Д,АРТАНЬЯН - ГВАРДЕЕЦ КАРДИНАЛА!.. О романе А. Бушкова. / Декопольцев Сергей
 

Д,АРТАНЬЯН - ГВАРДЕЕЦ КАРДИНАЛА!.. О романе А. Бушкова.

0.00
 
Декопольцев Сергей
Д,АРТАНЬЯН - ГВАРДЕЕЦ КАРДИНАЛА!.. О романе А. Бушкова.
Обложка произведения 'Д,АРТАНЬЯН - ГВАРДЕЕЦ КАРДИНАЛА!.. О романе А. Бушкова.'
Д,АРТАНЬЯН - ГВАРДЕЕЦ КАРДИНАЛА!

«ИСТОРИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА»?.. «ЛИТЕРАТУРНАЯ ФАНТАСТИКА»?..

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР ЭПАТАЖА АЛЕКСАНДР БУШКОВ ОПЯТЬ ШОКИРУЕТ ЧИТАЮЩУЮ ПУБЛИКУ СВОИМ РОМАНОМ «Д, АРТАНЬЯН — ГВАРДЕЕЦ КАРДИНАЛА»!

 

«…— Ну что же… — сказал Атос задумчиво. — Неужели Красный Герцог подослал к нам этого гасконца? Удар шпагой — всегда удар шпагой, кто бы его не наносил, даже такой вот мальчишка…

— Верно подмечено, сударь! — расхохотался Д, Артаньян. — Ну так что же, будет кто-нибудь со мной драться или вы всё же покажете спины?

— Ничего не поделаешь, Портос, — сказал Атос с величайшим хладнокровием. — Убейте этого наглого щенка и скачите… ну, вы знаете. Я отправляюсь.

Он повернулся и решительными шагами отправился к своей лошади.

Портос кинулся на Д, Артаньяна, издав сущее львиное рычание. Клинки со звоном скрестились…»

 

— Что за ерунда? — возмутится читатель средних лет, протирая очки. — Не было такой сцены в бессмертном романе папаши-Дюма! Не успели они тогда подраться — пришли гвардейцы кардинала и Д, Артаньян тут же встал на сторону мушкетеров!»

Возмутится, и будет прав, заметим. Ибо в «Трёх мушкетерах» события развивались совсем иначе. Приведённый выше отрывок взят мной из романа Александра Бушкова «Д, Артаньян — гвардеец кардинала.» В этом романе известный «литературный хулиган» приводит свою версию жизнеописания известного всем литературного героя. И, надо сказать, свои резоны для нового прочтения биографии Д, Артаньяна у него имелись.

Все мы (я имею в виду своих ровесников — мальчишек 70-х годов) приобщались к «Трём мушкетерам» в городских и сельских библиотеках, учась в третьем или четвёртом классе. Это возраст примерно десяти лет. Весь роман «проглатывался» залпом, зачастую, в ущерб, как говорится, учебному процессу. Читали во время уроков, спрятав книгу под партой, читали ночью — забравшись с фонариком под одеяло. То что Дюма писал свой роман «не совсем для детей» нас нисколько не смущало. По тогдашней молодости и наивности мы попросту не могли взять в толк, чем же занимались Д, Артаньян с миледи во время ночного свидания, и пропустив «непонятную тягомотину» сразу переходили к дальнейшим приключениям отважного гасконца. А дальше были «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон или десять лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»…

Алые, с золотым тиснением, тома собрания сочинений Александра Дюма подарили многим из моего поколения неувядающие воспоминания праздника, знакомства с новым красочным миром. Какие там компьютерные «шутеры-стрелялки» и «стратегии»! По воздействию на детские умы они тут просто «рядом не стояли»!

И всё же, помню, несмотря на весь восторг, меня тогда, в процессе чтения мучил один вопрос. Какое-то неясное противоречие в облике главного героя, его устремлениях и поступках… Конечно, мне тогда было только девять лет, и я не мог понять, что же меня не устраивает в Д, Артаньяне, почему кажется, что он действует совсем не так (или — «не совсем так») как должен…

Сейчас-то я понимаю — Дюма с самого начала дает понять читателю, что молодой гасконец отправляется в Париж для того, чтобы СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ. Причём карьеру на государственной службе! Об отце главного героя говорится, что это «муж суровый», честный служака, чуждый каким-либо интригам. Он и сына-то своего воспитал в таком же духе.

«…Сын мой! — восклицает старый вояка. — Не покоряйтесь никому, кроме короля и кардинала!.. Только мужеством вы можете пробить себе дорогу наверх!..»

Забавно, что в списке «кому следует покоряться» имя капитана королевских мушкетеров отсутствует. Нет, Д, Артаньян-старший конечно уважает своего выдающегося земляка, который в детстве играл с будущим королем и даже дрался с ним, и которого «побаивается сам кардинал», но он не требует от своего сына непременного вступления в роту де Тревиля. Да, он дает рекомендательное письмо к нему, но только потому, что капитана мушкетеров он знает лично, а капитана гвардейцев кардинала господина де Кавуа — нет. И уж тем более Д, Артаньян не слышит от отца наставления ввязываться во всякие интриги, заговоры и мятежи. Служить Франции и на этой службе выдвинуться, завоевать известность и славу — вот что советует сыну почтенный отец.

Знал бы старый рубака как распорядился почтительный сын его советами. Вместе со своими новоприобретенными друзьями он интриговал не только против первого министра — всесильного кардинала Ришелье, но и против самого короля! Порой эти интриги (или «проказы, выходки» — называйте как хотите) велись на грани государственной измены. Одна помощь английскому министру Бэкингему незаметно проникнуть в Лувр чего стоила! А сам наш герой, продолжая всячески мешать кардиналу в расследовании оппозиционных интриг и заговоров, всё мечтает о государственной карьере… Службе Франции и королю… Непонятно!

 

У Александра же Бушкова всё просто и логично. Молодой гасконец прибывает в Париж служить государству — значит он априори кардиналист! Мало-мальски осмотревшись он (при его-то уме и хитрости!) должен понять, что рота королевских мушкетёров — это не самое лучшее место для демонстрации преданности Франции, королю и кардиналу. Сама логика событий должна была привести его в противоположный лагерь. (Тем более в романе Дюма знакомство Д, Артаньяна с господами мушкетёрами начинается с крупной ссоры.) Только тот факт, что граф Рошфор оказался подонком, которому во время важного свидания с суперагентом миледи нечего было делать, как только похищать рекомендательное письмо у мальчишки-провинциала, заставил молодого гасконца стать ярым антикардиналистом. О чём, кстати, он сам постоянно жалел — Дюма это явственно даёт понять.

По Бушкову в Менге Д, Артаньян оказался нежелательным свидетелем свидания мушкетеров с «белошвейкой Мари Мишон». Именно слуга Атоса «молчалник» Гримо защищая господина от «бешенного гасконца» натравил на него простонародье с дубьём. И спас Д, Артаньяна именно Рошфор! (Кстати, читая Дюма, всё не мог понять, почему всесильный граф, будучи у Ришелье «начальником разведки и контрразведки» столкнувшись с мальчишкой-скандалистом просто не вызвал стражников и не приказал арестовать того, чтобы проверить на причастие к заговору?)

После схватки в Менге с лучшими людьми де Тревиля да еще в отсутствии рекомендательного письма молодой гасконец, естественно, не мог расчитывать на теплый прием у капитана мушкетеров.

К тому же, сама атмосфера приемной господина де Тревиля… Юноша, которому суровый отец сумел внушить с младых ногтей преданность королю и восхищение его первым министром, услышав вольные разговоры господ мушкетеров, был шокирован и возмущён:

«… Собравшиеся были настроены по отношению к кардиналу не просто недоброжелательно — оставалось впечатление, что Ришелье был личным врагом буквально всех здесь присутствующих… Д, Артаньян наслушавшись вволю этих пересудов, подметил своим острым умом одну примечательную особенность. Если господин Д, Артаньян — отец восхищался кардиналом вовсе не бездумно, а мог подробно аргументировать все поводы к уважению и перечислить свершения кардинала, пошедшие только на пользу Франции, то здешние пересуды были лишены как логики, так и аргументов. Не было ни малейших попыток беспристрастно взвесить всё, что было сделано кардиналом для государства, ища как слабые стороны, так и сильные. Собравшимся здесь кардинал попросту не нравился, вот и всё. Его ненавидели, если рассудить, как ненавидят строгого учителя, требующего дисциплины в классе, или пристрастного командира, вздумавшего искоренить в своей роте беззастенчивую вольницу и ввести строгую дисциплину… он (Д, Артаньян) успел уже понять — собравшимся здесь не нужны ни аргументы, ни логика…» (Правда, злободневно звучит? Точь-в-точь, как на тусовках теперешней либеральной оппозиции, когда критика злоупотреблений и безобразий, творимых оборзевшими чиновниками вдруг переходит в огульное охаивание России, нашей истории и русского народа?)

…Разумеется, убедившись, что его знаменитый земляк разделяет сии «радикально-оппозиционные» взгляды, юный Д, Артаньян не смог найти поддержку и понимание у господина де Тревиля.

И вполне логично, что Атос, Портос и Арамис — отныне его враги, а друзья соответственно — благородный юноша де Вард, молчаливый гигант Каюзак (ростом немного уступающий Портосу), бесшабашный усач Бернаджу и дьявольски умный граф Рошфор… А кроме того наш герой с первого взгляда влюбился в спутницу графа — умную и грустную леди Кларик (эта, которая — миледи, разумеется), и если бы не коварная интриганка Бонасье… Короче — все очень забавно и свежо. И читается на одном дыхании, когда приключения героев имеют высшую цель — служение своей Родине…

 

А это, так сказать — на закуску:

 

«…— Вот, кстати, о премудростях, — сказал Д, Артаньян. — Где вы так научились виртуозить посохом? Это что-то невероятное, прямо-таки сверхъестественное…

— Ничего сверхъестественного, — усмехнулся Рошфор. — Всего-навсего бой на пастушьих посохах. Даже у простонародья, знаете ли, можно почерпнуть немало полезного. Для тех случаев, когда противник вместо честного боя на шпагах измышляет самые подлые приёмы…

— Чёрт возьми! — спохватился Д, Артаньян. — У наших пастухов, в Беарне, есть ведь нечто подобное! Но мне и в голову не приходило поближе присматриваться к забавам простонародья…

— И совершенно зря, — серьёзно сказал Рошфор. — Ничего, будет время, я вам покажу, на что способны в умелых руках пастушеская палка, американская верёвка с петлёй и даже, не удивляйтесь, обычный сапог…»

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль