Владькин подарок / Шевченко Алексей
 

Владькин подарок

0.00
 
Шевченко Алексей
Владькин подарок

С самого рождения Павлик не мог ходить. Мышцы ног были парализованы на столько, что он просто их не чувствовал и был прикован к инвалидному креслу. Он не выходил на улицу и видел ее только из окна своей комнаты. Весь его мир заключался в четырех стенах двухкомнатной квартиры, в которой он жил вместе с родителями, окна с видом на двор, книг и телевизора. Подкатит Павлик свою коляску к окну и смотрит на ребят, гоняющих мяч, пока не ляжет снег, а зимой его сверстники играют в хоккей и катаются на коньках и лыжах.

Было Павлику Кораблеву одиннадцать лет. Открытое светлое лицо, голубые чистые глаза, в которых любой мог прочитать неутолимую жажду к жизни, прямой нос, немного полные губы, коротко стриженые волосы (он любил именно такую прическу и никакой иной не признавал).

Когда Павлику исполнилось семь лет, к нему стали приходить учителя и открывали перед ним неизвестный мир — мир знаний.

Павлик с детства рос любознательным пареньком. Сам научился читать лет в шесть. Сначала читал сказки, а потом перешел на литературу «для старшего школьного возраста», как пишут в аннотациях, и литературу «для широкого круга читателей». Его постоянно видели с книгой в руках.

У них дома имелась большая библиотека. В ней можно найти книги любого жанра и направлений. Он с жадностью хватался за новую книгу и уходил в мир новой книги.

Однажды, листая толковый словарь русского языка, который купил его отец, Павлик наткнулся на слово геральдика и прочитал: «Геральдика — раздел исторической науки, изучающей гербы и их историю, описание гербов». Павлик знал, что его родина, страна, в которой он живет, имеет ни только герб, но и флаг, и гимн. Он также знал, что гербом является двуглавый орел, увенчанный коронами, и держащий в лапах скипетр и державу, а флаг имеет три цвета: белый, синий, красный. Мальчик загорелся желанием узнать о гербе и флаге России более подробно. В учебнике истории об этом говорилось не много. В книге давались только общие сведения, а Павлик желал знать больше.

Его желание было настолько велико, что он подкатил коляску к книжным полкам и стал просматривать всю документальную историческую литературу, имеющуюся в домашней библиотеке, но ничего о гербах и флаге он не нашел. Отец с матерью нового ничего не сказали Павлику, кроме того, что он и сам знал. Тогда он с нетерпением начал ждать того часа, когда должна прийти Лариса Ивановна (учитель истории).

И вот настал день, когда Лариса Ивановна пришла к нему домой.

— Здравствуйте Лариса Ивановна, — приветствовал Павлик учительницу.

— Здравствуй Павлик, — отвечала она. — Миша с Олей к тебе приходили? — спросила Лариса Ивановна, вешая плащ.

— Да. Ребята приходят ко мне. Лариса Ивановна, — сказал Павлик, — в толковом словаре русского языка я прочитал о понятии геральдика. Я узнал, что это раздел исторической науки, которая изучает гербы и их историю. Наша страна то же имеет герб — это двуглавый орел. Но мы так же имеем и флаг, который имеет три цвета. В учебнике об этом сказано мало, а в домашней библиотеке нет книг о гербах и флагах. Я хочу узнать о символах нашей великой родины намного больше, чем написано в учебнике. Расскажите мне, пожалуйста, о гербе и флаге России, — мальчик посмотрел на учителя истории ясными и добрыми глазами.

— Хорошо, Павлик, я расскажу тебе о символах нашей родины.

Они прошли в его комнату, Павлик расположился напротив Ларисы Ивановны, которая присела на стул, положив учебники на стол.

— Ими обязан ни только гордиться каждый гражданин России, но и защищать их от тех, кто варварски относиться по отношению к гербу и флагу и совершает против них преступления.

— Это такие люди, которых называют фашистами или скинхэдами? — спросил мальчик.

