Камин. Волшебство и безумие Врубеля. / Фурсин Олег
 

Камин. Волшебство и безумие Врубеля.

0.00
 
Фурсин Олег
Камин. Волшебство и безумие Врубеля.
Обложка произведения 'Камин. Волшебство и безумие Врубеля.'
Камин. Волшебство и безумие Врубеля.

Камин (из неоконченной поэмы "Волшебство и безумие Врубеля" 06).

"Третьяковская коллекция".

 

Живой огонь в печи или камине:

Почти языческая ныне роскошь.

Смотрелся странно бы на ковролине,

На ламинате стоимостью в грош…

***

Иные времена, иные интерьеры.

Наш век помелочней былых веков,

Диктуют обстановку габарит, размеры.

Не до каминов нам, не до шелков.

***

Нет, где-нибудь за городом, на даче

И печь встречается, и мраморный камин.

Эпоха ж в общем обустроена — иначе.

И в очагах огонь погас навек. Аминь!

***

А в Третьяковке, в целом месту чуждый,

Стоит камин вдоль стенки голубой…

Во врубелевском зале. Для тепла ненужный.

Он не горит давно. Зайди да убедись любой.

***

Нам нечто греет душу, что-то — тело.

Огонь, горевший здесь, уже погас.

Но чтоб сегодня даже сердце пело —

Волшебник Врубель нам огня припас.

***

И ведь не сразу объяснишь, в чем дело.

Горит камин, который не горит…

А нужно, чтоб гудело и шумело?!

Ведь зренье тоже что-то говорит!

***

Об изразцах уж сказано немало.

Камин-майолика, камин — услада глаз.

Здесь время русское как будто задремало

Там, где былины древней затевался сказ…

***

Героя два, и два передних плана.

Так не бывает, скажешь ты, изволь:

Под грохот вьюшки или барабана

На сцене первый появляется герой…

***

Он Вольга Святославич (1) из былины,

Он русский богатырь (конечно же, герой!).

Неразличимы под шеломом те седины,

Что волос тронули (сердечек женских рой) …

***

Не в этом главное. Он тот, кто знает, волх,

Он сын таинственной змеи ползучей,

Он птичий в небе легкий изучил полёт,

И волка бег; путь муравья в траве на круче…

***

Конечно, первый план. Конечно, лучший конь.

И грива развивается по ветру. Конь дышит паром.

В глазах, оттенка серого, — горит хмельной огонь,

Да искры красные с подков летят, грозя пожаром…

***

Со стороны другой уходит за свою черту Светило.

Лошадка деревенская скосила любопытный глаз.

И виден со спины мужик, оратай (2); светом освятила

Сама земля-праматерь труд в вечерний этот час.

***

Он вроде не герой, а просто сельский пахарь (3).

Он в глубине, тогда как Вольга явно впереди.

Но то ли так ярка, цветна крестьянская рубаха,

Да то ль бросаются в глаза нам шапка, онучи…

***

Тут символы вступают в бой с наглядностью,

И всяк хотящий угадает результат:

Что явно, с некоторой даже неприглядностью,

Волхв будет мужиком сметён, помят!

***

Все остальное: сирины, (4) драконы, виноград,

И арки, и глазурь, и «гирька» (5) в виде шишки,

Все это — антураж, пусть он и длинноват!

Но вот — огонь потух, а мы всё видим вспышки…

 

 

(1) Вольга; Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике. Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.

(2) Оратай (торж. устар.) — пахарь, ратай. «Оратай жизненного поля.» Баратынский.

(3) Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

(4) Сирин (др. — русск. сиринъ, из греч. Σειρῆνες — «сирены») — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок — вил. Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб.

(5) Гирька — традиционная архитектурная деталь.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль