— 1-
Извечные вопросы блуждают в лабиринтах нашего сознания. Они подобно призракам, не нашедшим покоя, подают свои голоса и знаки. Бег сегодняшнего времени не всегда позволяет услышать голос, исходящий из глубин разума. Не всегда мы можем найти и распознать те символы, которые подвигнут нас, ставить вопросы и бросаться на поиски кодов и ключей. Но, тем не менее, из века в век, человек рано или поздно приходит к тому, что нужно остановиться, прислушаться и расшифровать заданную ему загадку.
Эпоха Ренессанса является наиболее яркой и интересной с этой точки зрения. Ведь именно в ней предрассудки сочетались с верой в могущество человеческой мысли, а жажда к головоломкам заставляла искать выходы из лабиринтов неопределенностей. Ренессанс возник в XIV— начале XIV века, и достиг наибольшего расцвета в середине XVI века. Это было время, когда на первое место поднимался человек. Внутри него таилось желание творить и изменять, сдерживаемое догматами церкви на протяжении столетий. Эпоха Возрождения раскрепостила дух человека и открыла перед ним новые горизонты.
Их предвестником стал Данте Алигьери. В своих произведениях он не только подробно описал круги ада, испытания в чистилище и божественную обитель, что было привычным для человека того времени, но и представил землю, как место, где разворачивается драма сотворения греха и искупления. В центре этой драмы стоял человек, в котором соединилось земное и небесное, т.е. тело и душа. Поэзия Данте не только возвеличивала человека, но и не противопоставляла земную природу божественному миру, а наоборот, указывала на ее причастность к последнему. Данте считал, что природа — это «деяние божественного разума».
Картина мира изгнанника с одной стороны встраивалась в эпоху, но с другой стороны имела расхождения с господствующими идеями, записанными, в трактате Папы Иннокентия III «О презрении к миру и ничтожестве человека». Данте показал, что рай и ад не обязательно должны располагаться на небесах или внутри земли, а природа не убогое творение, как считали ранее. Шероховатости и нестыковки, возникшие у автора «Комедии», стали почвой для других, тех, кто перевернет умы людей…
— 2-
Преодолеть разрыв божественного и природного начала, быть может, даже соединить их в одну мощную силу, сверхформу — это задача пленяла многих, и так рождался пантеизм.
Одним из первых его последователей стал Николай Кузанский. Наблюдая за явлениями и вещами, происходившими в природе, он искал решение этой задачи. Видя стройную гармонию и строгую последовательность мира, он заключил, что все есть проявление божественной силы. «Линия есть развертывание точки, движение развертывание покоя, мир предстает как развертывание собственной сущности, свернутой в Боге, но при этом никакое создание не есть, все то, чем оно может быть, так как творческая потенция Бога не исчерпывается в его творении», — говорил Кузанский. Таким образом, вселенная есть развернутый бог, а бог — это свернутая в единое вселенная, таково было решение. Верно ли оно? Скорее да, чем нет. А может — скорее нет, чем да? Пока не доказано что — то обратное, сложно сказать, но стоит заметить, что Кузанский был скован в суждениях, ибо мог поплатиться жизнью за некоторые взгляды, на костре. Тем не менее, он начал процесс обезличивания бога.
К идее, что бог — исходная точка, а его сила проявляется в метаморфозах природы пришел и Марсилио Фичино. «Все части мира, хотя они и различны, согласуются во взаимном порядке, ибо составляют единое тело, и перенимают природу друг друга», — писал он. Проявлением бога Фичино считал душу. Она находится везде и все ей связано. Благодаря этой душе мир находится в постоянном движении.
Пантеистическая мысль, прочно укрепившись, все больше возбуждала акт творчества. Было стремление построить единую, ясную картину мира, где не было бы туманных областей. Пролить свет на них пытался Парацельс — врач, алхимик, чернокнижник, сжигающий медицинские книги. Задаваясь вопросом «разве металлы могли бы лечить, если бы не обладали собственной жизнью, частицей Бога?», и, ища на него ответ, он пришел к выводу, что есть первоматерия, и из этой материи бог создает сущее. Парацельс назвал ее «Археем». В нем растворена божественная сила, и природа тем самым, не просто способна к движению, но и способна к исцелению.
Врач-мистик был глубоко убежден, что между звездами, планетами, человеком существует прямая связь, и нет в природе существа не проникнутого этими связями. Даже сейчас, спустя столетия, не оспаривается, что звезды или минералы, состав воды или количество тепла способны влиять на человека, растения и животных.
Но не всех устраивала такая концепция, где нет определенностей и все наполнено магией или неизвестным «Археем. Апологеты пантеизма не желали останавливаться на достигнутом.
Разум человека любыми путями пытался объяснить себе самого себя и все что его окружает. Этого хотел достичь и Пико дела Мирандолла.
