ЗМЕИНОЕ МОЛОКО ПАРНЯ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ. / Декопольцев Сергей
 

ЗМЕИНОЕ МОЛОКО ПАРНЯ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ.

0.00
 
Декопольцев Сергей
ЗМЕИНОЕ МОЛОКО ПАРНЯ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ.
Обложка произведения 'ЗМЕИНОЕ МОЛОКО ПАРНЯ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ.'
ЗМЕИНОЕ МОЛОКО ПАРНЯ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ.

«ЗМЕИНОЕ МОЛОКО ПАРНЯ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ» или к чему стремились авторы проекта «Время учеников».

«Встретишь своего учителя — убей его.» — поговорка изучающих восточные единоборства.

(В переводе на обычный язык: «Для тебя не должно быть непредрекаемых авторитетов».)

 

Во второй половине 90-х годов прошлого века наш знаменитый футуролог Сергей Переслегин и группа авторов ( поклонников творчества братьев Стругацких ) начали проект «Время учеников». Тому, кто не читал, скажу: это — многотомное издание «сиквелов».

«Сиквел» как явление в литературе был известен и раньше ( например, повесть Жюля Верна «Ледяной сфинкс» — «окончание» «Приключений Артура Гордона Пима» Эдгара По), но особенную популярность (известность, если хотите) приобрел благодаря Голливуду.

Практичные американцы решили: если некоторые фильмы имеют у публики бешеную популярность — так «чего добру пропадать»? Заработаем на этом! И пошел парад продолжений! «Кинг Конг — 2», «Челюсти — 2», «Хищник — 2», «Чужие», «Терминатор — 2»… Вот только неполный список. Какие-то сиквелы были удачными, какие-то нет… Но в самом начале показа любой из них «собирал сливки» — люди валом валили в кинотеатры, чтобы снова увидеть полюбившихся героев, узнать о их дальнейшей судьбе…

Вот и авторы проекта «Время учеников» решили «продолжить судьбу» героев Стругацких. Здесь тоже есть свои успехи и неудачи. Среди успехов можно отметить повесть Андрея Лазарчука «Все будет хорошо» — продолжение знаменитого «Малыша» Стругацких. Андрей Лазарчук — это, безусловно, явление в нашей фантастике. Фонтанирующий вулкан идей, демиург-строитель миров, так непохожих на наши и в тоже время до жути реальных; с подтекстом и многоплановостью, когда события, о которых он пишет, приобретают несколько уровней смысла. Вообще-то, «Все будет хорошо» — не столько о дальнейшей судьбе Малыша, сколько — страшная правда о «Массачусетской машине» (о ней Стругацкие упоминали мимоходом), о том, что светлый «Мир Полудня» — это только фасад, за которым скрывается нечто недоброе. Кстати, тема «компьютеры в мирах Стругацких» очень интересна и может быть предметом отдельного разговора.

Но мне особенно хочется выделить произведение его давнего соавтора. Михаил Успенский отметился в сборнике повестью «Змеиное молоко» — сиквелом «Парня из преисподней» Стругацких. Поразительный пример того, как произведение, написанное (намеренно, конечно) в духе и в стиле «материнской вещи», напрочь перечеркивает ее философское содержание…

Повесть «Парень из преисподней» задумывалось как произведение резко антивоенное. Чего стоит только один из эпиграфов, которыми они ее снабдили: «Другой раз встретишь такого и подумаешь, вроде парень ничего. А он, глядишь, разинет рот, да и пойдет сыпать трескучими словесами: господствующая раса, беззаговорочная преданность, фанатическая воля, ну, в общем, крутит шарманку». (Д. Ноль «Приключения Вернера Хольта»). Вполне законченный манифест демократической интеллигенции — антивоенный и антифашистский. Одним словом: прощай оружие!..

Неприятие «казенного патриотизма» — это, конечно, понятно… Человек — на фронте, в бою, в грязи и крови, ежеминутно рискуя жизнью, делом доказывает своию любовь к Родине, а какая-то тыловая сволочь учит его как любить свою Отчизну и свой народ… Отсюда обида и неприятие «казенного патриотизма» — дескать, языком тренькать все горазды! И при этом, зачастую, «вместе с водой выплескивался и ребенок» — возникало неприятие патриотизма вообще… Мало того, некоторые ушлые пацифисты обнаруживали, что их неприятие военщины и нежелание убивать приносит вполне ощутимые дивиденды. Во-первых: оправдывает уклонение от отправки на фронт ли, в «горячую точку»… одним словом избавляет от риска быть раненым или убитым. Во-вторых: дает оправдание любому предательству: «Убивать людей я не хочу (сиречь, бороться с оккупантами), а жить как-то надо… Вот предложили — и пошел в бургомистры…» Но, извините, это я отвлекся.

В повести Стругацких речь о судьбе парня-спецназовца с землеподобной планеты, которого земляне-прогрессоры выдернули умирающего из пекла боев, вылечили и пытаются перевоспитать. Да только что-то у них плохо получается… Честно говоря, когда я в первый раз читал эту вещь, впечатление было сложное… «Мэтры», сами того не желая, сказали и другое… Вот Корней Яшмаа (прогрессор, приютивший у себя «боевого кота» Гага) дарит Гагу, чтобы тот не скучал, кибера Драмбу, и Гаг находит «безмозглому» помошнику работу — изготовить для него автомат. Вот на «чудо-машине», дублирующей материальные предметы ( не иначе вариант нанорепликатора, над созданием которых сейчас работают ученые развитых стран!) он размножает для себя автоматные патроны. Причем делает это в присутствии землян… И те не обращают на это никакого внимания!

