азиатского типа. Он перенаселен. И пробки являются лишь следствием этой проблемы». То есть не я один готов иногда в сердцах поохать и поругать нашу столицу.

 

Я в Париже не бывал,

Не был даже в Пензе.

МКАД — не круг и не овал,

МКАД — столичный вензель.

 

А вообще про Москву столько всего хорошего сказано, написано, спето, что ещё раз пропеть ей дифирамбы не имеет никакого смысла и ничего не добавит. То, что Москва — лучший город Земли, вроде как все знают. И я не собираюсь опровергать это. Русский человек по определению не может не любить Москву. Однако из лучшего сделать худшее — проще простого, такой риск всегда есть. Но чтобы он не оправдывался эпизодически, надо решительно и вовремя избавляться от всего плохого и неправильного. Ворчливое указание на проблемы и недостатки, нежелание мириться с тем плохим, что можно исправить, далеко не всегда означают отсутствие любви к своей стране и к городу, в котором живёшь. Скорее, наоборот.

 

Не без грязи, но живут

Сызрань, Жиздра и Сургут,

Братск, Урюпинск, Бугульма.

А Москва сошла с ума.

 

Именно ощущение некоего урбанистического и бытового сумасшествия всё чаще остаётся у посещающих Москву или вынужденных жить в ней в последние годы. Подъезжаем издалека на поезде к Казанскому вокзалу, женщина немного старше средних лет, попутчица, жалуется: если бы не дочь и внук, ни за что не поехала бы. В прошлом году, говорит, тоже приезжала помочь, так заболела и чуть умом не тронулась от ужаса: всюду толкотня, народу полно, машин полно, погулять рядом с домом негде, шум, загазованность, дышать нечем, в метро не протолкнуться, ребёнка без присмотра на улицу отпустить нельзя, на каждом шагу гастарбайтеры.

 

Не урки, не бичи,

Не инопланетяне.

Когда-то — басурмане,

А нынче — москвичи.

 

А цены какие, говорит, куда не сунешься, за всё плати, причём втридорого, чашка кофе из пакетика больше сотни рублей стоит.

 

Даром просто воды напиться

И сходить в туалет — чёрта с два!

Дорогая моя столица,

Не горжусь я тобою, Москва!

 

Другая женщина, москвичка, подхватывает: да Москва — это и не город уже вовсе, переделать её давно надо в отдельную республику, уезжаем с мужем на машине километров за пятьдесят от МКАДа, а впечатления, что мы выехали из своего города или, возвращаясь, въехали в него, нет; всё застроено, природы никакой, где границы Москвы, где конец её, где начало, где один населённый пункт, где другой — ничего не поймешь. И дальше она стала вдруг рассказывать про подмосковный Обнинск, славный город науки, где она когда-то жила. Говорит, как там было хорошо в советские годы и что теперь — бедность, упадок.

 

Обнинск, Троицк, Протвино —

Города российские.

Близко от столицы, но

Ей совсем не близкие.

 

О том, какая сейчас неприветливая Москва и какой это сейчас тяжёлый для проживания город, примеров и мнений приводить можно, сколько угодно. Но даже за то немногое, что уже написал, неловко как-то. Ну хорошо — заткнусь, помолчу. И что? Присказка о том, что один смотрит на лужу и видит грязь, а другой небо и звёзды, здесь неуместна. То поэтическое сравнение, а собачьи какашки в каждом московском дворе — это реальное безобразие, необязательное и вполне устранимое. Как и вереницы машин на пешеходных тротуарах. Может, и благо для Москвы, если столичные функции перенесут в другой город. Но без сомнения хорошо пока, что она, как место постоянного проживания, уже менее привлекательна сейчас, чем раньше. Один мой знакомый, ректор провинциального ВУЗа, поведал мне на днях, что ещё пять лет назад почти все выпускники после окончания института решительно планировали уехать в Москву, а сейчас большинство сомневаются в целесообразности такого перемещения.

 

Москва! Как много в этом звуке —

И радость встреч, и боль разлуки,

И стыд отторгнутых невежд,

И крах несбывшихся надежд.

 

Коммунисты тоже в своё время, пятьдесят лет назад, по-своему, ломая тем самым судьбы многих людей, пытались спасти Москву от перенаселения — просто запретили прописку и всё. Правда, по великому блату, через министерства и взятки, всё равно прописывались. Но в целом такая мера, безусловно, сдерживала неконтролируемый миграционный поток в столицу.

 

Три ужасных головы

У Горыныча, у Змея.

Уезжаю из Москвы,

Ни о чём не сожалея.

 

Никуда я, конечно, не уеду. Ибо Москва — это мы. А мы везде — от Владивостока до Калининграда!

 

Совесть утратили,

Души пусты,

Всюду предатели.

Бечь-то куды?

 

А, может, и бежать никуда не надо? Просто пережить очередные девять месяцев неласковой московской погоды, дождаться солнышка, и всё снова будет восприниматься иначе? И стишки будут сочиняться другие?

Сразу после того, как написал это, прочитал в нашей местной окружной газете, что в декабре 2017 года солнце не показывалось москвичам ни разу. Ни на минуту за весь месяц. А я не видел его и в ноябре, и в октябре.

 

Прошёл июнь, прошёл октябрь,

И где же ясный божий свет?

Прожить ещё лет сто хотя бы,

Но не в Москве, где Бога нет!

 

Так что вопрос остаётся открытым — куды бечь?

 

Чудны дела твои, Всевышний!

Весь день гляжу на небо и реву.

Опять мы с Жучкой погулять не вышли.

За что ж ты мочишь так Москву?

 

А кто его знает, куды бечь! Возможно, вот эта басня поможет кому-то найти правильный ответ на такой насущный и беспокойный вопрос.

 

Не мухи если бы

 

Один Сизарь

Вдруг вспомнил — встарь

Все голуби в деревне жили

И все здоровы, сыты были.

С отливом грудь,

Во взгляде радость,

В размахе крыльев сила, стать.

А нынче взять —

Не жизнь, а гадость,

Унылый путь

В трубу котельной.

А, может, лучше жить отдельно,

Вдали от города, в глуши.

Воркуй там нежно от души,

Ешь спелую в полях пшеницу,

Пей чистую в пруду водицу…

И городская сроду птица

Умчалась в райский уголок.

Кругом поля, сады, лесок.

И с чистым, теплым чердаком

Красивый, крепкий, сельский дом,

Не небоскрёб, не развалюха.

Вот на него-то Голубок

И сел наш. Тут же села Муха.

Обыкновенная, из местных,

Шмелю мохнатому под стать.

И горожанина кусать

Как напустилась, прямо в темя.

— Эх, первобытное вы племя, —

Обиделся незваный гость.

— Дичь деревенская.

Ни дать, ни взять.

Провинция!

Культурного, видать,

Здесь нету никого.

________

 

В столице я

Недавно повстречал его.

Летит, как чуморной,

На горсть

Какой-то дряни возле урны.

Больной,

Худой,

Почти слепой.

Зато… культурный.

 

2018 г.

 

* * *

 

 

И СНОВА О СОЧИ

 

Вчера, 9 марта, всем нам сообщили знаменательную новость: в Сочи с 1 июля 2021 года вводится запрет на строительство многоквартирных домов.То есть на курорте в этом году приостанавливается выдача разрешений на строительство таких домов. Это якобы позволит упорядочить жилищную застройку и устранить дефицит социальной инфраструктуры. Как некая новость сообщается также, что город, оказывается, стал испытывать трудности в градостроительном регулировании. А то будто никто не знал до этого, что в Сочи не хватает образовательных и медицинских учреждений, перегружены и изношены инженерные сети и так далее.

Короче, спохватились и приняли благое решение! С чего бы это, наелись взятками что ли? Но такого быть не может — коррупция ненасытна. Или решена жилищная проблема? Тоже нет — там, например, как минимум, половину центральной части города явно сносить надо. Ибо панельные пятиэтажки на тех же улицах Роз или Воровского строились ещё до съёмок фильма «Бриллиантовая рука», им далеко за шестьдесят. Они практически сгнили, как говорят, но ремонту не подлежат по определению. Внешнее прихорашивание их к Олимпиаде — это не ремонт. Да и высотки на Островского тоже явно не долгожители, не на века строились. Так что, чего знаменует вышеуказанная новость — непонятно. Как непонятно и то — не поздно ли спохватились. Я писал уже недавно о Сочи и думаю, что повторная публикация коротенькой той статейки будет весьма кстати.

 

10.03.2021 г.

 

Сочи и мы

 

Пить любитель —

Езжай в Питер.

Жить хочешь —

Езжай в Сочи.

 

Стишок этот явно устарел. Как и присказка «Знал бы прикуп — жил бы в Сочи». Именно так говорили когда-то шулера. Атмосфера курортного города расслабляла, отдыхающие теряли бдительность и становились лёгкой добычей карточных мошенников. Поэтому они и жили в Сочи, что в криминальной среде считалось престижно. А престижно считалось потому, что Сочи во времена СССР был самым благоприятным местом отдыха. А что теперь?

 

Тридцать лет уж год за годом

Красть и отнимать дают.

Был красавцем, стал уродом —

Город Сочи, мать твою!

 

Уродом он стал в сравнении с самим собою, прежним. В СССР Сочи действительно был курортом. В девяностых же центр забыл о нём. Этим тут же воспользовалась краевая бюрократия. Принадлежность города именно Кубани подчёркивалась на каждом шагу. Почти всех местных чиновников поменяли на «кубаноидов» — так их стали называть коренные сочинцы. Мэров города тоже по факту стали назначать из Краснодара. И началось!

 

Фирма веников не вяжет,

Крысы съели прутики.

Нету в Сочи больше пляжей:

Мэры там — Иудики.

 

Вот уж когда обогатились настоящие шулера. Растащили и продали всё, что можно и нельзя было. До принятия решения о проведении в Сочи Олимпийских игр город практически находился в ступоре и прострации — натуральное захолустье и дикий беспорядок. Однако прибрежная полоса при этом и лакомые объекты в самом городе присваивались исправно. Сочинские суды в то время — это вообще отдельная песня, в которой куплетом был — блат, а припевом — взятка. Закон для них представлял собою дырявый зонтик. Без вознаграждения от участников процесса они вообще не хотели работать.

 

Судя уборщицу,

Судья всё морщился:

«Который день уже,

А я без денежек».

 

Тогда же в Сочи хлынул поток иммигрантов и так называемых беженцев. Регистрировали по новому месту жительства всех без особого разбора. И почти всегда — небескорыстно. Национальный состав населения Сочи и бытовой уклад в нём резко изменились. И этот процесс продолжается. Кто сейчас из жителей города преобладает, кого больше — определить невозможно.

 

Урал — опорный край державы,

А по виду — скипетр ржавый.

Сочи — наше побережье,

А по лицам — зарубежье.

 

Этот стишок тоже устарел, наверно. Но лишь в отношении столицы Урала. Куда всё равно не очень-то стремятся переехать наши сограждане. А в Сочи едут все, кому не лень и у кого есть хоть малейшая возможность. В том числе возможность приютиться у родственников. Я здесь не высказываю ни малейшего возражения. Да ради Бога, пусть едут. Все люди и все хотят место под солнцем. Я лишь обрисовываю ситуацию.

 

Крикнул гордо Чебурек

Пирожку с картошкой:

— Тигра я, джигит, абрек,

Ты ж простой лепёшка!

 

«Новых» сочинцев «старые» сочинцы, ворча на то, что от их прекрасного города-курорта ничего не осталось, называют «понаехами», а многочисленных отдыхающих — «бздыхами». Особенно при этом они плохо относятся к москвичам. К питерцам же у них отношение иное. Может, москвичи им не любы, потому что от Москвы, как они думают, один вред. Крутил-вертел Кремль вопрос с возвращением городу федерального статуса с откреплением от Кубани, да так и не решил ничего. А что до Сириуса, то это далеко, это федеральная территория, это уже не Сочи.

 

Не растёт морошка

На полях Кубани.

Не домыл немножко

Ванька Маньку в бане.

 

Обидно то, что ещё каких-то десять лет назад по центральным улицам Сочи можно было пройти, не принюхиваясь к выхлопным газам. А нынче, что на Тверской в Москве, что на Роз в Сочи — пыль, вонь и шум. На каждом пятачке земли, где размещались раньше скверики и клумбы, выросли громадные железобетонные высотки. Ни света, ни воздуха, ни тишины. И перегороженные пляжи. Ну, какой же это морской курорт! Нет в Сочи никакого моря, точнее — свободного доступа к нему. Высоченные заборы перекрывают все лучшие пляжные территории. И охрана на катерах — чтобы никто вплавь не обогнул запретную зону и не помешал отдыхать «избранным». А неизбранных спихнули к грязным стокам реки Сочи. Это я имею в виду городской пляж Ривьера.

 

Самолёт летит,

Мотор работает.

А в Сочи лох сидит,

Ушами хлопает.

 

Таким образом, для большинства из нас современный Сочи — это обычный российский город. Только с колючими пальмами и без дымных заводов. Погреться можно, зимы по-прежнему нет. Но кроме солнышка никто нас там с добрыми намерениями не ждёт. С желанием содрать с нас побольше денег — это, пожалуйста, этого «добра» хватает.

 

Плывёт по Сочинке севрюга,

Иного к морю нет пути.

Заходит в мэрию ворюга,

А почему бы не зайти!

 

Причём непомерную жадность свою местные предприимчивые граждане лукаво объясняют тем, что им, дескать, жирок на межсезонье накопить надо. Как будто нас это касается. Короче, всё, как и раньше, только разнузданнее и жлобее. На том же Урале мужики сталь варили и от силикоза умирали, а в Сочи жильё сдавали и одиноких дамочек обслуживали.

 

Говорил Апостол Павел:

«Кто жену одну отправил

В город Сочи, тот дебил».

Может, и не говорил.

 

Что делают в Сочи? Едят. В том числе сомнительную пищу за сомнительную цену.

 

Коза с Овцой, Свинья с Коровой

Поели в сочинской столовой…

Не слышно было поутру

Ни бе, ни ме, ни му, ни хрю.

 

Пьют. В том числе сомнительный коньячок под шашлычок за сомнительную цену.

 

Бокалов звон,

Бокалов звон…

Как много дур

Разводит он!

 

Любят. В том числе сомнительных «олигархов» и «олигархинь» за сомнительную цену.

 

Снесла курочка яичко.

Да не простое, а золотое.

Не намазала, дура, личико,

И ночь оказалась в простое.

 

Несомненно то лишь, что наш город Сочи находится в красивом, чудесном, здоровом месте — солнце, море, горы, лес, водопады… Э-эх, инопланетянам бы его разумным — и превратился бы он, возможно, в подлинный рай на Земле. С одним недостатком, правда — потряхивает иногда. Но этого явно недостаточно для того, чтобы признать его адом.

И, наконец, как и во всех предыдущих моих статьях — такая вот басня.

 

Муравей и стрекоза

 

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Но не тем удручена,

К Муравью ползёт она:

— Схорони меня, кум милый,

Дай мне отдышаться силы

И хотя бы пару дней

Не пускай ко мне друзей.

— Кумушка, мне странно это,

Отдохнула ли ты в лето? —

Говорит ей Муравей.

— Я про отдых не забыла

И, что надо, получила

От любезных стрекозлов.

Ну, а ты к зиме готов?

— Был готов. Но, было дело,

Тут ко мне оса подсела.

Я её и пожалел,

Накормил и обогрел.

А она припасы съела

И внезапно улетела,

Будто вовсе без души.

— Связь с осою, это смело:

Вот теперь и попляши!

 

2019 г.

 

* * *

 

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль