Зима 1919–1920 года была в Сибири крайне суровой, в некоторых районах температура опускалась ниже минус 50 градусов. Путь отступления белогвардейцев проходил вдоль Транссибирской магистрали. Литеры преодолевали в среднем около 30 километров в сутки. Местные революционеры, хотя и не могли открыто атаковать отступающую армию, но во многих местах разбирали рельсы. Берег вокруг всего Байкала горист, и поэтому Транссибирская магистраль делает петлю в южном направлении от Иркутска к станции Мысовой. Это удлиняет путь ещё на 150 км. Железнодорожники в Иркутске не подчинялись приказам Колчака, и тогда адмирал решил пробираться к армии напрямик через озеро санным путём. Так было короче и быстрее, но от этой идеи Колчака вскоре отговорили генералы штаба. Они объяснили, что армии, как он её понимает, уже не существует, и его войска отдельными частями двигаются по дорогам, а на ночь распыляются для ночлега по попутным деревням.
На полковника Каличева Колчак возложил подготовку операции по переброске части золота через озеро, под защиту Московской армии генерала Каппеля. Михаил сформировал санный обоз с золотом под охраной преданных адмиралу черноморских матросов. Золото переложили в ящики из–под патронов и снарядов, а ящики, в которых хранилось золото, набили камнями, кирпичами и металлическими муляжами, положив их назад в «золотой» эшелон. Эта практика была использована при каждом последующем извлечении золота из эшелона. Именно подобные ящики обнаружат впоследствии при приёмке золота от чехов большевики, за что обвинят их в воровстве, что отчасти соответствовало действительности.
Матросам поставили задачу надёжно спрятать золото в окрестностях Байкала, а затем уйти на соединение с войсками генерала Каппеля, которому они обязаны были сообщить о местонахождении тайника. Моряки без сомнения выполнили поставленную задачу. Затем, видимо в целях дезинформации, была запущена легенда о том, что их обоз по пути следования замёрз в 40–градусный мороз на середине Байкала, а весенняя оттепель превратила озеро в могилу для моряков и надежный тайник для золота. Эта легенда живёт до сих пор, и некоторые даже в неё верят, наивно полагая, что черноморских моряков можно было победить 40–градусным морозом.
В конце декабря представилась ещё одна возможность облегчить «золотой эшелон». Михаила на очередной станции вызвал к себе адмирал Колчак и приказал выдать командиру 21–го Сибирского полка полковнику Швагину 26 ящиков с золотом. «Будут какие–нибудь дополнительные поручения по отправке груза?» – спросил Михаил Колчака. «Нет, ничего не нужно. Полковник Швагин уже получил у меня подробные инструкции. Он отлично знает, что нужно делать» – ответил Колчак. На станции Тайга ящики с золотом перегрузили из вагона на телеги и увезли вместе с полковым обозом в южном направлении.
Отойдя на несколько километров от станции, солдаты Швагина вырыли в лесу, недалеко от просеки, четыре ямы глубиной в 2,5 метра. По распоряжению полковника в три ямы были закопаны револьверы, шинели, подмётки и стальные подковы для лошадей, а в четвёртую яму – золото. Когда оно было засыпано землёй, сверху ещё положили убитую лошадь, чтобы отпугнуть тех, кто вздумает раскапывать яму. После окончания работ отряд вернулся на станцию.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.