В своих трудах: «900 тезисов», «Рассуждения против астрологов», «Толкование» он высказал мысль, что мир — это измененная богом материя, и он не возник вследствие акта творения. Господь уподобляется совершеннейшему портному, который из «нитей» геометрии, анатомии, чисел и пропорций соткал ткань мироздания. Несмотря на это, мир не равен творцу. По мнению Мирандоллы, все, что окружает человека, есть множество заключенных в себе несовершенств. Среди этих несовершенств можно найти даже уродства, так как каждый объект нас окружающий содержит в себе только частицу бога.
Мирандолла во многом подытожил опыт предыдущих мыслителей, но и у него были противники. Не все считали мир или человека не совершенным, так как в постепенно изменяющейся картине бытия бог, Гея, материя становятся равными между собой, одно заключает другое, и соответственно не может быть уродливым. Обезличивание бога продолжалось, несмотря на попытки его оправдать, отделить или возвысить. «Трещину» в мыслях было уже не заделать. Пантеизм и антропоцентризм выигрывали одно сражение за другим.
— 3-
В 1534 г. анонимно выходит поэма «Зодиак жизни» в 12 книгах. В каждой из книг говорилось, что мир и бог существовали всегда, что причина движения тел и жизни находится в их природе, а не в воле бога. Автором этой еретической поэмы, оказался Пьер-Анджелло Мадзолли. Автор «Зодиака жизни» видит мир как одновременно сочетание того, что создал бог и законов природы. Бог не является причиной всех явлений в природе, ибо он только создатель, а не активный, непосредственный участник. Природа, считал Мадзолли, — это внутренний закон движения, присущий вещам.
Благодаря Мадзолли, начинает прокладываться дорога к пониманию природы как целостной системы, имеющей свои свойства, не связанные с деятельностью высших сил. Он не просто был последователем пантеистической идеи, но и развил ее, став предвестником натурфилософии.
Основные догматы церкви того времени превращались в колосс на глиняных ногах, когда в умы людей закрадывалась мысль, что бог не личность, а совершеннейший дух, присутствующий внутри человека, вещей и в явлениях природы. Пантеизм вплетался в новую картину мира и изменялся под ее влиянием. Так пантеизм перешел в натурфилософию.
Отказаться от представлений монотеистических религий, отвергнуть акт божественного творения призывал Георгий Гемист Плифон. Он подобно Мадзолли и Парацельсу считал вселенную вечной, но в отличие от них и от всех других он не признавал бога в том понимании, в котором его понимали. Гемист выступил ярым противником господствующих идей. Одному явлению природы он отдал роль Зевса, другому Меркурия и т.д. Природа по Плифону, обладает неким духом, о котором человек и не знает. Он постоянно течет и изменяется, создавая формы и тела в природе. Таким образом, если человек желает процветания, то он должен служить природе, и соответственно ее богам.
Найти нить Ариадны в самом лабиринте наук, а не во внешних силах пытался титан своего времени — Леонардо да Винчи. Области его интересов настолько широки, что невозможно определить их границы. В своих «Жизнеописаниях» Джордано Вазари так описал Леонардо: «Занимаясь философией явлений природы, он пытался распознать свойства растений, настойчиво наблюдал за вращением неба, белой луны и вращением солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, предпочитая, по — видимому, быть философом, а не христианином».
Да Винчи — мастер создания загадок, сам искал разгадки на вопросы о сущности вещей вокруг нас. Он противопоставлял мистическое видение мира и внутреннее постижение сути мироздания, основанное на ощущение. Он считал, что зрение — это первый доступный человеку способ познания мира. «Глаз, — говорил он, — как повелитель чувств выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений». Опыт по да Винчи — это средство постижения законов природы. Окружающий мир видится ему, не как совокупность явлений в их множестве, а во внутренней сущности вещей. Природа познаваема через ее составляющие.
Да Винчи так же был одним из первых, кто заговорил о роли солнца. Написанная им «Похвала солнцу» стала гимном небесному светилу. В нем солнце — воплощение живительной силы природы, источник тепла, души, физической реальности: «Его свет освещает все небесные тела, размещенные во вселенной, все души от него происходят, ибо тепло, находящееся в живых существах, происходит от душ, и нет никакой иной теплоты и света во вселенной».
Размышления да Винчи; его анатомические опыты; изучение условий полета и особенностей строение крыльев; изучение состава и свойств воды; исследования ядов и лекарств и прочее — позволили отойти от идеи обожествления природы и заставляли искать код природы в ней же самой. Позже многие идеи Леонардо разовьют другие, и тем самым покончат с обожествлением природы. Но стоит ли покончить с ее одухотворением…?
Натурфилософская мысль нашла приверженца и в лице Бернардино Телезио. Главный свой труд Бернардино назвал «О природе согласно ее собственным началам». В «Началах» признается только акт творения, затем природа не зависит от воли бога. Телезио утверждал, что в ней есть свои законы, а у каждой вещи свойства, в соответствие с которыми оно живет и действует. Движение в природе происходит за счет внутренней силы и передачи свойств от одного тела к другому. Это внутреннее движение, считал он, и есть начало природы.
Не все разделяли мнение да Винчи или Телезио. Постулат о том, что все есть бог — был еще жив. Хотя, он и изменялся. Франческо Патрици стремился к соединению всех учений о природе в единое целое. Свой труд он так и назвал «Учение о всеедином». В нем он суммирует знание пантеизма и натурфилософии. Бог, по его мнению, повсюду и нигде. Он ни к чему не привязан, и его невозможно распознать. Патрици писал: «Все тела состоят из четырех внутренних начал — пространства, света, тепла, потока. Свет, исходящий от Бога создает тепло. Он распространяется везде и проникает во все, вызывая к существованию тела, освещаемые тела согреваются и живут, передавая потоком свет другим».
Патриции так же считал, что звезды не стоят на месте, а находятся в постоянном движении. Одни из них больше удалены от Земли, чем другие. Есть звезды яркие и тусклые, большие и маленькие. Всеобщая одушевленность Патрици обусловлена представлением, что природа «есть не что иное, как единая жизнь всего мира, зависящая от души, как от своей причины. Она дает состояние, движение и жизнь телам». Мысль Патрици не просто метафора, обозначающая изменение материи, а трактовка природы, как жизненной силы. Представление о таинственных силах природы неразрывно связывали в пантеизме с одушевленностью мироздания. Новая парадигма заставляла усомниться в божественной силе, и призывала искать ключ к природе, через познание ее внутренних сил.
В природе от одних и тех же семян могут произрасти разные деревья. Они будут одной породы: дуб или осина, но в зависимости от количества солнца, влаги, типа почвы, препятствий для корней и ствола — каждое дерево будет уникальным. Так, одна и та же идея, проникая в человеческое сердце и разум, по — новому выстраивает связи, дает импульсы и трактуется. Учение Кузанского, Патрици, Мадзолли, Телезио переосмыслил Джордано Бруно. В диалоге «О причине, начале и едином» он говорит, что вселенная не сотворена, а существует вечно. В этом же произведении он стремится найти причины движения, и приходит к мысли: «мир одушевлен вместе с его членами. А миры движутся вследствие внутреннего начала, которая есть их собственная душа».
В своих изысканиях Бруно приходит не просто к бесконечности вселенной, где нет центра и все тела, находящиеся в ней, пронизывает жизненное начало, а к тому, что «миры, следовательно, так же рождаются и умирают, и невозможно, чтобы они были вечны, коль скоро они изменяются». Подобные мысли были еще слабо проявлены, но все, же имели место быть и у Мадзолли и у Патрици, но Бруно вносит совершенно новую по тем временам идею: раз все меняется, и ничто не вечно под луной, то нет никаких категорий мира. Бруно отвергает ангельский, земной, адский мир, или верхнее и нижнее пространство. Все заключено в Едином — таков вердикт мыслителя. Эти смелые высказывания требовали отвергнуть теологическое представление о боге и природе, как едином целом. Но, Бруно идет еще дальше: он отвергает эманации Бога, «развертывание» мира из его сущности. Природа поглощает бога, и он становится внутренним деятельным началом, средством существования вещей. Основываясь на своих заключениях, он выносит еще один вердикт: «природа — не что иное, как сила, воплощенная в вещах и закон, по — которому все вещи совершают свой естественный ход».
Таким образом, став отступником и еретиком Бруно закончил на костре, вокруг своих книг, но его мысли упали на благодатную почву и со временем взошли. Они развивались и углублялись, а многие догматы рушились. Последователи идей Бруно и других натурфилософов произвели революцию в умах людей…
— 4-
В средние века природа в глазах человека считалась источником нечистоты, соблазна, того, что отделяет его от бога. В эпоху Возрождения человек, уставший от господствующих идей стал возвращаться к забытому — античности, где природа была гармоничной сущностью, источником живого.
Мысль эпохи возрождения была по своему характеру антропоцентричной. Человек являлся стройной системой, заключающей в себе частицу божественного. В этой системе все было на своих местах: кровь обеспечивала жизнь, мозг — мысль, кости и мышцы — движение. Душа являлась творческим началом и жизненной силой. Такой виделась и природа, где все многообразие связывалось в ткань бытия и некой жизненной силой, текущей внутри нее самой.
Бог эпохи Возрождения — не бог ортодоксальной религии, не бог схоластического учения. Он лишается свободы, и становится зависимым от естественного хода вещей. Природа из служанки и порочного мира превращается в обожествленное существо, а иногда даже в само божество.
Возвращаясь в наше время можно сказать, что современная наука смогла и доказать и опровергнуть идеи натурфилософов. Вера в технический и технологический прогресс, в то, что он уже достиг многого, а где — то даже может изменять и создавать мир, привела к тому, что человек стал заглушать голос вопросов — призраков блуждающих в чертогах его разума. Прогресс, сопровождающий человека, и облегчающий его жизнь, изменяет мир все более ощутимо. Мы уже давно не обожествляем природу, но и перестали одухотворять. А ведь в ней пусть даже не бог, но есть дух, душа, то, что все — таки не подвластно науке, человеку — никому. Именно это, мы порой забываем.
Природа превратилась в обслуживающую организацию, поэтому, может, стоит оглянуться вокруг себя и посмотреть — во что превращают планету наши капризы, заказы и желания…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.