«Нет, — говорит про себя Гаг. — У нас их, таких беспечных, мальчишки перочинными ножами бы резали!» Вот и получается (вопреки замыслу авторов), что прекраснодушное общество может жить только в изоляции, или иметь кулаки для защиты — иначе съедят агрессивные соседи!

Михаил Успенский явно писал свое «Змеиное молоко» в русле этой идеи. К тому же тут сыграл на руку опыт (печальный, надо сказать), к чему приводят благие намерения хороших людей, когда они ( и мы вместе с ними) начинаем «ломать» собственную «военщину», ожидая от окружающего мира того же самого. 90-е годы… Разруха, голод, гражданская война. Просто в мире Гага, где прогрессоры сделали то же самое, это все более выпукло, более ярко… Каждый понимает слово «свобода» по-своему… Для одного это — свобода самовыражения в труде, науке, искусстве, для другого — свобода присваивать природные ресурсы и продавать их за границу, для третьего — это свобода грабить и убивать…

Да и сам Гаг в «Змеином молоке» совсем другой человек. Он, оказывается, вовсе никакой не Гаг, а полковник военной разведки Гигон, заброшенный на Землю в рамках операции «Прогрессор». Гигон начинает вылавливать на планете земных агентов, его сообщник, оставшись на Земле, запускает во всепланетную компьютерную сеть «червяка» — вирус… Сам полковник (оказавшийся к тому же сыном герцога — правителя этой страны) производит военный переворот. Нет, он согласен, что с войной надо кончать, а люди должны жить лучше — правы земляне. Только вот методы их никуда не годятся… Как актуально звучит, послушайте:

«Фонари в городе не горят — некогда господам— гуманистам такими мелочами заниматься, надо господам-гуманистам святую месть творить, пацанов в военной форме отлавливать».

«…Эх, звезда моя родная, столица дорогая, Айда-Алай, Сердце Алая… Что же с тобой сделали! В бухте танкеры горят, Холм Павших Ангелов, кажется, до основания снесли, Брагговка наша лихая, разбойная, тоже в огне, а герцогский дворец… Лучше не видеть его сейчас тому, кто раньше видел…» ( Правда, напоминает расстрелянный из танков в 93-м Дом Советов или Грозный 94-го? — Д.С.)

Словом, «Змеиное молоко» — это гимн «просвещенному военному абсолютизму». Молодой герцог умен, энергичен, быстро схватывает суть проблемы и принимает решения не оглядываясь на исторические традиции, пыльные фолианты сводов устаревших законов и общественные предрассудки. Он совсем не унтер Пришибеев города Глупова — с детства, под влиянием матери, вопреки традициям семьи занимался беспорядочным чтением и живописью. Но потом суровый отец «запретил встречаться с молодой баронессой Трегг, а когда запрет был нарушен, запихал в разведшколу и громовым своим голосом наказал Одноглазому (Одноглазый Лис — кличка начальника военной разведки герцогства Алайского — С.Д.) в случае чего меня просто расстрелять, за что господин генерал не только не понесет ответственности, но даже получит поощрение… А ежели юный герцог будет находиться в привилегированных по отношению к остальным курсантам условиях, то расстрелян будет как раз сам господин генерал…»

Что ж, такую родительскую суровость можно только одобрить. Сразу вспоминаются указы Петра 1, по которым молодые дворяне начинали службу с простых солдат и матросов, как заканчивали военные училища и потом воевали дети сталинского Политбюро, как горная знать на Кавказе отдавала своих сыновей на воспитание в чужие семьи, чтобы не растить из них неженок… Да он не неженка — этот молодой герцог. Очень привлекательный получился портрет военного диктатора — не находите?

Он не чванится своим происхождением, запросто находя общий язык с простыми солдатами — они считают его своим… Не брезгует черновой работой и равнодушен ко всяким «житейским благам». Его личные покои все еще в разгроме после недавних революционных событий — а ему плевать. Как тут не вспомнить с горечью, что многие наши демократические чиновники, «слуги народные» начинают свою служебную деятельность с распоряжения о ремонте доставшегося им кабинета!

А этот наведет порядок! Покончит с преступностью и анархией, даст людям работу и жилье. Спорная мысль? Демократия не приемлет насилия? Но лучшего строя по Уинстону Черчиллю, мол, не изобрели? Но в благословенных США, на которые молятся наши демократы, демократия подпирается электрическим стулом! Сейчас, во время кризиса, там много и охотно судят биржевых спекулянтов и банкиров (по определению наших «правых» — самых талантливых и удачливых). И, разве не помнят наши «западники» крылатую фразу госпожи Новодворской, что, мол, демократия «это когда сажают демократы»?

Впрочем, главное возражение моих оппонентов я знаю: «Что позволено другим — нам никак нельзя! Ну никак! Русские — это же быдло, тупое, пьяное и ленивое… Жестокое от рождения, не способное к творчеству и труду! Они и человека-то в космос первыми запустили по недоразумению!» Ну и так далее.

А я на это отвечу, что это — расизм. Фашизм чистой воды, разжигание национальной розни. Согласно принятым в Российской Федерации законам нельзя безнаказанно оскорблять ни один народ! Ни один! Иначе от народа, которого безнаказанно травят и оскорбляют, обворовывают и опускают ниже черты бедности, можно ожидать ответную реакцию… А это всегда — очень страшно. Думаю, ни вы, ни я не хотим крови и пожаров на нашей земле. Не хотите, ведь правда?

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль