«Экономизм» являлся главным тормозом рабочего и социал-демократического движения в России во времена Ленина, сегодня этим тормозом является стремление к «хорошему капитализму».
Книга В.И. Ленина «Что делать?» завершила идейный разгром «экономизма», который Ленин рассматривал как разновидность международного оппортунизма (оппортунизм — политика подчинения рабочего движения классовым интересам буржуазии) на русской почве. Ленин вскрыл корни оппортунизма в рядах социал-демократии: влияние буржуазии и буржуазной идеологии на рабочий класс, преклонение перед стихийностью рабочего движения, принижение роли социалистического сознания в рабочем движении. Он писал, что оппортунистическое направление в международной социал-демократии, сложившееся в конце XIX — начале XX века и выступившее с попыткой ревизии марксизма под флагом «свободы критики», целиком заимствовало свои «теории» из буржуазной литературы, что пресловутая «свобода критики» — это не что иное, как «свобода превращать социал-демократию в демократическую партию реформ, свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных элементов».
Все то же самое мы видим и сегодня…
Ленин показал, что между социалистической идеологией пролетариата и буржуазной идеологией идет непрерывная и непримиримая борьба: «… Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет… Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной».
Этот же вопрос стоит и сегодня, спустя более 100 лет …
Социалистическое сознание, разъяснял Ленин, возникает не из стихийного рабочего движения, оно вносится в рабочее движение революционной марксистской партией. На сегодня такой партией является КПРФ.
Важнейшей задачей пролетарской партии была и есть борьба за чистоту социалистической идеологии, против буржуазного влияния на рабочий класс, против оппортунистов — проводников и носителей буржуазной идеологии в рабочем движении.
Ленин выдвигал возможным на тот момент переход к удовлетворению основного экономического интереса пролетариата только посредством политической революции — «снизу-вверх», заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата, но сегодня, в век высокого развития технологий, наличия опыта советского периода, теории Маркса о неизбежности смены формаций, этот вопрос может быть решен мирным путем — «сверху-вниз», путем принятия грамотных решений руководителями государства.
Одним из важнейших разделов программы РСДРП в тот период была его аграрная часть. И это правильно, мы же помним из пословиц и сказок, что Земля— мать, а Хлеб — всему голова. И сегодня, только с помощью выделения наделов можно спасти многих бездомных и голодных, а для этого Земля должна быть в собственности у государства.
Национализация земли необходима для спасения народа своей страны.
«Критическое» направление, к которому повально обратилось большинство патриотов и даже коммунистов (стремление к «хорошему капитализму»), развращает социалистическое сознание, опошляет марксизм, проповедует теорию притупления социальных противоречий, сводя все движение к борьбе за мелкие, постепенные реформы.
Наша партия только еще вырабатывает свою физиономию…. (отмечал Ленин)
И ведь наша партия на сегодня тоже, можно сказать, только ее вырабатывает!
Социал-демократическое движение международное, по самому своему существу. Это означает, что начинающееся в России движение может быть успешно лишь при условии претворения им опыта других стран, на сегодня это означает переход к Социализму всеми странами планеты Земля.
СОЦИАЛИЗМ — это:
1. Право на жизнь
2. Право на жилье (бесплатное)
3. Право на образование (бесплатное)
4. Право на труд (рабочее место должно быть предоставлено каждому человеку)
5. Право на медицину (бесплатную)
Энгельс признавал не две формы великой борьбы социал-демократии (политическую и экономическую), а три, ставя наряду с ними и теоретическую борьбу. Сегодня мы можем сказать, что такой третьей теоретической борьбой становится Интернет и соцсети.
Рабочее движение не должно никогда забывать, что оно развилось на плечах английского и французского движения, что оно имело возможность просто обратить себе на пользу их дорого купленный опыт, избежать теперь их ошибок, которых тогда в большинстве случаев нельзя было избежать, отмечал Ленин, сегодня же мы обязаны опереться на опыт Советского периода, избежать ошибок того периода, взяв только самое лучшее из опыта СССР.
Сопротивление капиталистам = Пробуждение сознательности
Социал-демократического сознания у людей не может быть от рождения, оно может быть принесено только извне. На сегодня история всех стран свидетельствует, что народ своими собственными силами в состоянии выработать лишь осознание необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции. Точно так же и в России теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения, возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции.
Актуальному сегодня течению преклонения перед «хорошим капитализмом» пора подвести итоги, ведь вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной.
Но почему же — спросит читатель — стихийное движение, движение по линии наименьшего сопротивления идет именно к господству буржуазной идеологии? По той простой причине, что буржуазная идеология по происхождению своему гораздо старше, чем социалистическая, что она более всесторонне разработана, развита.
Экономическая борьба есть коллективная борьба рабочих с хозяевами за выгодные условия продажи рабочей силы, за улучшение условий труда и жизни рабочих. Эта борьба является борьбой профессиональной, потому что условия труда крайне разнообразны в разных профессиях, а, значит, эта борьба за улучшение условий не может не вестись по профессиям (профессиональными союзами, например, на Западе или в России). Но вот придать «самой экономической борьбе политический характер» означает добиваться осуществления тех же профессиональных требований, того же профессионального улучшения условий труда посредством «законодательных и административных мероприятий».
Каждый прогрессивный пропагандист должен уметь разъяснить капиталистическую природу кризисов, показать причину их неизбежности в современном обществе, обрисовать необходимость преобразования капитализма в социалистическое общество.
Классовое политическое сознание может быть принесено рабочему только извне, то есть извне экономической борьбы, извне сферы отношений рабочих к хозяевам. Область, из которой только и можно почерпнуть это знание, есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами. Поэтому на вопрос: что делать, чтобы принести рабочим политическое знание, нельзя дать однозначный ответ, это долгий и упорный труд коммунистов по всем информационным направлениям, доступным сегодня человечеству — газеты, интернет — ресурсы, телевидение.
Практическая неподготовленность, неумелость организационной работы обща действительно всем нам, в том числе и тем, кто с самого начала неуклонно стоит на точке зрения марксизма. Становится несомненным, что слабость эта связана с направленностью большинства социал— демократов в сторону «хорошего капитализма» и что мы не избавимся от узости нашей организационной деятельности, не избавившись от мысли о «хорошем капитализме» вообще.
Политическая борьба социал-демократии гораздо шире и сложнее, чем экономическая борьба рабочих с хозяевами и правительством.
Всякий согласится, что «широкий демократический принцип» включает в себя два условия: во-первых, полную гласность и, во-вторых, выборность всех функций. Без гласности смешно было бы говорить о демократизме, и притом такой гласности, которая не ограничивалась бы членами организации. Демократической мы можем назвать организацию социалистической или коммунистический партии, в которой все делается открыто, вплоть до заседаний партийного съезда; но никто не назовет демократической организацию, которая закрыта от всех не членов покровом тайны.
История русской социал-демократии до революции 1917 года распадалась на три периода. Первый период около десяти лет— период возникновения и упрочения теории и программы социал-демократии. Число сторонников нового направления в России измерялось единицами. Второй период три-четыре года, социал-демократия рождается как общественное движение, как подъем народных масс, как политическая партия. И третий период, это — период разброда, распадения, шатания. Теперь мы можем добавить в этот список четвертый период — установление Советской власти, пятый период — уничтожение Советской власти и установление капитализма, и, наконец, шестой период — возвращение взора в сторону Социализма.
Мы не можем знать, как долго будет длиться шестой период, сколько времени понадобится нынешним прогрессивным социал-демократам, чтобы разъяснить «низам» и «верхам» о неизбежности конца капитализма и начале социализма, мы не знаем, но мы твердо верим, что уже начавшийся шестой период приведет Россию и все Человечество планеты Земля к Социализму.
А потому на вопрос: что делать? мы можем дать краткий ответ: Ускорить развитие шестого периода и установить на всей планете Земля СОЦИАЛИЗМ.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.