— Да, — ответила учительница. Этот мальчик поражал ее своей любознательностью и желанием узнавать много нового и интересного.

Учительница начала рассказ, а Павлик ее внимательно слушал.

— В разные времена наша родина имела разные названия: например, Киевская Русь, Великое княжество Московское, Российское царство, Российская империя. Нашу родину в древности называли государством руссов. То есть Русским государствам, Российской державой, сейчас, как мы видим — Российской Федерацией и Россией. Любое государство имеет свой герб, свой флаг и свой гимн. Государственные символы — это особые отличительные знаки, характеризующие государство. К ним люди относятся с особым уважением. Когда на торжественных государственных церемониях обычно вносят или поднимают флаг и звучит гимн, люди в знак уважения встают в благоговейном молчании.

— Я знаю. Видел это по телевизору в выпусках новостей.

— Правильно, Павлик. На современном гербе России изображен орёл, головы которого смотрят на восток и на запад, — продолжала учительница. — Двуглавый орёл появился в России в конце XV века. Невеста великого князя Ивана III, а потом и жена, византийская царевна Софья Палеолог привезла с собой стяг (флаг) с вышитым двуглавым орлом, который был во главе её свадебного поезда. Это был родовой герб византийской династии Палеолог. Как ты понимаешь, Византийский двуглавый орёл выглядел несколько иначе, чем современный российский. Его крылья были расправлены, как будто орёл взлетает, а не раскрыты полностью и подняты, как у парящего в воздухе российского орла. Головы обоих (византийского и современного российского) орлов смотрят на восток и на запад. На головах орлов — короны, но короны орлов отличаются тем, что имеют разную форму. Кроме того, на гербе России над головами с коронами располагается ещё одна общая, большая корона. Все короны российского герба увенчаны христианскими символами — крестами, потому что в России царствование традиционно понималось как власть, благословлённая Богом, а вступление на престол сопровождалось соответствующим церковным обрядом. Женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолог, Великий князь московский Иван III соединил герб Московского государства с гербом Византии. На одной стороне великокняжеской печати 1497 года располагался герб Москвы с надписью: «Божией милостью, Великий князь господарь всея Руси», а на другой стороне — двуглавый орел. Царь Иван Грозный сделал древний герб Московского княжества щитом на груди двуглавого орла. Теперь герб России включал и древний герб Московского княжества. А древним символом Московского княжества был всадник с копьём поражающий змея.

— Это Георгий Победоносец. О нем в книгах написано много интересного, — сказал Павлик.

— Совершенно верно.

— А еще есть икона с ликом Георгия. Мне бабушка рассказывала и в учебнике рисунок есть.

— Да, есть там такой рисунок, — учительница открыла книгу и показала рисунок Павлику.

— Красивый рисунок, только вот жалко, что это рисунок, а не икона.

— Сейчас очень много маленьких иконок, я тебе принесу в следующий раз, — пообещала Лариса Ивановна и продолжала. — Ещё позднее орла стали изображать с поднятыми и распушёнными крыльями, а в лапах орла появились символы державной власти на Руси — держава и скипетр. Пётр I утвердил в 1699 году орден святого Андрея Первозванного и окружил Андреевской цепью московский герб-щит на груди орла. В XX веке, после Октябрьской революции 1917 года и смены государственного строя, новое правительство стремилось изменить и государственную идеологию. Двуглавый орёл с Георгием Победоносцем на груди как герб был отменён, более семидесяти лет другой герб и другие символические элементы на нём отражали суть и главные задачи нового государственного устроения. Но когда распался Советский Союз, и страна стала называться Россией, 30 ноября 1993 года президент России специальным указом восстановил исторический герб России. Две головы орла символизируют нераздельность европейской и азиатской части России, святой великомученик Георгий Победоносец представляет собой щит России. Держава, скипетр и короны увенчаны крестами.

— Лариса Ивановна…

— Да, Павлик?

— А как появился трехцветный флаг у нашей родины?

