Вторник для Игоря Андреевича, пятидесятилетнего преподавателя физики в местном университете, начался с неожиданного изменения уже утвержденного расписания занятий. Перенос лекции вызвал легкое недовольство, поскольку нарушал все его планы. Но ничего не оставалось, как смириться с данной ситуацией. Выйдя из учебно-методического отдела, он задумался, чем бы заняться в освободившиеся два часа. Поскольку других дел на сегодня не было, а погода стояла великолепная, идея созрела моментально. Игорь Андреевич решил прогуляться по заснеженному скверу, расположенному неподалеку от университета.
«Не часто выпадает такая возможность…» — подумал он, направляясь к выходу из корпуса.
Через пятнадцать минут Игорь Андреевич, пройдя решетчатую арку сквера, разом попал в зимнюю сказку. Под лучами сияющего белого солнца свежевыпавший снег искрился так, что слепило глаза. Покрытые серебряным инеем березы рельефно выделялись на фоне голубого безоблачного неба. Заснеженный высокий кустарник отбрасывал тени, образовывающие красивую ажурную сеть на поверхности сугробов. Морозный воздух с каждым вдохом приносил особую свежесть. Из головы вмиг выветрились все мысли о работе, и настроение сразу улучшилось.
Гуляющих в сквере людей в это время практически не было. Игорь Андреевич не спеша двинулся по расчищенной от снега дорожке к центральной площадке, любуясь окружающей красотой и наполняясь глубоким зимним покоем спящей природы. Шум проезжающих по соседней трассе машин сюда почти не доносился. Внезапно громкое карканье, прозвучавшее словно выстрел, вывело его из безмятежного состояния. Он невольно вздрогнул и посмотрел вверх. На макушке ближайшей березы сидела большая серая ворона. Возмущенно каркнув еще раз, она тяжело взмахнула крыльями и улетела прочь, потеряв длинное черное перо. С веток посыпалась снежная пыль, заискрившись в солнечных лучах. Игорь Андреевич посмотрел птице вслед, иронично хмыкнул и стал наблюдать за вертящимся в воздухе пером.
Оно опустилось на снег прямо к его ногам, и Игорь Андреевич решил воспользоваться редкой возможностью рассмотреть вблизи красивое, с пурпурно-зеленоватым переливом, воронье перо. Он поднял нежданный дар от птицы, повертел в пальцах, и вдруг заметил, что в его сторону направляется какой-то человек.
«Неужели я попался на глаза кому-то из знакомых? — Игорь Андреевич смущенно отбросил перо и посторонился, уступая дорогу быстро приближающемуся прохожему. — Маловероятно… В такое время? Разве что студент…»
Вскоре мимо него торопливо прошел высокий, худощавый и сравнительно молодой мужчина, явно куда-то спешащий. На преподавателя физики он даже не обратил внимания. Незнакомец был одет не по погоде — в демисезонный длиннополый черный плащ и туфли. Головной убор отсутствовал.
Игорь Андреевич, провожая внимательным взглядом легко одетого незнакомца, вдруг увидел, как из-под полы его плаща выскользнул некий плоский предмет, тускло блеснувший на солнце. Торопившийся по одному ему известному делу человек утери не заметил… Игорь Андреевич засек место, где упал предмет и сразу поспешил к этому участку дорожки. Потерянную незнакомцем вещь отыскать удалось быстро. Он смахнул с поверхности налипший снег и стал с интересом рассматривать фигурное металлическое изделие. Форма предмета напоминала кастет из какого-то очень тяжелого серо-золотистого сплава. Надписей на отполированной поверхности не было. Взвесив его в руке, Игорь Андреевич удивленно вскинул брови и громко прокричал уже успевшему далеко отойти прохожему:
— Молодой человек! Подождите! Вы что-то обронили!
Незнакомец повернулся, посмотрел долгим взглядом на Игоря Андреевича, отчего тому сделалось не по себе, и стал, уже не торопясь, возвращаться назад.
«Все-таки странное у него поведение… — обеспокоился Игорь Андреевич и внутренне собрался перед встречей с этим субъектом. — Да и изделие уронил непонятное… Интересно, что это такое?»
Дождавшись, когда мужчина в черном плаще подойдет поближе, Игорь Андреевич показал ему найденный предмет.
— Вы это потеряли, проходя мимо меня… — вежливо произнес он заготовленную фразу.
Незнакомец остановился и в упор посмотрел на преподавателя колючим взглядом светло-серых, почти белых глаз.
— Зачем взял то, что тебе не полагалось?
Грубый тон этого человека обескураживал.
— Простите, но… — начал было возмущаться Игорь Андреевич и тут же умолк на полуслове, заметив стремительные изменения в окружающем мире.
Серая пелена тумана заволокла небо, растворила Солнце, стерла все краски. Воцарился сумрак. Заснеженная дорожка, на которой ранее стоял Игорь Андреевич, превратилась в мощеную булыжником узкую аллею с росшим по бокам высоким черным непролазным кустарником. Его искривленные ветки с колючими удлиненными листьями навевали гнетущее ощущение безысходности…
«Что происходит?» — Игорь Андреевич в изумлении стал осматриваться по сторонам и обратил внимание на две высокие каменные арки, расположенные на некотором отдалении впереди и позади него.
Их покрытая трещинами поверхность была украшена резными барельефами каких-то мифических существ. Они перекрывали проход по аллее, словно некие врата. Обойти арки из-за зарослей кустарника не представлялось возможным.
«Судя по виду — глубокая древность! — удивился он, оценив состояние строений. — Откуда все это взялось? Что за наваждение?»
Игорь Андреевич, как широко образованная целостная личность с развитым умом и большим жизненным опытом, не был склонен к утере критического мышления в неожиданных обстоятельствах. И потому-то крайняя необычность ситуации, в которой он оказался совершенно невероятным образом, не выбила из колеи, а только заставила усомниться в реальности происходящего. Сделав единственно разумный, с его точки зрения, вывод, что он находится под воздействием внушения, Игорь Андреевич только было собрался потребовать объяснений, как мужчина в черном плаще, словно cчитав его намерение, произнес сухим голосом, от которого по позвоночнику физика прошла холодная волна:
— Неужели ты до сих пор считаешь, что находишься в своем городе и тебе все это только кажется? С виду весьма неглупый, а очевидных вещей не принимаешь…
Он протянул руку и забрал у оторопевшего Игоря Андреевича загадочное изделие, продолжая в упор его рассматривать.
— Но ты мне понравился. Не такой малодушный, как остальные… — вынес свой вердикт незнакомец, задумчиво прищурившись.
Спрятав металлический предмет под плащ, он тут же бесстрастно продолжил:
— А раз так, дам тебе возможность выбора! Не каждому предоставляется это право! Взгляни на порталы Судьбы. Если пройдешь вон через тот, кивнул он на арку, стоящую впереди них, — обретешь успех в жизни. Однако за данный выбор придется заплатить одиночеством… Тем не менее рекомендую подумать об открывающихся перспективах! А пройдешь через этот, он повернулся и показал рукой на другую арку, расположенную позади, — вернешь то, что утерял в прошлом, и о чем до сих пор часто вспоминаешь и очень жалеешь. Сразу предупреждаю: приняв этот выбор, закроешь себе все возможности к дальнейшему развитию.
Таинственный незнакомец умолк и в ожидании ответа стал изучающе разглядывать преподавателя физики. Но Игорь Андреевич, краем уха выслушав его пояснения, сосредоточенно молчал, обдумывая как поступить. У него в голове никак не складывалась приемлемая трактовка происходящих событий, а беспричинно верить словам постороннего типа он не собирался…
«Место унылое и дикое… Растительность непонятная… Где же оно может находиться? И ведь ни одной ассоциации не вызывает… Ладно, не это главное, а то, каким образом я попал сюда! Неужели осуществим мгновенный перенос материальных форм? Не могу поверить… Противоречит любым физическим принципам! Может все-таки — мастерский розыгрыш? С какой целью?»
— Зря сомневаешься! — ровным безразличным тоном произнес незнакомец, снова безошибочно распознав мысли преподавателя.
Игорь Андреевич молча пнул носком ботинка выступающий из дорожки камень, поморщился от боли и нахмурился. Ощущения от удара получились весьма реальными… Он покрутил стопой и краем глаза успел заметить промелькнувшую на лице незнакомца насмешливую улыбку.
«Неужели этот субъект говорит правду? Но разве такое возможно? Еще об остальных упоминал… Кто-то прежде бывал здесь? Хм…» — потерев подбородок, Игорь Андреевич бросил настороженный взгляд на своего странного собеседника.
«Манера держаться нарочито грубая, а по виду — приличный… Ведет себя как хозяин положения… Кто же он на самом деле?»
Но задать этот вопрос незнакомцу в черном плаще он почему-то опасался… Что-то было не так…
«Да ведь он чужак, не человек! — невероятная мысль заставила вздрогнуть преподавателя физики. — Пришелец с другой планеты! А тот предмет, который я поднял, — действующее устройство телепортации! Видимо, я его случайно активировал… Похоже, такая технология реальна! Интересно, она на квантовых явлениях основана?»
С облегчением отбросив чуждую ему мистику и вернувшись в круг привычных разуму материальных понятий и знаний, Игорь Андреевич наконец выстроил для себя логически непротиворечивую картину событий и на удивление сразу успокоился.
«Не предполагал, что придется иметь дело с инопланетной расой… Уникальный, даже фантастический случай! Только вряд ли мне коллеги поверят… Да и как можно ожидать от них другой реакции, если я и сам в такое не верил!»
Внимательно осмотрев древние арки, он спросил нейтральным голосом:
— А собственно, где я нахожусь и почему должен выбирать?
— Вечно одно и то же… Как же вы предсказуемы! — поморщился незнакомец. — Ты опять ошибся в своих умозаключениях! А кто я на самом деле — знать тебе не положено!
— Разве вы не … — начал было удивленный Игорь Андреевич, но не успел закончить свой вопрос.
— А место это — находится бесконечно далеко и в то же время близко к вашему миру… Многоуровневая Реальность — она такая… Но твое просвещение не входит в мои намерения! — невозмутимо продолжал монолог незнакомец. — И тебе придется сделать свой выбор, поскольку ты взял в руки артефакт Судьбы.
После подобного ответа логические конструкции, выстроенные с таким трудом, рассыпались в сознании Игоря Андреевича словно карточный домик. А ум, окончательно исчерпавший все идеи, сдался… Игорь Андреевич на этот раз решил поверить сказанному и стал обдумывать дальнейшие действия.
Немного помолчав, он мрачно спросил:
— А что произойдет, если я откажусь проходить через арки?
— Останешься тут навсегда! — тотчас последовал лаконичный ответ загадочного субъекта, по каким-то причинам хранившего свое инкогнито.
Такая перспектива очень не понравилась Игорю Андреевичу. Его загнали в узкий коридор принятия решений, умело исключив альтернативу. Это настораживало…
«Как же я не люблю, когда мне навязывают условия! — квалифицированного преподавателя вдруг охватило раздражение. — Терпеть не могу такого… Да и выглядит вся эта история с обязательным выбором весьма сомнительно! Ладно… Что он говорил о двух вариантах? Так… Ага, вспомнил!»
Игорь Андреевич сфокусировался на сути предложения, решив трезво оценить, какие последствия могут проявиться для него в случае участия в этой «игре».
Первым вариантом было устремиться по дороге жизненного успеха, но ценой одиночества, что бы это ни означало.
«Приобретение успеха… А в чем именно? Вероятно, в моей научной деятельности, что гарантирует, конечно же, признание и позволит получить весьма хорошее преимущество. Само по себе выглядит привлекательно… Но вот расплачиваться за это одиночеством? И наверняка придется идти по головам, утратив ради выгоды доброту и доверие к людям. В результате превратиться в крайнего эгоиста на вершине карьерной пирамиды, потеряв настоящих друзей и дорогого человека? Нда… По мне так себе перспектива, мягко говоря… Нет, это не для меня! Не готов я платить назначенную цену!» — твердо отказался он от такого изменения судьбы, посчитав последствия от данного выбора неприемлемыми.
Второй вариант, как понял Игорь Андреевич, сулил ему обретение утраченного. То, о чем он сожалел уже немало лет. И он сразу догадался, что имелось ввиду. Речь могла идти только об упущенной в молодости подлинной, глубокой любви… Тогда семью, в силу обстоятельств, сохранить не удалось, и брак распался, о чем он до сих пор сожалел. Давняя рана в душе так и не зажила.
«Заманчивая возможность… Конечно же, я мечтал о ее осуществлении… Ну а если воспользоваться предоставленным шансом и решиться? Как это произойдет? О переносе во времени речь не шла (уже не удивился бы и наличию подобной технологии). Значит, новая встреча… Но получится ли вернуться именно к прежним состояниям души, которые остались в памяти? Если подумать трезво, без эмоций, — не уверен… Мы очень изменились за прошедшие годы. Стали другими… Каждый пошел собственной дорогой. Все, что тогда имело значение, сегодня уже потеряло важность. Это — свершившейся факт. Придется по-новому выстраивать отношения… Что в итоге выйдет? Примем ли мы изменившиеся интересы друг друга? Не знаю… Еще важный момент! Так манипулировать ее судьбой? Не спросив, нужно ли ей это? Поступить столь эгоистическим образом будет насилием над дорогим человеком, что абсолютно неприемлемо для меня! Вмешаться так — значит отречься от своего предназначения! Вот и обещанный конец всякого творческого развития и застой в жизни… Подводим черту — как бы не желал я вернуться к ней, думаю, что нельзя ворошить давно минувшее! Оно безвозвратно ушло, скрывшись под песками Времени. И пусть все остается только в памяти и в сердце…» — он печально помотал головой, отказываясь и от этого выбора.
Третий вариант по понятной причине он не рассматривал… Завершив тем самым свои рассуждения, Игорь Андреевич уяснил главное: оптимального решения для него не существовало! Он угодил в патовую ситуацию.
«Замечательный расклад… Просто вынуждают сделать примитивный выбор из двух вариантов, которые мне решительно не подходят! Хитрая ловушка! Нет, так дело не пойдет… С какой стати я должен плясать под дудку этого непонятного субъекта? Надо срочно что-то придумать!» — Игорь Андреевич разозлился и твердо решил освободиться от стоящей перед ним дилеммы.
Но что он мог сделать в сложившейся ситуации? Любая другая альтернатива, очевидно, отсутствовала. Но его аналитический ум все равно лихорадочно искал хоть малейшую лазейку, позволявшую выскользнуть из устроенной западни. И когда надежда найти приемлемый выход исчезла, и Игорь Андреевич уже собрался сдаться, к нему неожиданно пришла необычная мысль, заставившая посмотреть на эту дилемму с иной, нетривиальной точки зрения…
«Если смириться с его категоричным предложением — значит согласиться играть по чужим правилам, что меня принципиально не устраивает… Следовательно, крайне важно остаться вне навязанной дилеммы. А для этого вообще не надо ничего выбирать! Но тонкость здесь в том, что отказ проходить через арки — тоже является выбором, которого необходимо избежать! Честно признаться, совершенно упустил из виду такой ключевой нюанс! — он заметно оживился. — Вот он выход! Но как это сделать?»
И тут Игорь Андреевич понял, что нужно предпринять. Не став разбираться, откуда в его голову пришла подобная сумасшедшая идея, он бросился в заросли черного кустарника, с треском продрался сквозь оказавшиеся неожиданно хрупкими ветки и буквально вывалился с другой стороны этой мрачной живой стены, едва удержав равновесие. Но рассмотреть толком, что за ней находилось, не успел… Тут же глаза ослепила белая вспышка, а по ушам ударил громкий звук, подобный лопнувшей гитарной струне. Когда восстановилось зрение, Игорь Андреевич понял, что победил и облегченно вздохнул. Он снова стоял на прежней дорожке знакомого сквера в окружении зимнего пейзажа. В голубом небе ярко светило солнце, а загадочный субъект бесследно исчез, словно его никогда и не было.
Преподавателя слегка трясло после пережитых событий, а мысли продолжали вихрем носиться в голове, будоража разум и не давая окончательно успокоиться:
«Вот же угораздило меня влипнуть в такую историю… Ну и приключение… Не понимаю, как это возможно. Ведь то, что со мной случилось, противоречит научной парадигме мира! Невероятно! Кому рассказать — не поверят! Нет, даже пробовать не буду… Лишусь репутации! Разбираться в данном феномене придется самостоятельно… Было бы очень интересно узнать, с кем я столкнулся? Чуть не погубил меня, деспот!»
Игорь Андреевич встряхнул плечами, сбрасывая с себя тревожные ощущения от чуждого сумрачного мира, и медленным шагом пошел назад к выходу, с восторгом вдыхая чистый морозный воздух и стараясь успокоиться. Прекрасная погода и яркие лучи солнца вскоре растворили неприятные воспоминания, и он смог расслабиться. Тотчас радость от спасения из устроенной ему ловушки овладела им. Кто ее обставил? Почему? В каких глубинах Космоса находится тот странный мир? Все это в данное время не имело значения. Его мысли уже приняли другое направление…
«Но как мне такое пришло в голову? Рвануть напролом через кустарник! Надо же… Видимо, подобным способом я разрушил выстроенное смысловое поле предложенных вариантов и восстановил статус-кво! — Игорь Андреевич, очень довольный собой, весело улыбнулся. — А ведь у меня все-таки хватило решимости, сил, да и изрядной доли везения в том числе, чтобы найти приемлемое решение! Хотя и пришлось испытать последнюю грань безысходности. Неприятно, мягко говоря… Не желал бы я снова очутиться в такой ситуации! При этом весьма любопытно… Секрет выхода из патового положения оказался очень своеобразным в своей методологии — ухитриться вывести себя из системы, как таковой, тем самым полностью устраняя дилемму. Возьму на заметку! Исключительно наглядный пример преимущества нестандартного подхода к поиску методов решения сложных задач… И студентам тоже будет полезно обратить внимание на развитие широты мышления. Поговорю на следующей лекции о нетривиальном методе в научных изысканиях!»
Вернувшись к привычному порядку мыслей, Игорь Андреевич задумался о постоянной вовлеченности человека в разнообразные процессы выбора, и к нему неожиданно пришла важная концептуальная идея:
«Хм… Как ни крути, в жизни нам никуда не деться от постоянной необходимости совершать выбор одного действия из нескольких возможных вариантов. При этом даже отказ сделать выбор будет его разновидностью… Находясь в подобном процессе (часто неосознанно) субъект заключает себя в рамки принимаемого выбора… Следовательно, чтобы достигнуть независимости от такого рода ограничений, индивидууму необходимо находиться в условиях отсутствия для него любого выбора! А это уже совсем иной уровень осознанности, охватывающей и принимающей все многообразие безусловной реальности! Как интересно… Только сейчас смог по-настоящему постичь…»
Но наряду с этим он увидел и другое: пока человек находится на текущем уровне развития индивидуального сознания, концепция выбора является крайне необходимым инструментом становления социальной личности…
Подойдя вплотную к выходу, Игорь Андреевич наткнулся взглядом на декоративную арку, встречающую посетителей сквера. Тут же невольно вздрогнул, но сразу взял себя в руки. Иронично улыбнувшись своей реакции, он посмотрел на часы и охнул. Время поджимало. Нужно было спешить на лекцию.
Москва, 13 мая 2024
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.