Памяти Артура Кларка и научно-технического прогресса.
Во время передачи новостей промелькнуло коротенькое сообщение о смерти Артура Кларка. Сообщили мимоходом, походя. Да и кто сейчас помнит это имя? Разве что, поколение сорокалетних… У теперешней молодежи новые кумиры, на слуху новые имена… Толкинен, Лукьяненко, мало ли кто… Разве плохо? Да никто такого не говорит! Пусть читают, я не об этом. В годы нашей молодости, в той стране, которая называлась «СССР», Кларк был самым «переводным» из западных фантастов (в одном ряду, конечно, с Шекли и Брэдбери). Он не был адептом капитализма, но и коммунистом, конечно, не был. Он был «технократом», точнее «позитивистом», последний представитель вымирающего племени чудаков, которые думали, что технические (и не только) чудеса, предложенные наукой, могут улучшить жизнь людей, покончить с голодом, бедностью…
Идеи его заставляли морщиться наших партийных идеологов, но его уважали, его произведения печатали. Подкупало в его рассказах и повестях то, что русские там показывались без злобы, с признанием их заслуг, как первопроходцев космоса. Если будет возможность — пересмотрите «Космическую одиссею 2001 года.» Гениального Стенли Кубрика — убедитесь. А в продолжении — «Космической одиссеи 2010г.» действует советский (русский) космический корабль — «Алексей Леонов». Вот так-то!
Кстати, как вспоминал впоследствии сам Кларк, он сказал Алексею Архиповичу об этом. По его словам «Леонов улыбнулся и сказал: «О, я буду прекрасным кораблем!»
Сам я познакомился с творчеством этого замечательного фантаста еще в школьном возрасте. На полке нашей сельской библиотеке мне попалась непримечательная книжка в скромной серой обложке — сборник повестей и рассказов А.Кларка «Лунная пыль». В повести с одноименным названием обыгрывалось научное допущение, которое в те далекие годы серьезно обсуждалось учеными: вся Луна покрыта многометровым слоем пыли, которая под воздействием космического вакуума и сверхнизких температур приобрела свойства жидкости — любой твердый предмет тонет в этом «море пыли», как в воде. Кстати, до благополучной посадки «Луны — 16» Сергей Павлович Королев всерьез опасался подобного исхода. И лишь потом и наши и американцы убедились, что, слава Богу, это не так. А того, раннего Кларка на этом допущении построен сюжет целой повести: злоключение туристического лунохода, который умудрился утонуть ( на его пути оказалась газовая каверна ), его поиски, злоключения экипажа и туристов, трудности спасательных работ и т.д. Но меня в этом сборнике поразил другой рассказ (не помню, как он назывался, кажется «Встреча»). Там рассказывается о парне, который несет скучнейшую вахту в поясе астероидов. У него много проблем ( материальных, и не только), он думает над ними, мечтает о своей девушке, а за бортом решительно ничего не происходит. Плывут бесконечной чередой россыпи каменных обломков, и вчера так было, и позавчера… И вдруг — удар по нервам! Мимо проносится разбитый космический корабль — смятый нос, чернеющие глазницы выбитых иллюминаторов… Не наш! Не земной короче…
Непривычные очертания, форма, дизайн… Парень вскакивает, пялится в экран, но, увы, видение уже пронеслось мимо… Даже расстояние не удалось засечь, размеры не определишь… И как потом докажешь, что это тебе не приснилось? Что подумает начальство, не захочет ли отделаться от ретивого сотрудника, чтобы не создавать излишней шумихи? И как посмотрит на потерю работы любимая девушка? Словом, очень убедительно, рассказывает нам Артур Кларк о переживаниях «маленького человека» прикоснувшегося к тайне.
В январском номере журнала «Техника-Молодежи» за 1980г. начали печатать новую большую вещь мастера «Фонтаны Рая», о постройке космического лифта. «Я взял за основу идею вашего русского ученого.» — объяснял Кларк. Он имел в виду проект инженера Юрия Николаевича Арцутанова (род. 1929г.). В 1960г. он предложил поднимать грузы на орбиту с помощью системы тросов, закрепленных на орбитальной платформе.
Но совершенно особую известность получили особые таблицы Кларка. В них он подробно расписал какие открытия нам следует ожидать и в каком году. Его таблицы захватывали вторую половину ХХ-го и весь ХХ1 век. Подробно приводить содержимое его прогнозов не стоит — горько. Достаточно вспомнить что обе его «Одиссеи» и 2001-го и 2010-го годов рассказывают об экспедициях на Юпитер!
Написал и вспомнил, что в самом начале нового века вышел супербюджетный, европейский блокбастер «Марсианская Одиссея». Первый полет на Марс. Корабль терпит аварию, а потом космонавтам некому — с Земли отправили один-единственный корабль, и пока снарядят второй… А действие разворачивается в 2007-м году! Но теперь видно, что и создатели этого фильма поторопились. Весь теперешний научный прогресс ушел в бесконечное совершенствование сотовых телефонов ( что там еще осталось в него записать — миксер и микроволновку?), стиральных машин, холодильников, помад, крема от морщин… На эти цели брошены огромные силы… А основным пассажирским самолетом в технически продвинутых США до сих пор является «Боинг — 767», который впервые полетел в 1969г. Да, американцы вывели недавно из ангара новую перспективную модель ( покрытие для которой разработали русские ученые) и показали ее с большой помпой… Но стоит вспомнить, как на ежегодных автосалонах раз за разом показывают автомобили, которые работают на электричестве или водороде, а где они? Свернуты проекты подводных городов и океанских ферм по разведению ценных пород рыбы, крабов и т.д. Почему?
Космос нерентабелен, говорят нам и приводят цифры стоимости лунного грунта, привезенного американскими астронавтами. Дескать, общая стоимость программы «Апполон» перевалила за 25 млрд. долларов. Но при этом нам не говорят, что чистая прибыль от новшеств, разработанных при осуществлении этой программы превысила уже 4 триллона. Хозяюшки, поднимите руки — у кого на кухне есть тефлоновая сковородка? Это вам — привет от «Апполона»! Счастливые обладатели персональных компьютеров, знаете, когда впервые было дано задание на разработку именно этого направления космической техники? Космическая навигация, кабельное телевидение, сотовая связь, компьютерные сети, геологоразведка, картографирование, предсказание погоды — все это дал нам космос. Да, пока ближний. Сегодня все больше ученых сходится во мнении, что нефти у нас на планете (при все более увеличивающемся потреблении) хватит только до 2030-го года. А потом? Вот на Луне есть огромные запасы «гелия-3» — сырья для будущих термоядерных реакторов. Нам говорят: вот кончится нефть — тогда и полетим за этим, вашим «гелием-3»! А не будет ли поздно, господа? Не будет нефти — остановятся стада машин. Прекратится, частично, работа железных дорог( не все они электрофицированы). Замрут у пирсов корабли — дизеля останутся без горючего, а мы — без бананов, шоколада и кофе (они в Европе не растут, а в России — тем более.) Но это не самое страшное. Вот без отопления останемся — это да! ТЭЦ-то наши в основном на мазуте работают. И дороги мостить станет нечем — гудрон, знаете, из чего получают? И не поздно ли тогда станет посылать на Луну космические корабли?
…Сказать, что Артур Кларк опередил свое время нельзя. Это время само остановилось, а он просто ушел вперед. Трагично. Впрочем, неправильно говорить, что время остановилось само. Ему помогли остановиться. В Довилле (Франция) в1974 г. собрались «сильные мира сего» и решили: хватит! Пора кончать эти игры с научно-техническим прогрессом, с устремлениями людей в космос и глубины океана. Слишком опасно — разбегутся и не проконтролируешь! Американский «Спэйс-Шатл» тогда уже находился в разработке, вот его и оставили. А остальные замыслы — под нож. А Советский Союз, спросите вы? А у нас поступили также. Была тогда у советских «верхов» дурная манера — во всем брать пример с Запада. Им не надо, а нам — тем более. Так что, похоже, на Луну полетят только китайцы. Ну, индусы еще. У них экспедиция на нашу соседку тоже забита в программу пилотируемой космонавтики. Тем же, кто зациклен на компьютерных играх, ни Луна, не Марс тем более не нужны. Достаточно поставить соответствующую «гейму». Там можно вовсю находиться и набегаться по Луне, или по Марсу. А то, что этот Марс придумал за тебя другой — это не важно.
Вот так, начал с воспоминаний об Артуре Кларке — закончил реквиемом научно-техническому прогрессу. Впрочем, все логично. Артур Кларк был певцом научной поступи человечества, так что даже лучше, что он теперь не видит, как умирает его любимое… детище?.. нет. Дело?.. (Вроде бы ученым не был.) Ладно, скажем так: умирает все, что он любил, и чему поклонялся.
Что воспевал, и в чем видел великую надежду на лучшее будущее для людей. Для всех людей. Светлая ему память!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.