— Ммм…, флаг — это особый символ России. Ему отдаются высшие государственные почести, его достоинство подлежит защите не только внутри страны, но и за её пределами, а оскорбление флага рассматривается как оскорбление чести нации и государства. Государственным флагом России, как ты знаешь, является флаг с тремя равными по величине горизонтальными полосами: верхняя — белая, средняя — синяя, нижняя — красная. На Руси эти цвета имели символическое значение.

— А какие? — спросил Павлик. Учительница видела, что мальчик слушает ее с интересом. Чего не хватает порой ее ученикам, которые приходят в школу и садятся за парты.

— Белый означает благородство, откровенность, искренность; синий цвет — верность, честность, целомудренность; красный — мужество, смелость, решительность, само пожертвование, великодушие и любовь. Бело-сине-красный флаг был учреждён еще Петром Великим сначала для торгового флота. Для этого Петр І издал указ в январе 1705 года, чтобы все торговые суда, которые ходили в ту пору по рекам России, имели такой флаг. Эту дату можно считать днём рождения нашего современного российского флага. А 7 мая 1883 года, уже при другом царе, было утверждено, чтобы во всех торжественных случаях украшать здания флагами. Так бело-сине-красный флаг официально получил статус государственного флага России.

— Лариса Ивановна, а после Октябрьской революции, флаг менялся?

— Да, флаг, как и герб, был изменен, Павлик. Но Бело-сине-красный флаг, вновь взвился в центре Москвы, над площадью Маяковского, в воскресенье, 12 марта 1989 года, а 5 ноября 1990 года правительство России постановило создать новую государственную символику.

— Какую? — Павлик даже немного наклонился вперед. Его самого переполняли чувства гордости.

— 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета Российской Федерации, — говорила Лариса Ивановна, — постановила считать государственным флагом России исторический бело-сине-красный флаг. А 15 февраля 1994 года был утверждён штандарт (флаг) президента России — высший символ президентской власти в Российской Федерации — это квадратное полотнище из белой, синей и красной полос равной величины, в центре которого — исторический золотой двуглавый орёл. Древко штандарта увенчано металлическим копьём, а полотнище окаймлено золотой бахромой, — закончила рассказ Лариса Ивановна.

Возвращаясь, домой, Лариса Ивановна все думала о мальчике одиннадцати лет, прикованном к инвалидному креслу. «Неужели надо быть таким, как Павлик Кораблев, — думала она, — чтобы понять, что все то хорошее, созданное человеком, прекрасно, а стремиться знать больше, если ты ограничен физически, должно быть вознаграждено? Нет, настанет день, когда он добьется своего, а люди будут считаться с ним».

После ухода Ларисы Ивановны, Павлик Кораблев еще очень долго сидел в своей коляске неподвижно и смотрел в одну точку. Ее рассказ произвел на него огромное впечатление. Мальчик гордился тем, что живет в великой стране — России, имеющей свою историю и свои национальные символы. Пусть они менялись на протяжении веков. Пусть одни символы заменялись другими. Но теперь он еще больше понимал и осознавал, как важно иметь то, чем ты можешь гордиться.

 

Прошло несколько дней. В квартире у Павлика было шумно. В гости к Кораблеву пришел весь 5-й класс, в котором учился Павлик. Всего человек двадцать. В этом же классе учились Миша и Оля. Именно об этих ребятах спрашивала Павлика Лариса Ивановна. Они приходили к мальчику несколько раз в неделю и помогали делать уроки. А сегодня у Павлика был целый класс.

В первую очередь, ребята узнали, как и чем живет Кораблев Паша, а потом собрались в его комнате. Его жизнь их потрясла.

— Паша, — начала Оля как староста класса. — Вчера у нас был урок истории. Лариса Ивановна, когда вела его, она расплакалась. Она рассказывала нам историю нашего государства, а мы не слушали ее. Все время чем-то отвлекали. Тогда она рассказала нам о тебе, села за стол и заплакала.

После этих слов в комнате стало тихо. Все смотрели на Павлика, а он на ребят.

— Нам после рассказа Ларисы Ивановны стало стыдно, — продолжала говорить Оля, — и мы решили прийти к тебе. Паша, у нас в школе есть трехцветный флаг — символ нашей родины. Даже два. Один висит у директора в кабинете, другой стоит свернутый у тети Любы. Это наш завхоз. Это правильно, что он там стоит? Его только по праздникам вывешивают.

— А когда его вешают на здание школы, становиться красиво, — искренне признался Коля Губенко. — Это ведь не хорошо, когда над государственными символами твоей родины надругаются?

— Это плохо, — ответил Павлик. — Но еще хуже, когда один оскверняет, а другие просто смотрят на него и ничего не делают.

— А у нас случай один был, — заговорила Маша, — Владька нарисовал крест, его еще свастикой называют, и стал с ним по школе ходить. Он его на рукав прицепил булавкой.

— А Петр Владимирович (наш учитель музыки), сорвал этот крест, когда увидел и отругал Владьку, — подхватил Толик.

— А кто этот Владька? — спросил Павлик.

— Вот он, — указала на мальчика, сидевшего отдельно от других, Оля.

Павлик подъехал к нему и пристально посмотрел в глаза.

— У тебя дедушка был на войне? — спросил мальчик.

— Ну, воевал. А тебе-то что? — грубовато отозвался Владька.

— Его дедушка приходил к нам в школу и рассказывал о Великой Отечественной Войне. Рассказывал, как был ранен, — Миша посмотрел на Владьку.

Павлик ничего не сказал Владьке. Отъехал к окошку, посмотрел в него и ничего не сказал.

— Мы с Петром Владимировичем даже гимн России выучили. Как урок начинается, мы его сначала поем, стоя, а потом другие песни, — Толик встал, за ним встал весь класс и запел гимн России.

Павлик то же пел. И никто не обращал внимания, что тот сидит в инвалидном кресле. Каждый чувствовал себя счастливым в эти минуты. Глаза наполнились радостью и восторгом.

— Там мама пирогов напекла, пойдемте, чай пить, — предложил Павлик, когда закончили петь.

И только Владька остался один. Он ушел от Павлика незаметно. Он долгот гулял по улице и впервые ощутил себя одиноким. Владька понял свою ошибку и ругал себя за то, что он сделал. Завтра он попросит прощения у ребят. Это будет завтра. Но уже с этой минуты он изменит себя.

Сегодня был теплый солнечный день. Но не обычный день, а праздничный. Сегодня, первого мая. Деревья уже оделись в зеленую листву. В квартире у Павлика шумно и весело. Играет музыка. Ребята из класса пришли к мальчику. Они принесли самодельные трехцветные флаги. Девочки сшили их из лоскутков ткани. А один флаг отличался от остальных своим размером. Его прикрепили к самодельному древку.

Ребята открыли окно и прикрепили этот большой флаг к раме. Крепежом занимались Владька и Коля. Ребята простили Владьке его проступок, когда он сам предложил прийти первого мая к Павлику с самодельными флагами.

Большой самодельный флаг, развевался на ветру. Ребята смотрели на него, а их лица озаряли улыбки. В эти минуты детские сердца были полны гордостью. Они ощущали себя настоящими патриотами своей страны.

— А кто вам помог сшить большой флаг? — спросил Павлик.

— Это мы сами, — ответила ему Маша

— Здорово! — воскликнул мальчик. — А кто вам дал столько ткани?

— Мы ее у родителей попросили.

Вдруг Владька выскочил из квартиры, никому ничего не сказав.

— Куда это он? — удивился Павлик.

— Мы и сами не знаем, — ответили ему.

Но уже через полчаса Владька входил в квартиру, неся перед собой двуглавого орла, вырезанного из фанеры лобзиком, с тремя коронами, увенчанными крестами, скипетром и державой. Это был современный герб России.

— Павлик, это тебе на память. Сам сделал, — Владька протянул Кораблеву герб.

— Ух, ты! Здорово! — воскликнули ребята.

Они тут же принялись искать место на стенке для герба. А когда повесили, еще долго любовались Владькиной работой…

 

Ноябрь 2005 г.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль